В современных обществах (модернизированных и модернизирующихся) вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.
Принцип вариативности социального воспитания предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях (что обеспечивает определенные общие стандарты и нормы); б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные условия; в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.
Принцип вариативности социального воспитания стало возможным и необходимым сформулировать в отечественной педагогике в связи с теми социально-политическими изменениями, которые происходят в обществе начиная с конца 80-х гг. XX в. (А.Г. Асмолов). Следствиями этих изменений стали: признание наличия и правомерности индивидуальных целей человека наряду с целями коллективов и групп, возрастных и социальных слоев, общества в целом; создание законодательных предпосылок для дифференциации образования в соответствии с этническими особенностями и региональными условиями; появление и развитие различных видов и типов воспитательных организаций, локальных воспитательных систем, муниципальных и региональных систем воспитания.
Для реализации принципа вариативности социального воспитания необходимы:
создание многообразных видов и типов воспитательных организаций, что позволяет удовлетворять: интересы и потребности личности; запросы возрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных слоев и общностей; потребности муниципальных и региональных образований;
дифференциация содержания, форм и методов социального воспитания применительно к видам и типам воспитательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям воспитуемых, условиям и традициям муниципальных и региональных образований;
построение региональных и муниципальных систем социального воспитания;
создание локальных воспитательных систем.
Реализация принципа вариативности социального воспитания создает условия для:
формирования готовности и способности человека решать многообразные личностные и жизненные задачи;
расширения возможностей компетентного выбора человеком стратегии собственного развития, жизненного и профессионального путей.
Задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте регион своего проживания как мезофактор социализации.
2. Разработайте основные задачи региональной политики в сфере воспитания, культуросообразные условиям региона своего проживания.
3. Охарактеризуйте тенденции влияния СМК на жизнь и развитие человека.
4. Спроектируйте способы медиаобразования в воспитательных организациях различного типа.
5. Охарактеризуйте особенности подростково-юношеской субкультуры в вашем городе.
6. Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке.
7. Покажите позитивные и негативные возможности для формирования мобильности личности в вашем городе, а также варианты осуществления ею выбора в различных сферах жизнедеятельности.
8. Спроектируйте возможные пути оптимизации муниципальной системы социального воспитания в вашем городе.
9. Покажите взаимосвязь мезофакторов социализации на примере своего города.
10. Раскройте принцип вариативности социального воспитания.
Темы для углубленного изучения
1. Урбанизация и ее роль в жизни общества и социализации человека.
2. Исследование специфики социализации в конкретном поселении.
3. Исследование потребления продукции СМК населением города, в котором живут студенты.
Литература для самостоятельной работы
1. Комаров М.С. Введение в социологию. - М., 1994. - С. 67-77, 157-194, 234-272.
2. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - С. 149-167.
3. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. - М., 1989.
4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.-С, 96-137.
5. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. - С. 243-273.
6. Фролов С.С. Социология. - М., 1994. -С. 212-225.
7. Шариков А.В. Ребенок и его информационное окружение // Магистр. -1992.- №1,2,3.
8. Шариков А.В. Медиа-образование // Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.- Т. 1. - С. 555-556.