Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подготовка по общественному здоровью и здравоохранению



Организация охраны здоровья населения.

А) Понятие “здравоохранение”. Формы организации национального здравоохранения (частная медицина, медицинское страхование, государственное здравоохранение).

В) Правовые и организационные основы охраны здоровья населения ПФ

· Конституция РФ (1993г.);

· Закон РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” (1991 г.);

· Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993г.);

· Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (1997г.);

· Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью (1998 г.).

С) Система охраны здоровья в РФ (государств6енная, муниципальная, частная).

Общественное здоровье

А) Определение понятия “общественное здоровье”

В) Методы изучения и оценки общественного здоровья

1. Медико-демографические показатели: показатели механического движения населения ( миграция, иммиграция, эмиграция);

показатели естественного движения населения ( рождаемость, смертность, естественный прирост).

2. Заболеваемость населения.

3. Инвалидизация населения.

4. Показатели физического развития населения.

Медицинское страхование населения РФ.

А) Медицинское страхование как форма государственного социального страхования населения.

В) Цель и основные задачи медицинского страхования.

С) Объект медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования, их взаимодействие. Формы медицинского страхования (обязательное и добровольное).

Д) Источники финансирования здравоохранения в РФ ( бюджетные средства, страховые взносы, платные медицинские услуги, договорные работы).

 

 

4. Методические рекомендации по преподаванию специальности.

 

Последипломное профессиональное образование врачей имеет свои существенные особенности, которые откладывают свой отпечаток на всю организационную работу учебного процесса, формы и методы проведения учебных занятий.

Основными формами учебной работы являются:

1. лекции

2. семинары

3. практические занятия

4. контроль и оценка знаний

5. анализ конкретных ситуаций

6. самостоятельная работа слушателей

7. написание рефератов

Учебная лекция – одна из форм систематических учебных занятий. На лекции выносятся наиболее сложные теоретические разделы курса.

Различают следующие виды учебных лекций – вводные, тематические, обзорные, заключительные, комплексные, проблемные и клинические. Курс лекций может быть систематическим, специальным, посвящен избранным главам. Объем лекций в часах определяется учебным планом и программой обучения. К каждой лекции необходимо составление методической разработки. Методическая разработка должна содержать название лекции, цели и задачи ее, для какого контингента слушателей она предназначена, объем учебного времени, план лекции, характер иллюстрированного материала, перечень основной литературы

Для врачей-интернов лекции читаются 2 раз в месяц. Продолжительность лекции – 2 академических часа. Одной из форм систематических учебно-теоретических практических занятий является семинар. Это эффективная форма организации учебных занятий, способствующая наиболее глубокому и детальному усвоению учебного материала. В настоящее время семинары следует считать ведущей формой обучения. На клинических кафедрах распространенной формой семинара является утренняя конференция. Проведение утренних конференций фиксируется в расписании. На семинары предпочтительно выносить более сложные разделы, требующие глубокого осмысливания и логических действий. В подготовке к семинару следует четко определить цели и задачи семинара, дать название его в строгом соответствии с учебным планом и программой предмета, составить методическую разработку семинара. содержащую порядок работы семинара, перечень вопросов для дискуссии и литературу, необходимую для предварительной проработки. При этом необходима предварительная самостоятельная работа обучающихся к семинару. Время, отведенное на семинар составляет 2 часа.

Одной из форм семинара является клинический разбор, целью которого является развитие клинического мышления, формирование дифференцированного подхода к лечению больного, умение применить свои знания на практике. Кроме того проведится семинар в виде "Деловых игр". Это активная форма организации учебной работы, при которой знания, умение, навыки приобретаются путем самостоятельного решения тех или иных учебных проблем. В задачу деловой игры входят процесс выработки и принятия решения конкретной ситуации в условиях поэтапного уточнения необходимых факторов и анализа информации. Одна из форм проведения семинара – работа в "малых группах". Работа в малых группах включает в себя информационную и контролирующую функции. Также проводится решение ситуационных задач по различным разделам акушерства и гинекологии.

Практическое занятие – одна из форм систематических учебных занятий, на которых обучающиеся приобретают необходимые умения и навыки по тому или иному разделу определенной дисциплины.

Одной из форм практических занятий является клинический обход. Клинический обход осуществляют заведующие кафедрами, профессора и доценты кафедр. Клинический обход проводится не реже одного раза в неделю. Продолжительность клинического обхода не должна превышать двух академических часов. За 1 клинический обход осматривается от 20 до 50 больных. Завершается клинический обход вне палаты разбором каждого осмотренного больного.

Курация беременных и больных в акушерско-гинекологическом стационаре и женской консультации, является одной из форм систематического практического обучения, которая способствует более глубокому и детальному усвоению предмета, овладению необходимыми умениями и навыками, предусмотренными учебным планом и программой.

Обязательной формой практической деятельности интерна являются дежурства, на которых интерн осваивает диагностику и оказание оптимальной помощи при экстремальных состояниях в акушерстве и гинекологии. Целесообразно сочетать дежурства интернов с дежурствами преподавателей кафедры. Дежурства проводятся еженедельно.

Одной из форм организации учебного процесса является самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельная работа может включать в себя работу с учебной литературой и учебными пособиями, работу со справочной литературой, участие в научной работе кафедры, подготовку рефератов, посещение ЛКК, конференций, городских семинаров.

Контроль обучения – одна из важнейших форм учебных занятий. Контроль обучения проводится на всех этапах. Различают предварительный, текущий и итоговый контроль знаний на государственном экзамен. Контрольные вопросы, задачи и задания оценивают уровнь профессиональной компетентности и квалификации интерна. Одной из форм контроля знаний является тестовый контроль по разделам акушерства и гинекологии (см. приложение на дискете).

Оценка обучения является также важной составной частью контроля и представляет собой определение и выражение (в баллах) степени усвоения обучающимся знаний, умений, навыков, установленных целями и реализуемых программой обучения.

5. МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, СЕМИНАРОВ И ЛЕКЦИЙ

(унифицированная)

1. Название темы

2. Форма обучения, название цикла

3. Контингент обучающихся

4. Продолжительность занятия

5. Место проведения (для практического занятия)

6. Цель занятия

7. Задачи занятия (лекции, семинара, практического занятия)

8. Коды по унифицированной программе ( для сертификационных циклов, циклов тематического усовершенствования, общего усовершенствования)

9. План лекции, семинара, практического занятия с примерным распределением времени

10. Перечень оборудования, инструктивный и регистрирующей документации, объектов изучения

11. Методическое оснащение

а) иллюстративный материал

б) история болезни, индивидуальные карты больных

в) вопросы для разбора на семинаре

д) вопросы для программированного контроля знаний и ситуационные задачи – для практического занятия

12. Расширенный план занятия ( лекции, семинара, практического занятия) в тезисном варианте

13. Литература

14. Рекомендации для внедрения в практику здравоохранения.

15. Практические навыки (для практического занятия).

Требования к кадровому обеспечению учебного процесса: Реализация подготовки специалиста с высшим медицинским образованием должна обеспечиваться кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой специальности и систематически занимающимися научно-педагогической деятельностью. Преподаватели должны иметь ученую степень (и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере ( не менее 5 лет). Основой обучения врача оториноларинголога является индивидуальный план специализации, в котором предусматриваются следующие разделы:

Последовательность освоения всех разделов программы с указанием сроков и места обучения по каждому из них, а также непосредственного руководителя в этот период. Перечень тем докладов и рефератов, с которыми интерн выступает на семинарах, клинических разборах, конференциях. Темы санитарно-просветительных работ, лекций и бесед, место и сроки проведения. Формы участия в научно-практической работе.

Индивидуальный план составляется на основе "Типового учебного плана и программы" с учетом реальных возможностей базового учреждения, будущего места работы молодого специалиста. Усвоение практических навыков врачом-интерном обеспечивается во время работы на рабочем месте. Для этого среди 8 –10 больных, которых ведет интерн, должно быть 3 – 4 тематических в соответствии с изучаемым по индивидуальному плану разделу программы. Не исключается возможность одновременного изучения нескольких взаимосвязанных разделов. Овладение навыков необходимо оценивать на всех этапах подготовки специалиста: вначале интернатуры, при сдаче зачетов по разделам программы, на квартальных аттестациях, входе реферативных докладов и на заключительном экзамене.

Все виды контроля за ходом подготовки следует отражать в дневниках работы врачей – ннтернов (см. дневник).

Все записи интерна в дневник визируются непосредственным руководителем подготовки в родильном доме и гинекологических отделениях. Итоги аттестации оценивает и оформляет преподаватель кафедры акушерства и гинеколгии университета. Важным элементом в подготовке врача-интерна является его реферативная работа, призванная обучить молодого специалиста работе с научной литературой по специальной и смежным дисциплинам. За период обучение интерн пишет два реферата по акушерству и гинекологию. Темы рефератов выбирает с первых дней изучения того или иного раздела учебного плана, стремясь сформулировать ее максимально конкретно с проекцией на клинические аспекты проблемы (диагностику, в том числе раннюю, экспрессную, и терапию, в том числе интенсивную), вопросы диспансеризации и реабилитации. Возможно использование в качестве реферативной работы выполнение интерном переводов и обзоров иностранной научной литературы по избранной теме.

При разборе реферата интерна, руководитель должен оценить соответствие содержания выбранной теме, объем представленной информации и ее новизну, актуальность для практической деятельности, ясность изложения, правильность оформле6ния списка литературы в соответствии с библиографическими требованиями, а также изложить свои замечания и пожелания. Полезно использовать практику предварительного перекрестного рецензирования рефератов другими интернами, обучающимися на базе. При подготовке реферативной работы интерн обязан грамотно оформить библиографическую карточку на каждый использованный литературный источник. Заполненные карточки можно использовать для каталогов на базах интернатуры. Лучшие рефераты необходимо доложить врачам базовой больницы, использовать для сообщения на конференциях

Клинический разбор – обязательная форма работы с интернами. предметом клинического разбора могут быть наиболее сложные в диагностическом и терапевтическом отношении случаи заболевания, осложненные формы с особенностями тактики их ведения. истории болезни с протоколами аутопсий умерших больных. Разборы следует проводить не реже 1 раза в месяц с тем, чтобы все участники разбора могли подготовиться.

Клинический разбор проводят профессора, доценты, ассистенты кафедр, главные специалисты города, руководители подготовки интернов. Тема и дата проведения разбора сообщается всем участникам заблаговременно, тогда же интерны получают индивидуальные задания: подготовить демонстрацию больного, необходимые иллюстрации (таблицы, слайды, графики и т.п.). Ход подготовки материалов к разбору контролируется руководителем интерна для своевременного исправления недостатков и помощи.

Прогрессивной формой подготовки интерна является участие в научно-практической работе для приобретения навыков самостоятельной творческой работы, повышения интереса к избранной специальности, углубления знаний и умений, формирования способности к анализу выявленных факторов и их клинической интерпретации.

В качестве основных форм научно-практической работы интерна можно использовать:

- изучение и анализ особенностей течения отдельных нозологических форм по материалам данного стационара,

- оценка непосредственных и отдаленных результатов лечения больных с использованием новых средств терапии или комплекса терапевтических мероприятий,

- анализ ошибок в диагностике, терапии, причин заболеваемости и смертности в стационаре,

- разработку данных по эффективности внедрения новых методов диагностики и терапии,

- анализ показателей деятельности базового учреждения за месяц (квартал, полугодие, год) и участие в составлении отчетов больницы или отделения. В ходе обучения интернов желательно привлекать их к активному участию в научной работе.

Суммарная оценка зачета (аттестации) в баллах отражается в дневнике с указанием недостатков и рекомендации по их устранению. При последующих зачетах руководитель интерна и куратор института выясняют, удалось ли интерну повысить уровень профессиональных знаний и практических навыков по этому разделу.

Аналогичный принцип необходимо применять при построении вопросов собеседования на заключительном экзамене.

Экзамен на право самостоятельной работы акушером-гинекологом целесообразно проводить в три этапа. На первом этапе проводится тестовый контроль знаний, на втором – проверяется способность врача – интерна выполнять различные акушерско-гинекологические манипуляции , согласно перечню навыков и умений, необходимых для его деятельности, что оценивается в баллах. Третий этап проводится в форме собеседования интерна с членами экзаменационной комиссии. Суммарная оценка в баллах выставляется в протоколе экзамена, там же делается запись о возможности самостоятельной работы интерна акушером-гинекологом,

 

 

6. Типовой учебный план одногодичной специализации (интернатура) по специальности врач акушер-гинеколог.

 

 

  Код модуля     Наименование модуля   Самостоятельная работа (часы)   Семинары   (часы)   Всего   (часы)   Контроль знаний
    1.   Амбулаторная акушерско-гинекологическая помощь               Собеседование 1 час
  2.   Дородовое отделение         Собеседование 1 час
  3.   Родильное отделение         Собеседование 1 час
  4. Физиологическое и обсервационное послеродовое отделение         Собеседование 1 час
  5. Отделение новорожденных       Собеседование 1 час
  6. Основы реанимации и интенсивной терапии         Собеседование 1 час
  7. Воспалительные заболевания. ИППП. Аборт. Внематочная беременность. Бесплодный брак эндометриоз.           Собеседование 1 час
8. Гинекологическая эндокринология.       Собеседование 1 час
  9. Доброкачественные и злокачественные опухоли женской половой сферы.         Собеседование 1 час
  Итого
  Элективы: 1. Педагогика. 2. Сохранение репродуктивного здоровья. Профилактика ВИЧ. 3. Планирование семьи. Подготовка к беременности. Контрацепция.               Зачет   Зачет   Зачет  
  Итого.

 

7. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Вся программа разделена на 9 модулей .

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.