а) изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;
б) правдивость – то, что говорят и о чем говорят, должно быть правдой;
в) дискутанты должны вступать в дискуссиию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;
г) знание и понимание предмета разговора преподавателем и студентами в ходе дискуссии должно развиваться;
д) выдвигаемые аргументы должны быть обоснованы и доказательны;
е) участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости;
ж) решения принимаются с учетом перспективы развития группы;
з) все участники несут равную ответственность за выбранное решение.
2. Условия открытости:
а) предмет обсуждения должен быть открыт для дискуссии;
б) мышление и восприятие участников должно быть открыто для воздействия и понимания;
в) дискуссия открыта для всех аргументов, данных, точек зрения, критики;
г) дискуссия открыта для всех студентов и преподавателей, а также для всех, кто желает принять в ней участие, для исключения кого-либо должны быть очень веские причины;
д) время для дискуссии не ограничено;
е) результат дискуссии открыт, нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом должно быть одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе;
ж) цели и ход дискуссии на подготовительном этапе открыты, объявляется только тема;
з) участники дискуссии свободны в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения.
3. Правила общения:
а) преподаватели и студенты должны говорить друг с другом;
б) они должны слушать друг друга;
в) они должны отвечать друг другу;
г) все участники должны получить ясное представление о позициях друг друга;
д) миролюбие – соблюдение правил типа «в одно и то же время говорит только один человек», «не прерывать друг друга», «не ругать без доказательств непонравившиеся доводы или собеседника» и другие;
е) дружелюбие – люди не должны бояться высказывать честно и открыто свое мнение;
ж) равенство – каждый из участников имеет равные права и время для высказывания, одобрения и возражений, все мнения равны;
з) уважение – участники должны выказывать уважение и заботу каждому, вне зависимости от мнения, которое он высказал, и поста, который занимает высказывающийся;
и) скептицизм по отношению к авторитетам, уважается только суть высказывания, а не авторитет, на который ссылаются;
к) причины и доказательства должны быть ясно изложены с тем, чтобы другие быстро их поняли, аргументы должны точно отражать точку зрения и не вызывать двусмысленных толкований;
л) доказательство должно быть немногословным, без лишних повторов и примеров;
м) участники дискуссии свободны в своем обращении за разъяснениями к любому другому участнику. Дискуссия – это действие с множеством адресатов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОБСУЖДЕНИЯ
1. Чем дискуссия отличается от фронтального обсуждения?
2. Каковы условия повышения эффективности изучения материала при использовании дискуссии?
3. В чем достоинства и недостатки использования дискуссии в учебном процесс? В воспитательном процессе?
4. Каковы возможные ошибки педагога при организации дискуссии?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Базовый уровень
1. Разработайте краткую памятку по проведению дискуссии.
2. Проведите в группе дискуссию в форме учебного спора-диалога.
Повышенный уровень
1. Разработайте кейс для дебатов по теме «Технологии педагогической деятельности».
2. Проведите в группе дебаты по теме «Технологии педагогической деятельности».
3. Разработайте критерии оценки эффективности дискуссии.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников [Текст]. – М.: Сентябрь, 2003.
2. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
3. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст]. – М., 1998.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / под ред. Е.С. Полат. – М., 2003.
5. Педагогические системы и технологии [Текст]: лабораторный практикум / под ред. И.И. Цыркун, М.В. Дубовик. – М.: Тетрасистемс, 2010. – 224 с.
6. Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г. Методы формирования научно-исследовательских компетенций будущих педагогов [Текст]: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 116 с.