Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА IX. СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. ВОСПИТАННОСТЬ



 

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимо­действия с многообразными и многочисленными факторами, груп­пами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. Взаимодействие с ними, влияние их на детей, подрост­ков, юношей не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу.

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, от­носительно направляемой и относительно социально контроли­руемой социализации во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом - его социализированность.

В рамках проблемы социализированности как результата со­циализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контро­лируемой социализации.

О воспитанности. На бытовом уровне воспитанность понимает­ся довольно однозначно и односторонне, о чем свидетельствуют словари: «Воспитанный человек, выросший в обычных правилах светского приличия, образованный» (В.И. Даль). «Воспитанность - умение вести себя; благовоспитанность» (Сло­варь русского языка. - М., 1957). «Воспитанный - получивший хорошее воспитание, умеющий вести себя» (там же).

Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично в связи с многообразием трактовок поня­тия «воспитание».

Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с помощью эмпирических показателей вызывают те или иные воз­ражения. Более или менее корректно это делается по отношению к таким аспектам воспитанности, как образованность, профес­сиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установ­ки, например в сфере межэтнического взаимодействия и др., далеко не всегда соответствуют его реальному социальному по­ведению.

Из истории известно, что многие выдающиеся педагоги-прак­тики задумывались о том, кого они хотят воспитать. Одним из довольно полезных и любопытных продуктов подобных раздумий стали критерии готовности к жизни и к социальной интеграции воспитанников детских домов семейного типа, выработанные соз­дателем «детских деревень» австрийцем Германом Гмайнером и его сотрудниками. Эти критерии - плод анализа результатов мно­голетней практики воспитания, а потому довольно конкретны: законченное школьное или профессиональное образование; рабо­та по специальности; основание собственной семьи; реалистиче­ские жизненные цели; социальная зрелость, при которой взаимо­отношения с согражданами отличаются уважением, готовностью помочь и терпимостью; собственный вклад в дело дальнейшего развития общества.

Почти каждый выдающийся педагог-теоретик также предлагал свой взгляд на то, что представляет собой воспитанный человек. Поскольку социальная педагогика рассматривает воспитание в контексте социализации, и воспитанность как результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихий­ной социализации, постольку весьма интересным представляется мнение К.Д. Ушинского, который писал, что воспитанность - это «образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

В русле предложенного в этом учебнике подхода к воспитанию как составной части социализации и исходя из понимания соци­ального воспитания как планомерного создания условий для от­носительно целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека, воспитанность можно лишь условно выде­лить из социализированности.

О социализированности. Единой точки зрения на то, что представ­ляет собой социализированность человека, не существует. Трактовки социализирован­ности весьма многообразны (это показала в своем исследовании А.С. Волович) и в большой мере зависят от того, в русле какого подхода к социализации они рассматриваются.

В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализа­ции социализированность в общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным об­ществом». Социализированность определяется как «результатив­ная конформность индивида к социальным "предписаниям"».

Иной взгляд на социализированность у других исследователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социализирован­ность должна основываться на усвоении им не просто суммы раз­личных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, вклю­чающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психолог и педагог Л. Колберг под­черкивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное при­способление к своей среде в случае ее изменения делает их неиз­бежными.

В многочисленных исследованиях все больше внимания уделяет­ся выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обес­печивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем. В частности, например, социализиро­ванность рассматривается как усвоение личностью установок, цен­ностей, способов мышления и других личностных и социальных ка­честв, которые будут характеризовать ее на следующей стадии разви­тия. Этот подход, который американский исследователь А. Инкельс назвал «заглядывание вперед» (изучение того, каким ребенок дол­жен быть сейчас, чтобы, став взрослым, он был успешен), очень характерен для развития сегодня эмпирических исследований.

Достаточно распространенным стало мнение о том, что социа­лизация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются раз­личные механизмы такой ориентации. Один из них основан на понятии «ситуационного приспособления» - «вступая в новую ситуацию, индивид соединяет новые ожидания других со своим "Я" и таким образом приспосабливается к ситуации». Однако такой подход превращает человека в некий флюгер (что имеет место, но не всегда).

Существенно иначе трактуют социализированность исследова­тели, рассматривающие социализацию как субъект-субъектный процесс. Они считают, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собст­венного развития и в какой-то мере общества в целом.

Так, американские ученые М. Райли и Е. Томас, характеризуя социализированность, особое внимание уделяют наличию у чело­века собственных ценностных ориентации. Они считают, что слож­ности в социализации возникают в том случае, когда ролевые ожи­дания не совпадают с самоэкспектациями (самоожиданиями) индивида. Исследователи считают необходимым, чтобы в этих случаях человек осуществлял ролевые замены или перестройку ценностных ориентации. Иными словами,.в случае сложностей или неуспехов в социализации социализированный индивид стремится к изменению самоэкспектации и умеет оставлять предшествующие роли.

Американский исследователь Э. Келли, используя понятие «пол­ностью функционирующая личность», которое с некоторой долей условности можно рассматривать как синоним «социализиро­ванной личности», характеризует ее следующим образом: «...пол­ностью функционирующая личность думает о себе, о других, видит возможность создания своего "само" в других; поняв движущую природу жизни и динамику изменения, она понимает ценность ошибок; полностью функционирующая личность принимает твор­ческую роль».

Исследователями, работающими в русле субъект-субъектного подхода, выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценност­ных ориентации; умение находить баланс между своими ценностя­ми и требованиями роли; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

В рамках концепции социализации, предложенной в данном учебнике, социализированность - это достижение человеком опре­деленного баланса адаптированности и обособления в обществе.

О мере адаптации человека в обществе свидетельствует ряд признаков:

степень овладения ролевыми ожиданиями и предписаниями, характерными для общества в различных сферах жизнедея­тельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.), а также знаниями, умениями и установками, необходимыми для их реализации;

наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (т.е. мера со­гласованности самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды);

необходимый на данном возрастном этапе уровень образо­вания.

В качестве признаков обособления человека в обществе можно рассматривать следующие:

наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия);

наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психоло­гическая автономия);

реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная ав­тономия);

мера готовности и способности самостоятельно решать собст­венные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, само­реализации, самоутверждению; гибкость и одновременно ус­тойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески под­ходить к жизни - креативность (поведенческая автономия).

 

* * *

 

Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сфор­мировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой измене­ния статуса больших групп населения, превращают их социализи­рованность в неэффективную для новых условий. Переезд челове­ка из страны в страну, из региона в регион, из села в город и на­оборот также делает социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с перехо­дом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.