Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ



 

Реформы государственной структуры России, происходящие в последние годы, особое место отводят формированию муниципаль­ных органов власти. Последовательный отказ от функций центра­лизованного планирования всех сфер общественно-политической и хозяйственно-экономической жизни, перенос тяжести принятия ре­шений на уровень регионов и муниципальных образований застав­ляют муниципальные органы власти все больше внимания уделять разработке собственных подходов к формированию местной поли­тики, не надеясь на универсальные рецепты федеральной власти.

Одной из основных задач муниципальных органов власти яв­ляется создание муниципальной системы воспитания, обеспечива­ющей позитивную социализацию подрастающих поколений, а также взрослых в конкретных социальных условиях.

Муниципальная система социального воспитания представляет собой совокупность планомерно создаваемых в муниципальном обра­зовании (город, район города, сельский район) условий для позитив­ного развития и духовно-ценностного ориентирования его жителей.

В основе муниципальной системы воспитания лежат государ­ственная и региональная политика в сфере воспитания, а сама она может рассматриваться как относительно автономная подсистема государственной системы воспитания.

Муниципальная система воспитания, по мнению А.Ю. Тупицына, в идеале должна иметь ряд характеристик:

открытость системы, что предполагает возможность сво­бодного перехода воспитуемого из одной муниципальной системы воспитания в другую (например, в случае переезда из одного города (района) в другой);

доступность, что предполагает возможность системы вос­питания работать со всеми слоями населения, обеспечивая минимальный уровень позитивной социализации каждому человеку;

многообразность, что предполагает предоставление людям возможности участия в разных видах деятельности, увели­чивая их жизненные шансы.

Муниципальная система социального воспитания более или менее эффективно влияет на позитивную социализацию детей, подростков, юношей в зависимости от того, насколько осознан­но и целенаправленно она создается и развивается муниципаль­ными органами власти и в какой мере в этом процессе участвует местное население.

Эффективное функционирование и развитие муниципальной системы социального воспитания во многом определяется тем, на­сколько последовательно и квалифицированно местные органы власти осуществляют изучение позитивных и негативных социали­зирующих потенций и воспитательных возможностей города, рай­она и осуществляют на основе его данных адекватное социально-педагогическое целеполагание, программируют и организуют дос­тижение поставленных целей, проводят анализ результатов и адек­ватную его данным коррекцию системы воспитания.

Изучение позитивных и негативных социализирующих потен­ций и воспитательных возможностей города, района предполага­ет первоначальную диагностику и последующее наблюдение (мо­ниторинг):

количественного соотношения половозрастных, этнических, социально-профессиональных и культурно-образователь­ных слоев населения; тенденций увеличения одних и умень­шения других, количественных и качественных характери­стик миграции из города и в город, район; трудовой занято­сти населения, возможностей и перспектив трудоустройства, ценностных ориентации в сфере труда;

жилищных и бытовых условий различных слоев населения, бытовой занятости и ценностных ориентации в сфере быта; состояния здоровья и отношения к нему;

досугового времяпрепровождения различных групп населе­ния; ценностных ориентации в сфере досуга; досуговых воз­можностей города,района;

состава и типологии семей; норм семейных взаимоотноше­ний; брачных и репродуктивных установок;

наличия местных средств массовой коммуникации; аудито­рий местных, региональных и национальных СМИ, их предпочтения;

возможностей получения образования различного вида и уровня, количества обучающихся в различных учебных за­ведениях;

социально психологического климата, культурных и быто­вых традиций;

социально незащищенных, неблагополучных и перспектив­ных контингентов (реальных и потенциальных жертв небла­гоприятных условий социализации, одаренных, социально активных, антисоциальных, криминогенных и криминальных групп, очагов, тенденций);

противоречий между различными группами населения (терри­ториальными, социально-профессиональными, социально-культурными, возрастными, этноконфессиональными и др.).

Данные, полученные в процессе первоначальной диагностики и последующего мониторинга, могут стать реальной основой для адекватного социально-педагогического целеполагания в управ­лении муниципальной системой воспитания, в ее развитии. Учи­тывая задачи федеральной и региональной политики в сфере вос­питания, муниципальные органы власти определяют задачи и формулируют цели, необходимые для решения этих задач: а) по использованию и интенсификации воспитательных возможностей города, района; б) по компенсации недостающих возможностей; в) по минимизации, нивелированию и корректированию негатив­ных социализирующих особенностей, выявленных в процессе изу­чения и мониторинга.

Приведем несколько примеров определения задач и выдвижения целей в рамках муниципальной системы социального воспитания.

1. Изучение дел в городе, районе показало, что острой пробле­мой является состояние здоровья подрастающих поколений. Исхо­дя из этого, ставится задача создания благоприятных условий для физического развития и оздоровления детей, подростков и юношей.

Для решения этой задачи, исходя из имеющихся возможностей, могут быть выдвинуты цели:

совершенствовать систему здравоохранения подрастающих поколений;

осуществить меры по предупреждению травматизма детей, подростков, юношей;

развернуть медико-педагогическую пропаганду здорового образа жизни и способов оздоровления;

улучшить питание в воспитательных организациях и др.

2. Инвентаризация и картографирование воспитательных орга­низаций в городе, районе показали, что они охватывают не всех нуждающихся в их услугах, отсутствует ряд необходимых воспита­тельных организаций. Исходя из этого, ставится задача оптимизации номенклатуры воспитательных организаций и их территориального размещения.

Для решения этой задачи, исходя из имеющихся возможностей, могут быть выдвинуты цели:

построить и (или) капитально отремонтировать определен­ное количество детских садов, школ, спортивных и других внешкольных учреждений;

использовать в воспитательных целях площади и ресурсы невоспитательных организаций (домов культуры, кинотеат­ров, стадионов и др.);

создать ряд необходимых воспитательных организаций (вне­школьных учреждений, детских домов и приютов и пр.) и т. д.

3. Изучение образовательного уровня населения показало, что в городе, районе низкое качество образовательной подготовки, даваемой в ряде учебных учреждений, отсутствуют или слабо представлены возможности для развития и подготовки к профес­сиональной мобильности и т.д. Исходя из этого, ставится задача улучшения условий для подготовки подрастающих поколений к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.

Для решения этой задачи, исходя из имеющихся возможностей, могут быть выдвинуты цели:

улучшить качество обучения в учебный заведениях;

создать условия для самообразования;

оказать помощь функционально неграмотным и малообра­зованным;

создать и (или) усовершенствовать систему профессиональ­ной подготовки и переподготовки и т.д.

4. Изучение показало, что в городе, районе неблагоприятная или даже критическая ситуация, создающая условия для появле­ния жертв неблагоприятных условий социализации. Исходя из этого, ставится задача профилактики, коррекции и компенсации условий жизни и воспитания потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Для решения этой задачи, исходя из имеющихся возможностей, могут быть выдвинуты цели:

оказать адресную материальную помощь малообеспеченным и медико-психолого-педагогически неблагополучным семьям;

создать и (или) усовершенствовать систему социальной за­щиты детства и детей - потенциальных жертв неблагопри­ятных условий социализации;

осуществить меры по профилактике алкоголизма, наркома­нии, проституции, правонарушений;

создать благоприятные условия для жизни и развития пред­ставителей этнических меньшинств и т.д.

В конкретных городах, районах могут быть наиболее акту­альны и многие другие задачи, а, как правило, перед муници­пальной системой социального воспитания одновременно стоит много задач, часть которых может рассматриваться как приори­тетные.

Для решения задач, необходимо создание организационно-педа­гогических условий, которые бы обеспечили превращение налично­го экономического и социально-культурного потенциала города, района в средства муниципальной системы социального воспи­тания.

В первую очередь имеется в виду интеграция возможностей и усилий органов власти и управления, общественных, частных и религиозных организаций, учреждений органов образования, здра­воохранения, правопорядка, социальной защиты и др., что позво­лит мобилизовать и сконцентрировать средства (материальные, финансовые, духовные, личностные ресурсы) для развития муни­ципальной системы воспитания, оптимизации и развития ее инфра­структуры, кадрового потенциала.

Второе необходимое условие - освоение органами управления системы социального воспитания инновационными управленче­скими средствами, адекватными меняющимся социокультурным и экономическим реалиям города, района. Одним из аспектов этого можно считать овладение новыми функциями: исследовательской (диагностической), социально-проективной (разработка конкрет­ных программ и проектов, их внедрение и распространение, мето­дическое обеспечение), консультационной, просветительской, связи с органами управления другими системами (здравоохранения, пра­вопорядка и т. д.) и общественностью.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.