Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Свойства и виды истины



Помимо критериев истины, теория познания также исследует различные ее свойства и виды. К числу наиболее важных свойствистины относят:

  • конкретность -зависимость истины от места, времени и других условий ее получения;
  • объективность- независимость истины от индивидуальных свойств познающего субъекта, воспроизведение объектов и явлений так, как они существуют в действительности.

Видыистины можно классифицировать. Так, выделяют истину обыденного знания,опирающуюся на повседневный опыт, и научную истину,предполагающую систематизацию знаний с целью выявления действующих в мире законов и закономерностей, объяснения и предсказания различных явлений.

Также различают абсолютную и относительную истину.

Под абсолютной истинойпонимают полное, исчерпывающее знание о каком-либо объекте или явлении, которое не может быть опровергнуто дальнейшим развитием познания.

Однако получение абсолютной истины является весьма непростой задачей. Уровень наших знаний, их точность зависят от многих обстоятельств. Окружающий нас мир не является застывшим, он изменяется, развивается. Также развиваются и познавательные способности человека, но их уровень не позволяет нам сразу проникнуть в сущность всех процессов и явлений. Человек постепенно накапливает знания о действительности, корректирует их, уточняет. Каждый познавательный акт дает нам знание о тех или иных сторонах и свойствах изучаемых объектов, явлений.

Знание, характеризующееся той или иной степенью полноты, точности, знание, достигнутое на данном этапе познавательной деятельности, называется относительной истиной.

Таким образом, абсолютная истина является тем предельным знанием, к которому стремится человек, накапливая относительные истины.

2.5. Наука и особенности научного познания

Каждый человек осуществляет познавательную деятельность. Однако познание - не просто одна из естественных способностей человека, реализуемая на уровне повседневного обыденного опыта. В человеческом обществе познание приобрело статус особого вида деятельности, оформившегося в самостоятельный социальный институт, которым стала наука.

Наука- сфера человеческой деятельности, функциями которой являются выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

Результатом научной деятельности является система знаний, формирующая научную картину мира, которая отражает законы и закономерности, действующие в природе и обществе, дает возможность объяснить и предсказать протекающие в них процессы и явления. В этом качестве наука противопоставлена другим формам отражения действительности - мифологии, религии, искусству.

Принято считать, что наука как особый вид деятельности возникла около VI в. до н.э. в Древней Греции, хотя начала научных знаний формировались и в гораздо более древних обществах. Ядро современной науки - так называемая "классическая наука" - оформилось в XVI-XVII вв. В этот период на волне глубоких перемен в европейском обществе, связанных с зарождением промышленного способа производства, освобождением от диктата церкви, наука приобрела особое влияние на все сферы общественной жизни. Тогда же наука приобретает признаки не только вида деятельности, но и социального института: возникают первые научные общества, академии, начинается издание научных журналов.

Особенности науки

Наука имеет ряд особенностей, отличающих ее от других способов познания мира.

1.Целью научного познания является исследование объективных законов и закономерностей,действующих в природе и обществе. При этом под закономпонимается необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь явлений. Соответственно изучение отдельных, единичных, случайных явлений не является целью науки. Такие явления, оказываясь в ее поле зрения, служат для выработки обобщений, проверки гипотез, формирования системы законов, имеющих универсальный характер.

2.Требование объективности научного знания предполагает его независимость от влияния познающего субъекта.В отличие от других способов отражения действительности, научное знание не может быть субъективным. Для науки безразлично, кто открыл тот или иной закон. Научное познание направлено на отражение действительности такой, как она существует, а не на реализацию индивидуальных способностей того или иного ученого.

3.Научное познание рационально.Это, конечно, не означает, что наука отвергает чувственное познание. Однако чувственный опыт в рамках научного исследования полностью подчинен рациональному началу. Такие чувственные по своей природе методы познания, как наблюдение и эксперимент приобретают научный характер только при условии их подготовки и последующей интерпретации для обоснования теоретических выводов.

4.Научное знание имеет системный характер.Элементы научного знания не разрознены. Взаимосвязанные понятия и суждения образуют научные теории, которые раскрывают законы и закономерности, действующие в исследуемой области. При этом элементы научного знания не должны противоречить друг другу. Разрешение в ходе научного исследования возникающих противоречий является способом формирования научного знания и исключения из него заблуждений.

5.Научное познание доказательно.В этой связи наука противопоставляет знание вере и мнению - формам отражения действительности, не требующим обоснования собственной достоверности. Научное знание должно быть доказано, то есть его истина должна быть обоснована. Если же такое обоснование не достигнуто, знание признается лишь гипотезой, то есть предположением, выдвигаемым для объяснения тех или иных явлений.

6.Научные знания проверяемы (верифицируемы)и воспроизводимы.Уникальный результат, который не может быть проверен и воспроизведен другими исследователями, не включается в научные знания.

7.Каждая наука имеет свой объекти предмет.Один и тот же объект может изучаться различными науками. Так, общество является объектом исследования социологии, политологии и других наук. Но каждая наука имеет свой собственный предмет - ту относительно самостоятельную сторону объекта, которая находится в центре внимания данной науки. Так, если предметом политологии является государственная власть, то предметом социологии - различные общественные группы и закономерности массового поведения людей.

8.Наука формирует свой специфический язык,с помощью которого обозначаются понятия и категории. Типичным примером языка науки является язык, используемый для записи химических формул. Но даже если язык построен на основе естественного (разговорного) языка, что свойственно для большинства общественных наук, он также обладает существенными для научного языка особенностями. В частности, для таких языков должно выполняться требование строгого и однозначного придания смысла терминам.

9.Наука обладает инструментальным характером.Каждая наука формирует свой специфический инструментарий, предназначенный для целей научного исследования. Инструментальность науки можно понимать в узком смысле: так, практически все науки о природе используют специально созданные приборы. А можно - в широком. В этом случае инструментами ученого становятся специально разработанные способы решения исследовательских задач - методы.Наличие собственной совокупности методов является характерной чертой каждой науки.

Научные методы

Среди научных методов обычно выделяют:

  • философскиеметоды - методы, определяющие наиболее общие подходы и принципы научного исследования. К числу таких методов относят, к примеру, диалектический и метафизический методы;
  • общенаучныеметоды - методы, применяемые во всех науках, имеющие, в отличие от философских, не мировоззренческий, а, скорее, "инструментальный" характер. К их числу относятся анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, гипотетико-дедуктивный метод и др.;
  • частнонаучныеметоды - методы, применяемые в той или иной науке и обусловленные природой изучаемого объекта. Такими, к примеру, являются применяемый в правоведении сравнительно-правовой метод или практикуемый прикладной социологией метод опросов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.