Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

XXVIII. Народные праздники 10 страница



Стр. 131—2: При полете неистового воинства (т. е. во время грозы) раздаются многочислен­ные голоса плачущих детей; вопли их = завывание бури, слезы = дождя. — Roggenwolf und roggenhund, 13.

Стр. 132—3: Сербская песня о хождении Богородицы по аду и раю (Петранович., 20) гово­рит: отворились врата «рая белого» — «игpajy се по pocнoj ливади, игpajy се све праведне душе». По указанию малорусской сказки (Рудченко, 101—102), добрый молодец, спустившись в глубо­кий колодезь, очутился на том свете — среди большого сада, в котором зрели плоды, наделяю­щие богатырскою силою.

Стр. 134: Отец и мать, у которых умер ребенок, до тех пор не должны вкушать от новых пло­дов, пока не оделят ими бедных сирот — в поминок за душу своего дитяти; в противном случае усопшее дитя не получит на том свете райских плодов, вынуждено будет грызть свои пальцы и станет горько плакаться на своих родителей. — Гласник, срп. друштва, 1867, V, 98.

Стр. 139: Чехи и мазуры вешают на дверях платок — для отдохновения прилетающей души (О погреб. обыч., 207).

Стр. 141: Котляревск. О погребальных обычаях, 194—195. «Со смертью душа отправляется в иную, далекую область... В этом смысле говорил Владимир Мономах своим детям, что он стоит на далечи пути; по малорус. поговорке, смерть — неминующая дорога; рус. обл. странствовать значит — хворать; удорожить — довести кого-нибудь побоями до смерти, в сербском причита­нии к мертвому обращаются с вопросом: "ћe ћеш, господаре, на том тамо путу далекоме оклено се никад не долази; словенцы также причитают над умершим отцом: па dalek mi ti put ode s'kog te neču dopogledat; душа на пути = человек умирает... В песне о Забое два раза упоминается об отшествии к отцам в смысле смерти (otide k otcem); равносильное этому выражение встречаем и в Повести врем, лет: приближитися или приложитися ко отцем и дедом». К преданиям о перепра­ве усопших через воздушное море можно добавить следующее указание: в малорус. песне де­вушка просит ангела поплыть «до батенька (умершего) по морю» и принести от него вести. Судя по некоторым свидетельствам, у славян существовало представление о проводнике душ, кото­рый сопровождает их по трудному пути на тот свет. «Таким, кажется, был Ний или Ния, о кото­ром упоминает Длугош: Plutonem cognominabant Niia, quem inferorum et animarum, dum corpore linquunt, servatorem et custodem opinabantur, postulant se adeo post mortem in meliores inferni sedes deduci. В лингвистическом отношении имя Ния или Ныя не представляет препятствий к сближению с Нава... Не сюда ли относится и славянский Нават, о котором однажды упоминается в Супрасльской рукописи: ω нафане, чим дръзнАв отвештати хоштеши наватом (т. е. смертию) поем'ем». Гайк указывает на старинный обычай класть в руку усопшего деньги, назначаемые для уплаты загробному проводнику — Водце и перевозчику через великий поток или воздушное мо­ре — Плавце (ibidem, 142, 200, 204).

Стр. 143: Болгары дают Млечному Пути название Влакнен (волокнистый) мост и думают, что по нем проходят души усопших. — О погреб. обыч., 203.

Стр. 143—4: Чехи дают мертвому сапоги, которые он должен износить на пути к небесному жилищу отцов. — О погр. обыч., 210.

Стр. 149: Детская песенка (Бессонов., 27):

 

А и дон, дон, дон!

Загорелся жучий дом;

Бежит жук с ведром

Заливать свой дом.

 

Стр. 149—150: По русскому поверью, если женщина будет сильно, безутешно тосковать по умершему, то он станет летать к ней в виде огненного змея. — О погреб. обыч., 190. В Нижего­родской губ. рассказывают, будто некогда в незапамятную старину младенец, проклятый ма­терью, превратился в лягушку, и потом уже от этой лягушки произошли все другие. Кадлубек в своей хронике сообщает предание о том, как Попел-младший отравил своих дядей, и когда они умерли — отказал им даже в погребении. За такое нечестивое дело жестокий тиран был постигнут страшным наказанием: из брошенных трупов его дядей вышло множество мышей, которые напали на Попела и пожрали его, т. е. озлобленные души усопших, лишенные погребальной по­чести и посмертного успокоения, превратились в мышей и отомстили своему врагу. Подобное предание встречается у многих индоевропейских народов, и, между прочим (почти в буквальном сходстве с польским), у чехов. — О погреб. обыч., 103—7.

Стр. 184: «Смерть разрешает, развязывает узел или нить существования, и кажется, что сло­ва кончина, суд и судьба, употребляющиеся в языке для обозначения смерти, имели в старину именно такое, а не иное знаменование: кон (позд. чин) = отрезанный предел, кончина = отрезан­ная нить жизни, суд же и судьба = развязка, разрешение, расплетение. Первоначальное этимо­логическое значение слова суд явствует из родственных немецких: гот. sundro, др.-в.-н. suntari, нынеш. sondern, др.-сев. sundra — dissecare, discerpere, отделять, развязывать, разрешать (узы?); значение же слова кон ясно и из славянского запаса: по-чин, о-чинить, и др. Корень бу­дет кап — колоть, резать, прекращать существование». — О погреб. обыч., 194.

Стр. 196—7: В малорусской сказке (Рудченко, I, 161—2) Беда, встретившись с богачом, говорит ему: «чого хочешь, чоловиче, чи за молоду мъясо jисти, а на старость кистки гризти, чи за молоду кистки гризти, а на старость мъясо jисти?» Богач выбрал последнее — и тотчас же обеднял; снова разжиться удалось ему только к старости.

Стр. 217: В Виленской губ., при выгоне скота в поле, знахарь берет пояс, затыкает его в дужку замка, кладет замóк и пояс посреди дороги и перегоняет через них стадо, причитывая: «как замкнут этот пояс, так да будут замкнуты у зверей пасти!». — Вилен. Сборн., 1, 192.

Стр. 280, 290: Баба-яга, зализна нога, сторожит целющую воду. — Рудченко, I, 87, 135.

 

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И ПРЕДМЕТ0В1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.