Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Идеи и принципы педагогических мастерских



Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. atelier – «ателье») начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе.

Цель технологии: интеллектуальное и творческое развитие учеников, создание условий для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.

Результаттехнологии: формирование у ребенка нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.

В основе технологии заложены следующие идеи:

1. Подход к ребенку: свободное образование и воспитание.

2. Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого – провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»).

3.Процесс творческого освоения программного материала, обучение как открытие предполагает построение деятельности участников мастерской как исследования. Преобладающий метод: проблемно-поисковый, диалогический.

4. Д.Г. Левитес определяет основные черты содержания и способов взаимодействия мастера и ученика: интериоризация получаемого на занятии знания через личный опыт ребенка, заключающаяся в самостоятельном «открытии», исследовании его происхождения, изучении сущности системных связей и зависимостей.

5. Приемы, которые используются на занятии по данной технологии, должны предполагать: а) отношение учителя к ученику как к равному; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знаний учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельное решение творческих задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

6. В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом, он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы.

7. В мастерской участникам предлагаются задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, каждый ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения. Таким образом, в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям.

8. Педагог реализует роль не учителя, не руководителя, а, скорее, «проводника», сопровождающего ученика по дороге познания. Основная цель мастера – обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребенком в рамках мастерской. Изначально занимая равную с учеником позицию, мастер не торопится отвечать на вопросы, подает необходимую информацию малыми дозами только при возникновении потребности в ней, по возможности стараясь свести собственную информативную, просветительскую функцию к минимуму, отсылая ребенка за консультацией к первоисточникам (книгам, статьям, словарям, энциклопедиям), товарищам, дальше продвинувшимся в освоении вопроса.

9. Создание на занятии атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы (темы).

10. Взаимопомощь, сотрудничество, взаимная поддержка участников мастерской друг друга позволяют через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания.

При построении занятия на основе технологии педагогических мастерских следует реализовывать следующие принципы:

1. Главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции.

2. В работе мастерской могут на равных участвовать все, независимо от возраста, уровня подготовленности, в мастерской «все способны».

3. Каждый участник мастерской имеет право высказать свою точку зрения и должен уважать мнение другого.

4. Оценки в мастерской не выставляются.

5. Особое внимание следует уделять эмоциям, которые испытывает участник мастерской в процессе работы.

6. Совместная образовательная и исследовательская деятельность участников мастерской: «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем».

7. В мастерской важнее процесс получения знания, нежели результат.

8. Каждый участник должен продвигаться к истине своим путем. Каждый имеет право на ошибку; ошибка – закономерная ступень процесса познания.

9. Вопросы в мастерской задает не мастер, а ученики, и сами на них отвечают – в одиночку, потом в парах, в группах.

 

Типы мастерских (классификация И.А. Мухиной):

1. По составу участников: только для учащихся; только для педагогов; для взрослых и детей.

2. По целям и способам деятельности: мастерские творческого письма (Материалы из опыта работы 1); мастерские построения знаний (Материалы из опыта работы 3); мастерские по самопознанию; мастерские отношений и ценностных ориентаций (Материалы из опыта работы 2).

3. По временной продолжительности процесса: «одноактные» (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд); «длительного действия» (может продолжаться неделю или даже несколько месяцев).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.