В вантовых мостах наиболее часто встречаются металлические пилоны. Их преимущество — индустриальность изготовления и удобство монтажа. Однако в последнее время расширяется применение железобетонных пилонов. Железобетонные пилоны могут быть монолитными (предпочтительно с жестким самонесущим арматурным каркасом) или сборными из готовых блоков. В мостах небольших пролетов сечение стоек пилона обычно сплошное, при больших пролетах — коробчатое. Стойки железобетонных пилонов по конструктивным и монтажным соображениям, как правило, защемляют нижним концом в опоре моста. Металлические пилоны по фасаду моста, как правило, устраивают в виде стоек, защемленных в опорах или шарнирно опертых на них.
Целесообразно в плоскости моста стойки, защемленные в опорах, делать достаточно гибкими. Это при фиксированном вантой-оттяжкой размере горизонтального перемещения вершины пилона, вызываемого временней нагрузкой, способствует уменьшению изгибающих моментов в его сечениях. Есть примеры устройства пилонов, жестких в направлении вдоль моста
В поперечном направлении пилоны в зависимости от числа плоскостей вант и схемы их расположения устраивают в виде портальных или же А-образных рам, а также в виде отдельно стоящих стоек, защемленных нижним концом в опору или балочную часть пролетного строения. Удачное конструктивное решение пилона — в виде портальной (рис. а) или А-образной рамы (рис., б), обладающих высокой поперечной жесткостью и устойчивостью. При большой высоте подмостового пространства раму пилона целесообразно устраивать двухъярусной с опиранием балок жесткости на распорку рамы (см. рис. а, б). Возможно опирание стоек пилона портального типа на балки жесткости с жестким присоединением их к балкам, но при этом ухудшаются условия работы балок жесткости в районе заделки в них стоек и условия работы относительно коротких стоек при их изгибе в направлении вдоль моста; кроме того, возникает необходимость опирать балки жесткости на очень мощные опорные части. При устройстве пилона в виде двух отдельно стоящих стоек (рис. в) жесткая связь их с балочной частью пролетного строения может оказаться полезной. При наличии такой связи стойки с опорными поперечными балками будут образовывать полурамы, благодаря чему улучшатся условия работы стоек на поперечные нагрузки. Отказ от объединения стоек пилона верхним ригелем и превращение их в портальную раму обычно обусловливаются большой шириной моста и архитектурными соображениями, При одной плоскости вант, расположенной по оси моста, пилоны устраивают одностоечными (рис.г) или в виде А-образных рам. Одностоечный пилон в поперечном направлении надежно защемляют его нижним концом, пропуская стойку пилона сквозь балку жесткости и закрепляя ее нижний конец, развитый в опорный башмак, в опоре моста (см. рис, г). Можно стойку пилона до полнительно жестко связать с опорной поперечной диафрагмой коробчатой балки жесткости, что повысит степень защемления ее нижнего конца.
Также встречаються пилоны с одной плоскостью вант, когда стойка для повышения поперечной жесткости и устойчивости пилона в нижней половине его высоты развивается в А-образную раму (рис. 6.22,а) или же когда стойкам нижнего яруса очень высокой двухъярусной А-образной рамы (рис6.23,б) придают наклон в обратную сторону, благодаря чему существенно сокращается ширина опоры пилона. При сравнительно небольших пролетах моста стойки пилонов могут иметь поперечное сечение простое Н-образное или коробчатое (рис. 6.23, а, б), а в мостах сравнительно больших пролетов, как правило, — коробчатое с системой поперечных диафрагм и продольных ребер, обеспечивающих местную устойчивость стенок стойки и ее общую жесткость.
Пілони можуть мати форму трапецоїдної портальної рами (1); подвійних пілонів (2); А-подібних рам (3) або одиночних пілонів (4), (5) і (6) ( рис. 5.4.3) [1].
Типи пілонів
Існують три можливі рішення встановлення опор пілонів: