Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сравнительные характеристики общения



в традиционном обучении и дискуссии[32]

Характеристики Обычный разговор Дискуссия
Кто больше говорит Учитель – две трети времени Ученики – половину времени или больше
Типичное поведение Вопрос – ответ. 1. Учитель спрашивает. 2. Ученик отвечает. 3. Учитель оценивает. Нет вопросов и ответов. Неупорядоченный обмен вопросами и ответами учителей и учеников
Обмен фразами Многократный, краткие быстрые фразы Более медленный, фразы длиннее
Вопросы Важен не вопрос, а знание учениками ответа Важен смысл вопроса.
Ответ Оценивается как правильный или неправильный. Единственный правильный ответ для всех учеников. Оценивается как «согласен – не согласен». Правильны самые разные ответы.
Оценивание «Правильно/неправильно». Только учителем «Согласен/не согласен». И учениками, и учителями.

 

Учителю нереалистично было бы ожидать, что при организации дискуссии все получится само собой. Опыт свидетельствует о том, что педагоги соскальзывают к привычной картине управления классом, опасаясь, что оживленное, неупорядоченное обсуждение может вывести учебный процесс из-под контроля. Многие педагоги заменяют самоорганизацию участников прямым управлением. Стремление «сжать» обсуждение, сделать его компактнее нередко приводит к превращению дискуссии в обмен вопросами и ответами между учителем и учениками. Если педагог хочет изменить взаимоотношения с учениками и добиться лучшего понимания, единственная рекомендация – пробовать проводить дискуссии и не останавливаться при неудачах. Именно так достигается взаимное понимание и расположение.

Учебная дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих одинаковую важность:


А). Задачи конкретно-содержательные:

– осознание обучающимися противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;

– актуализация ранее полученных знаний;

– творческое переосмысление возможностей применения знаний, и др.

Б). Организационные задачи:

– распределение ролей в группах;

– соблюдение правил и процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли;

– выполнение коллективной задачи;

– согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода, и т.д.

 

Этапы проведения дискуссии

 

Исследования по использованию дискуссии в различных условиях обучения свидетельствуют о том, что она уступает прямому изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

В дискуссии выделяют три этапа: подготовительный, основной и этап подведения итогов и анализа.

Подготовительный этап.

Подготовительный этап, как правило, начинается за 7-10 дней до проведения дискуссии. Учебные дискуссии должны быть хорошо подготовлены, а участники – знать содержание обсуждаемого вопроса. Для подготовки и проведения дискуссии можно сформировать временную группу(до пяти человек), задачами которой являются:

· подготовка дискуссии: выделение в теме проблемных вопросов; подбор материала, который должны освоить все участники для того, чтобы дискуссия была более плодотворной и содержательной; проверка готовности группы к обсуждению; определение круга докладчиков или экспертов (если это необходимо); подготовка помещения, информационных материалов, средств фиксации хода обсуждения и т.д.;

· выбор варианта ведения дискуссии и варианта проведения занятия в целом (например, переход к проектам и т.д.);

· проведение «мозговой атаки»;

· выработка правил;

· пересмотр и переформулирование в процессе дискуссии целей, проблем, если обсуждение зашло в тупик;

· выявление и обсуждение разногласий или расхождений точек зрения;

· обеспечение для участников возможности дать выход чувствам, поделиться переживаниями, возникающими у них как реакция на происходящее в аудитории.

Основной этап.

Для педагога во время проведения дискуссии важны три момента: время, цель, итог. Начинается дискуссия с вступления ведущего, которое не должно продолжаться более 5-10 минут. Во вступлении ведущий должен раскрыть основные моменты и наметить темы для обсуждения.

Приемы введения в дискуссию: изложение проблемы или описание конкретного случая; демонстрация кинофильма; демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал, архивные материалы и т.д.); приглашение экспертов; использование текущих новостей; видео- или аудиозаписи; инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода; стимулирующие вопросы и т.д.

При планировании работы на подготовительном этапе выбирается форма проведения дискуссии и после вступительного слова ведущего дискуссия продолжается в выбранной форме.

Формы дискуссии.

· Круглый стол – беседа, в которой на равных участвуют небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы.

Схема 4

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.