Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Макро- и микроэкономические показатели



Среди экономических показателей большое значение для анализа экономической деятельности имеют макро- и микроэкономические показатели. Приведем некоторые из них:

Макроэкономические показатели:

1. Валовой внутренний продукт (ВВП) -совокупная рыночная цена всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны в течение года. ВВП измеряет производство товаров и услуг всеми факторами производства (труд, капитал, природные ресурсы, информация, предпринимательская способность), расположенными на территории страны, независимо от их принадлежности своим или чужим фирмам и гражданам. Для измерения экономического потенциала страны используется показатель абсолютного объема ВВП, а уровень экономического развития можно оценить с помощью показателя ВВП на душу населения.

2. Валовой национальный продукт (ВНП)- совокупная рыночная цена всех конечных товаров и услуг, произведенных с использованием национальных факторов производства. ВНП измеряет сумму всех первичных доходов государства, независимо от того, оказались ли они в его распоряжении в результате функционирования факторов производства, находящихся на территории страны или вне ее. К примеру, прибыль, полученная российскими компаниями за рубежом, учитывается в составе ВНП.

3. Уровень инфляции -темп роста цен за определенный период (месяц, полугодие, год). Инфляция - это переполнение сферы обращения избыточной по отношению к потребностям товарооборота денежной массой. Инфляция, по мировым меркам, считается высокой, если она превышает 10% в год, а при росте цен на 40% в год и более вложения в производство становятся невыгодными.

4. Уровень безработицы -отношение безработных ко всей численности трудоспособного (экономически активного) населения.

Микроэкономические показатели:

1. Выручка (объем продаж) - величина реализованной предприятием продукции в денежном выражении.

2.Валовая прибыль -разница между выручкой и издержками (затратами) на производство товаров и услуг.

3. Рентабельность- отношение валовой прибыли к издержкам производства. Показатель рентабельности используется при государственном регулировании уровня цен. Устанавливая норматив рентабельности, государство тем самым задает границу прибыли, а через нее влияет и на цену готового продукта. В России норматив рентабельности применялся как способ борьбы с ростом цен в начале 90-х годов XX в.

4.Чистая прибыль -валовая прибыль, уменьшенная на величину налогов.

5.Издержки производства(совокупные, или валовые, постоянные, переменные).

Постоянныеиздержки - это затраты, не зависящие от объемов производства (арендная плата за производственные или складские помещения; выплата процентов по кредиту; земельный налог; оплата управленческого персонала и т.п.).

Переменныеиздержки напрямую связаны с объемом производства. Они в той или иной мере пропорциональны выпуску продукции (расходы на сырье, энергию, найм работников и т.п.).

Совокупные,или валовые,издержки производства представляют собой сумму постоянных и переменных издержек.

6. Эффективность производства- соотношение затрат и результатов производства. Эффективность - комплексная характеристика работы предприятия. Она тем выше, чем весомее результаты производства и ниже затраты. Показатели эффективностиработы предприятия:

  • производительность труда - выработка продукции одним работником в единицу времени;
  • интенсивность труда - затраты труда в единицу времени;
  • фондоотдача - выработка продукции в расчете на одну единицу имеющегося оборудования;
  • материалоемкость - количество сырья и материалов, затраченных при изготовлении одной единицы продукции.

3.3. Рыночная экономика и рыночный механизм

Основные понятия рыночной экономики

Понятие "рынок" многогранно. Первоначально рынок рассматривался как рыночная площадь, базар - место розничной торговли, т.е. товарообмен осуществлялся в определенном месте. По мере развития и углубления общественного разделения труда понятие рынка менялось. Можно предложить следующее определение рынка.

Рынок- это форма экономических связей между отдельными (обособленными), самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами экономики.

Для функционирования рынка необходимо наличие и соблюдение базовых принципов:

  • 1) многообразие форм собственности - частной, государственной, акционерной, кооперативной и т.д. На рынке при купле-продаже товаров происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой;
  • 2) экономическая свобода производителей;
  • 3) формирование цен под воздействием спроса и предложения;
  • 4) наличие условий для честной конкуренции;
  • 5) открытость экономики для иностранных инвестиций;
  • 6) наличие разумной безработицы.

Рыночный механизм

Координацию всех независимо принимаемых механизм решений осуществляет рыночный механизм, основными элементами которого являются: спрос, предложение, цена, конкуренция.

Спрос -платежеспособная потребность населения в товаре (услуге), т.е. то количество товаров (услуг), которые потребитель желает и может приобрести по определенной цене. Иными словами, спрос необходимо оценивать в зависимости от цены: чем выше цена товара, тем ниже спрос на него, и наоборот.

Предложение -это то количество товаров, которое предприниматель может и готов продать на рынке по конкретной цене. Предложение, как и спрос, необходимо оценивать и рассматривать только во взаимосвязи с ценой: чем выше цена товара, тем выше его предложение, и наоборот.

Рыночная ценаформируется на основе взаимодействия спроса и предложения. Их изменение по отношению друг к другу ведет либо к повышению, либо к понижению рыночной цены.

Представим себе реальный рынок, где продаются и покупаются товары. Продавцы хотят продать товар дороже, а покупатели - купить товар дешевле. Интересы продавцов и покупателей не совпадают. Но друг без друга на рынке они существовать не могут. Поэтому в определенный момент устанавливается такая цена на товар, которая устраивает и продавцов, и покупателей. Она называется ценой рыночного равновесия.

Это равновесие временное. На спрос и предложение воздействуют факторы (изменение доходов населения, изменение числа продавцов, изменение вкусов потребителей и т.д.), которые меняют спрос и предложение либо в сторону их увеличения, либо уменьшения. Предположим, что спрос на товар возрос. Поскольку рынок мгновенно не способен отреагировать на дополнительный спрос, возникает ситуация временного товарного дефицита. В этом случае цена на данный товар увеличится. В данную область производства направятся свободные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Среди товаропроизводителей усилится конкурентная борьба, поскольку каждый из них стремится получить высокую прибыль, пока существует временная нехватка товаров. Предложение на товар возрастает, дополнительный спрос удовлетворяется, цена на товар снижается, и опять наступает ситуация рыночного равновесия, когда цена товара устраивает и продавцов, и покупателей.

Так работает механизм рынка. Выделим в нем главное:

1.Рыночный механизм - основа рынка. Он обеспечивает как доведение решений одних хозяйствующих субъектов до других, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию.

2. Цены выступают как организующая сила рынка. Они служат сигналом, дающим информацию об условиях на рынке, как для потребителей, так и для производителей. Они служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут "сверять" свой выбор, преследуя частный интерес. Через цены стимулируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические интересы.

3. Конкуренция (или столкновение экономических интересов товаропроизводителей) является регулирующей и контролирующей силой рынка. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Нерентабельные предприятия разоряются.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.