Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛОКАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА



 

В любой воспитательной организации происходит процесс от­носительно социально контролируемой социализации ее членов. Социальное воспитание в зависимости от типа организации, соот­ветствующих нормативных положений и характера руководства объективно осуществляется в процессе систематического обучения (если это учебная организация), более или менее содержательной и соответствующей функциям организации жизнедеятельности ее членов, индивидуальной помощи им в решении проблем.

Однако эффективное социальное воспитание, т.е. создание ус­ловий для эффективных развития и духовно-ценностной ориента­ции членов организации, становится реальным, если в ней создана локальная (т. е. свойственная именно ей) воспитательная система.

Понятие «воспитательная система» ввела Л.И. Новикова. Она и ее сотрудники(Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, И.В. Куле­шова и др.) дали характеристику гуманистической воспитательной системы, ряд положений которой излагаются в этом разделе.

Локальная воспитательная система имеет несколько обязатель­ных параметров:

наличие сформулированных педагогических целей, исходя­щих из задач социального воспитания и учитывающих акту­альные потребности и цели членов организации;

совокупность идей и программ работы по реализации целей воспитательной системы, в которую включаются в субъект­ной позиции все больше членов организации;

упорядоченность быта и жизнедеятельности организации и интеграция социально-психологических процессов в соот­ветствии с ее целями;

гуманистический характер быта, жизнедеятельности, отно­шений и руководства;

управляемое развитие организации в соответствии с ме­няющимися условиями (внешними и внутренними), запро­сами и целями ее членов.

Воспитательная система как целостность существует относи­тельно автономно в окружающей ее среде. Чем более она развита, тем в большей степени ее целостность базируется на совместных быте и жизнедеятельности, на единстве интересов членов коллек­тива. В то же время надо отметить, что целостность воспитатель­ной системы относительна. И это естественно, ибо в любой вос­питательной организации идет более или менее быстрая смена поколений ее членов. При этом каждое поколение должно ощу­щать себя субъектом развития системы, иметь возможность вно­сить в нее что-то свое, новое.

Все воспитательные системы проходят ряд этапов своего раз­вития.

Этап становления системы начинается с того, что в уже суще­ствующую или вновь создаваемую воспитательную организацию вносится определенная идея, образ ее будущего. Иногда автор (или авторы) идеи четко осознает, чего он хочет с самого начала, иногда интуитивные представления кристаллизуются у него в ведущую идею постепенно.

Изо дня в день в процесс выработки, совершенствования, реали­зации идеального образа будущего организации вовлекается все большее количество ее членов. В соответствии с образом будущего планируются и реализуются элементы быта, содержание и формы жизнедеятельности, формируются отношения между членами орга­низации. Со временем часть из них, «отобранные жизнью», «за­твердевают», превращаются в традиции, на их базе складывается поле интеллектуально-морального напряжения коллектива (его ценностные ориентации, нормы поведения, представления о допус­тимом и недопустимом во взаимоотношениях и т.д.).

После этапа становления следует этап более или менее ста­бильного функционирования воспитательной системы. Это озна­чает, что ее основные элементы (названные выше) и системообразующие связи между ними остаются относительно неизменными, но процесс их упорядочивания продолжается. Субъекты управле­ния и самоуправления приобретают опыт организации коллек­тивных быта и жизнедеятельности и коллективных переживаний, обеспечивают себе успех и общественное признание. Оттачиваются наиболее эффективные способы коллективных действий, закреп­ляются традиции. В сферу действия поля интеллектуально-мораль­ного напряжения коллектива вовлекается большая часть его чле­нов. В коллективном сознании происходит процесс сближения идеального и реального образов воспитательной организации.

Затем обычно наступает этап кризиса. Термин «кризисное раз­витие» в данном случае следует понимать с большой долей услов­ности. На самом деле часто происходит лишь относительное уве­личение дезинтегрирующих явлений, порой просто усиливается поиск чего-то нового.

Внешне проявления наступления кризисного этапа в развитии воспитательной системы весьма многообразны. Однако суть их одна: появляются сбои в воспроизводстве традиционных ситуа­ций быта и жизнедеятельности, а у большей или меньшей части коллектива возникает аппатия, разочарование, недовольство со­стоянием дел в организации.

Кризисный этап может разрешиться, как минимум, по трем сценариям.

Кризис преодолевается путем смены или видоизменения веду­щей сферы жизнедеятельности и, таким образом, восстановления и совершенствования системообразующих связей. Тогда кризис­ный период сменяется новым этапом стабильного развития, кото­рый, в свою очередь, вновь может привести к очередному кризису, т.е. развитие стабильных воспитательных систем характеризуется определенной цикличностью этапов.

Другой сценарий - в результате кризиса на базе прежней вос­питательной системы возникает новая, которая, хотя и включает в себя некоторые ценности и традиции прежней, основывается на ином типе системообразующих связей (например, переезд коло­нии А.С. Макаренко в Куряж), т.е. воспитательная система может не только развиваться и укрепляться. Она может не только обнов­ляться, но и кардинально перестраиваться.

Третий сценарий завершения кризисного этапа - распад сис­темообразующих связей, смерть воспитательной системы.

Главный критерий эффективности развития локальной воспи­тательной системы - становление личности. Делаются ли условия развития личности и ее духовно-ценностной ориентации более благоприятными или они ухудшаются - от ответа на этот вопрос зависит оценка правильности целей, поставленных создателями системы, адекватности этим целям использованных способов их достижения. Иными словами, эффективность системы зависит от того, сколь полно и последовательно в ней реализуются принци­пы центрации социального воспитания на развитии личности и диалогичности социального воспитания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.