Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ



 

Принцип дополнительности сформулировал выдающийся датский физик Нильс Бор в связи с необходимостью интерпретации кванто­вой механики.

Как способ описания при анализе альтернативных, противоре­чивых ситуаций принцип дополнительности стал применяться в различных сферах познания, превратившись в общенаучный методоло­гический принцип.

Использовать принцип дополнительности в педагогике предложил В.Д. Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека.

В социальной педагогике принцип дополнительности, даже скорее лежащая в его основе идея, имеет большое значение, ибо позво­ляет упорядочить знания и изменить угол зрения в рассмотрении довольно большого круга проблем. Его применение предполагает:

подход к развитию человека как к совокупности взаимодо­полняющих процессов - природного, культурного, социально­го и др., которые определяют характер, содержание и ре­зультаты его социализации;

изучение и описание социализации как совокупности стихий­ного, частично направляемого, относительно социально кон­тролируемого процессов развития человека, а также его са­моизменения;

выявление и изучение взаимодополняющих факторов социа­лизации различного уровня: мега — космос, планета, мир; макро - страна, этнос, общество, государство; мезо - реги­он, средства массовой коммуникации, субкультура, тип посе­ления; микро - семья, соседство, группы сверстников, воспи­тательные, религиозные и иные организации, микросоциум;

подход к изучению воспитания как одному из социальных ин­ститутов, который, в частности, включает в себя взаимодо­полняющие виды воспитания (семейное, социальное, религи­озное, коррекционное, диссоциальное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муници­пальные, локальные) и воспитательные организации различных видов и типов;

рассмотрение социального воспитания как совокупности взаи­модополняющих процессов (например, организации социаль­ного опыта, образования, индивидуальной помощи), создаю­щих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;

признание того, что содержательно процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя хотя и про­тиворечивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей (западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социаль­ных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.), что и требует реализации принципов гуманизации, природо- и культуросообразности, вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности, незавершимости в со­циальном воспитании.

Все это далеко не исчерпывает возможности применения прин­ципа дополнительности в социальной педагогике, по мере развития которой будут открываться все новые и новые аспекты углубления с его помощью социально-педагогического знания.

Задания для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте содержание социальной педагогики как отрасли знания.

2. Раскройте взаимосвязь социальной педагогики и других отраслей педа­гогики, человеко- и обществознания.

3. Охарактеризуйте функции социальной педагогики и принцип дополни­тельности.

Литература для самостоятельной работы

 

1. Наторп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 5-21.

3. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. - Ека­теринбург, 1995.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ............................................................................................... 3

ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ..................................................................... 5

ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ........................................................................................................................ 11

ГЛАВА IV. МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР.............................................................................. 17

ГЛАВА V. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЛИЯНИЯ МАКРОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ.......................................... 19

§ 1. СТРАНА............................................................................................................................................................................................................ 19

§ 2. ЭТНОС.............................................................................................................................................................................................................. 20

§ 3. ОБЩЕСТВО..................................................................................................................................................................................................... 23

§ 4. ГОСУДАРСТВО.............................................................................................................................................................................................. 28

ГЛАВА VI. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЗОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА...... 31

§ 1. РЕГИОН............................................................................................................................................................................................................ 31

§ 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ..................................................................................................................................... 34

§ 3. СУБКУЛЬТУРЫ............................................................................................................................................................................................. 36

§ 4. ТИП ПОСЕЛЕНИЯ......................................................................................................................................................................................... 40

4.1. СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ...................................................................................................................................................................... 40

4.2. ГОРОД........................................................................................................................................................................................................... 41

4.3. МАЛЫЙ ГОРОД.......................................................................................................................................................................................... 44

4.4. ПОСЕЛОК.................................................................................................................................................................................................... 45

4.5. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.............................................................................................. 46

ГЛАВА VII. ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ.............................................................. 50

§ 1. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.................................................................................................................................................. 50

§ 2. СОСЕДСТВО................................................................................................................................................................................................... 54

§ 3. ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ........................................................................................................................................................................... 55

§ 4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ.......................................................................................... 58

§ 5. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.................................................................................. 60

§ 6. КОНТРКУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДИССОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ....................................................................... 63

§ 7. МИКРОСОЦИУМ........................................................................................................................................................................................... 65

ГЛАВА VIII. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ДУХОВНО-ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...................................................................................................................................................... 69

§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА............................................................................................................................................ 69

1.1. БЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ........................................................................................................................................ 69

1.2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ................................................................................................. 72

1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ......................................... 77

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ.............................................................................................................................................................................................. 82

§ 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ.............................................................................................................................................................. 85

§ 4. ЛОКАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.................................................................................................................................. 87

ГЛАВА IX. СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. ВОСПИТАННОСТЬ............................................................................................................ 91

ГЛАВА Х. ИЗДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ.................................................................................................................................................... 94

ГЛАВА XI. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ............................................................................................ 101

СОДЕРЖАНИЕ..................................................................................................................................................................................................... 105

 

 

Учебное издание

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.