Экспедиция – объединение мальчишек и девчонок, пап и мам, всех желающих проводить свое время с пользой, научиться тому, чего еще не знал раньше, стать лучше. Экспедиция - игра для тебя и твоих друзей, возможность объединения для добрых и полезных дел.
ИКС – это препятствия, трудности, испытания.
ИКС – это маршруты, объекты Экспедиции.
ИКС – это сами ее участники.
ИКС – это Игра, Конкурс, Состязание.
Участником Экспедиции может стать любой желающий, кто готов выполнить правила игры.
Экспедиция состоит:
из конкурсов – они позволяют увидеть в человеке то, о чем не было известно раньше, позволяют выбрать направления пути, составить карту исследований;
из игр – они учат, помогают узнать новое, знакомят ребят друг с другом;
из праздников – на них встречаются ребята из разных экспедиционных групп, рассказывают о себе, том пути, который прошли, и как им это удалось;
из турниров, встреч, соревнований – где определяются победители, подводятся итоги, намечаются маршруты Экспедиции.
Кто может стать организатором Экспедиции?
Для ребят 1-го класса – учитель и родители, старшие братья и сестры.
Для ребят 2-го класса – учитель, родители, сами ребята, ставшие победителями конкурсов, игр, турниров, проявившие себя.
Для ребят 3-го класса – учитель, родители и сами ребята, старшие друзья – члены детских объединений и организаций.
В Экспедицию могут отправиться и группы ребят разного возраста, объединенные общими интересами.
Программа Экспедиции носит обучающий характер. Развитие и задания связаны с материалами школьных уроков. Необходимо включение в игру подростков как помощников взрослых организаторов. Это зависит от уровня развития самой игры, от позиции организаторов игр – педагогов и родителей.
Организация конкретных дел (конкурсов, игр, праздников, турниров) проводится методом творческих групп, позволяющих привлечь к подготовке всех заинтересованных детей и взрослых.
Куда отправляется Экспедиция? Это зависит от того, с чем хотят познакомиться сами участники Экспедиции, чему научиться и в чем стать лучше. Для этого формируются различные экспедиционные группы (как временные, так и постоянные). Варианты «испытаний», «направлений», «маршрутов», «карт успеха»:
– «Солнцеворот» – путешествие в мир природы, экологии Земли;
– «Зазеркалье» – путешествие в мир самого себя, мир своей души, возможность научиться отличать хорошее от плохого, видеть себя глазами других людей;
– «Тили-мили-трамдия – путешествие для тех, кто ищет дело по душе, хочет разобраться в том, что такое «интерес», который у всех разный;
– «Неведомое, необычное» – путешествие для тех, кто сам может увидеть необычное в обычном, маршрут, который составишь ты сам вместе со своими друзьями.
«Экспедиция ИКС» поможет:
- научиться что-то делать своими руками;
- стать взрослее (от участника Экспедиции – к ее организатору);
- задуматься о том, что такое жизнь и как сделать ее лучше;
- найти настоящих друзей и единомышленников.
С чего начать?
1. Придумать конкурсы, которые помогут определить составы экспедиционных групп, выявить лидеров, определить то, что является трудным для всех.
2. Нарисовать «Карты пути» или «Карты успеха», состоящие из препятствий, преодолевая которые, каждый станет лучше, научится тому, что не знал раньше.
3. Составить игры, помогающие ребятам ответить на интересующие их вопросы, которые научат их разным умениям в спорте, труде, искусстве и т.д.
4. Вместе с победителями игр, конкурсов подготовить праздники, которые помогут поделиться находками.
5. Для подведения итогов разработать турниры, соревнования, где определяются индивидуальные и командные победители, знатоки, умельцы и т.д.
После того, как один из путей Экспедиции пройден, намечайте следующий маршрут, путь и т.д.
Что в результате «Экспедиции ИКС» должно произойти?
Для ребенка:
– раскрытие способностей, развитие склонностей и интересов, приобретение новых знаний, умений и друзей.
Для родителей:
– новые средства общения с ребенком, возможность лучше узнать его как «самостоятельного человека», «творческую личность».
Для педагога:
– использование различных приемов подачи учебного материала через игру, конкурсы;
– помощь в общении друг с другом;
– развитие организаторских, лидерских способностей школьников.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОБСУЖДЕНИЯ
1. Как связана сущность игровой деятельности и специфика игровой деятельности педагога?
2. Назовите основные элементы игровой технологии.
3. Какие функции выполняет педагог при организации игровых проектов?
4. Как определить эффективность игровой деятельности педагога?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Базовый уровень
1. Используя разработку игрового проекта, представленного в этом разделе книги, выделите характерные классификационные признаки игровых технологий этого игрового проекта.
2. Составьте план подготовки и проведения игры, используя следующую таблицу:
№
Задача
Ожидаемый результат
3. Составите правила организации игрового проекта, учитывая структуру и принципы игровой технологии.
Повышенный уровень.
1. Разработайте игровую технологию знакомства в детском коллективе, сформулируйте педагогические задачи, которые будут решены через игровые действия учащихся, используя следующую таблицу:
Педагогическая задача
Игровая задача
Игровой
результат
Педагогический результат игры
2. Используя как пример разработку игрового проекта, представленного в этом разделе книги, разработайте собственный игровой проект.
3. Определите собственные действия при организации разработанного вами игрового проекта, используя следующую таблицу:
Этап организации игрового проекта
Задача педагога
Формы
и методы
решения задачи
Ожидаемый
результат
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст]. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
2. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
3. Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников [Текст]: кн. для учителей / О.С. Газман, З.Б. Баянкина, В.М. Григорьев и др.; под ред. О.С. Газмана. – М.: Просвещение, 1988. – 157 с.
4. Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учеб. пос. – М.: Изд-во МПУ, 1996. – 269 с.
5. Прутченков, А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины [Текст] // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 121.
6. Князев, А.М. Обучение и развитие личности в организации (технологический подход) [Текст]: учеб. пос. – М., 2005. – 185 с.
7. Куприянов, Б.В., Рожков, М.И., Фришман, И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей [Текст]: учеб.-мет. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 216 с.
8. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст]. – М.: Новая школа, 1994. – 269 с.
9. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]. – М.: Владос, 1999. – 360 с.