Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Человек многокачественное явление



Для исследования человеческой сущности в философии существует многообразие понятий, важнейшими из которых являются человек, индивид, индивидуальность, личность.Эти понятия характеризуют отдельного человека с различных сторон.

Понятие человекотражает общие черты (биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться), присущие всему человеческому роду. Таким образом, оно дает самую общую и абстрактную характеристику индивида, лишенную его конкретного образа.

Понятие индивидобозначает человека как единичного представителя человеческого рода. Это обобщенный образ конкретного человека. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные свойства человека. С понятием "индивид" тесно связано понятие индивидуальность.Индивидуальность характеризует самобытность, неповторимость, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.

В понятие личностьвкладывается еще более узкий смысл. Личность - это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, моральные убеждения и др.). Понятие "личность" отражает лишь социально значимое в человеке и употребляется в оценочном смысле.

Человек личностью не рождается, он ею становится в процессе активной деятельности. Формирование личности происходит в процессе усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей и т.п. Этот процесс называют социализацией личности.Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта и осуществляется через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни. Личность, застывшая в своем формировании, - это деградирующая личность.

2.2. Духовный мир человека. Мировоззрение и ценности

Духовный мир человекавозникает в процессе его практической деятельности и является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

Духовный мир человека представляет сложную систему,состоящую из знаний, ценностей, убеждений, потребностей, веры, способностей, целей, чувств и эмоций.

Мировоззрение

Важным компонентом духовного мира человека является его мировоззрение.

Мировоззрение- это совокупность представлений, оценок и взглядов на мир и место человека в этом мире.

В мировоззрении переплетены знания, ценности и программы действий. Мировоззрение определяет принципы поведения и деятельности человека, формирует его идеалы, моральные нормы, политические ориентации. Мировоззрение - это основной критерий, мерило мыслей и поступков человека.

В структуре мировоззрениявыделяют два уровня: конкретно-образный и рациональный.

Конкретно-образный уровеньсоответствует чувственному постижению мира. На этом уровне формируется мироощущение, мировосприятие, миропредставление. Это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения.

Рациональный уровеньсвязан с наличием у человека понятийного мышления, источником которого являются рассудок и разум. На данном уровне формируется миропонимание. Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Субъектами (носителями) мировоззрениявыступают отдельные индивиды, социальные группы, классы и общество в целом. Хотя эти виды мировоззрения взаимосвязаны, тем не менее они существенно отличаются друг от друга своим содержанием и спецификой формирования. Каждый субъект вносит нечто свое, неповторимое в мировоззрение, делая его своеобразным и оригинальным.

Формирование мировоззрениясвязано с процессами, происходящими в обществе, и зависит от уровня его развития. У отдельного человека формирование мировоззрения может происходить либо стихийно, либо сознательно. Стихийно формируемое мировоззрениебазируется на жизненном опыте человека, полученном в повседневной жизни. Такое мировоззрение называютобыденным.Оно характеризуется недостаточной системностью, эклектичностью (соединение противоположных взглядов, идеалов и т.д.), фрагментарностью, опирается на недостаточно обоснованные знания. Обыденное мировоззрение не всегда позволяет человеку дать обоснованные ответы на вопросы мировоззренческого характера. Как правило, содержание обыденного мировоззрения меняется в зависимости от условий жизни человека.

В основе сознательно формируемого мировоззрениялежат наука и философия, которые помогают человеку построить целостную картину мира.

2.3. Познание мира. Чувственное и рациональное познание

Способность получать знания о мире - одна из важнейших характеристик человека, необходимое условие его существования как вида. Именно по этой причине вопросы о том, способен ли человек к постижению мира, как человек получает знания, адекватно ли он воспринимает мир или впадает в заблуждение, на протяжении уже многих столетий находятся в центре внимания философов и ученых.

Познание- это процесс получения знаний о действительности, процесс отражения действительности в сознании человека. В широком смысле познание - это деятельность по получению, хранению, переработке, систематизации и передаче знаний.

Чувственное познание

Принято выделять две ступени познания: чувственное познание и рациональное познание.

Чувственное познание - процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств.

В результате в сознании человека формируются образы отдельных, конкретных объектов.

Чувственному познанию присущи следующие формы:ощущение, восприятие, представление.

Ощущения- это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов.

Так, зрение дает человеку ощущения цвета и формы предмета, обоняние - ощущение того или иного запаха, осязание - ощущения твердости, холода и т.п.

Восприятие- это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений.

При этом восприятие не является простой, "механической" суммой. Так, ни один человек не воспринимает, к примеру, стол только лишь как совокупность "плоскости", "твердости", "приподнятости над полом". На этапе восприятия человек не просто суммирует отдельные ощущения, но воспринимает предмет как некую целостность, выделяет данный предмет из окружающей действительности.

Представление- это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним.

На основании чувственного опыта человек может формировать представления не только о предметах, которые были даны ему в ощущениях и восприятиях, но и о предметах, с которыми он не имел непосредственного контакта.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.