Исторические чередования возникают из-за истории языка (необъяснимы с синхронической точки зрения), а позиционные возникают из-за действия фонетических законов.
NB!: в момент своего возникновения любое чередование позиционно
II. на письме
Исторические чередования отражаются на письме (творчество – тварь), а позиционные нет из-за морфологического принципа орфографии.
Кроме i//ы *играть-сыграть
III. позиция альтернантов
Историческое: все в сильной позиции; слева – альтернант исторически первичный.
Позиционные: альтернанты находятся в разных по силе позициях; на первом месте – альтернант сильной позиции.
IV. произношение
Для исторических чередований функция отражения произношения вторична, там важна грамматическая функция; а для позиционных чередований произношение первично, но тут тоже есть морфологическая (грамматическая) функция.
V. нахождение
Исторические чередования находятся по большей части в системе глаголов *бегу-бежишь; позиционные чередования – в системе именного словоизменения *рука-руке.
VI.Позиционные чередования очень немногочисленны и строго регулярны, так как исчислимо число фонетических законов
Мяг//тв *степь-степной (на самом деле они не позиционные)
По месту и способу образования
*Воза-возчик
Чередование с нулем
*Опоздать - поздно
40. Позиционные и исторические чередования гласных. Чередование – фонемное различие аллофонов одной фонемы. Типы чередования: -Историческое. -Позиционное (у москвичей его нет!) Позиционные. ! При чередовании фонемы должно быть 2, а морфема –1.
44.Теория слоговых контрастов. Два типа слога (произносительный и интуитивный). Теория слоговых контрастов Л.В. Бондарко. Разница между гласным и согласным, чем больше контрастов, тем лучше он опознается. • Контраст по длительности па-та-ка, ба-да-га • Контраст по основному тону(глухие смычные взрывные п,т,к +Г) • По формантной структуре п,т,к • По интенсивности п,т,к • По второй форманте(ряд) В“светлом пункте” нашего языкового сознания буква (письменный знак) занимает значительно более важное место, чем звук . Об этом еще в начале нашего века писал Ф. де Соссюр: “...у языка есть устная традиция, независимая от письма и не в меньшей мере устойчивая; но видеть это мешает престиж письменного начертания” Косвенным доказательством высказанной мысли могут послужить данные по исследованию так называемого интуитивного слога, выступающего, в отличие от фонетического, не в генеративной (производящей), а в перцептивной функции. Выяснилось, в частности, что если структура фонетического, произносимого, слога в русском языке всегда открытая - произносимый слог, за редкими исключениями, всегда заканчивается гласным (см., напр., Бондарко 1998, с. 212-213), - то интуитивный, воспринимаемый, слог имеет разную структуру в зависимости от возраста человека. Так, в раннем детстве, в возрасте примерно до 5 лет, когда ребенок уже говорит и понимает речь, но еще не знаком с письмом и началами грамматики, слог в его произношении и восприятии имеет одинаковую - открытую - структуру, т.е. ребенок и произносит, и воспринимает только открытые слоги. На следующем этапе жизни, совпадающем с периодом активного ученичества, знакомством с письмом и выработкой навыков анализа слова, в первую очередь его морфемной структуры (известно, что русское правописание в большей своей части морфематично, т.е. при написании мы опираемся на единство графического представления морфемы, практически не учитывая фонетических процессов, происходящих в слове в ходе его функционирования), структуры фонетического и интуитивного слогов резко расходятся: произносимый слог остается открытым, воспринимаемый же слог “закрывается”, поскольку именно закрытой является фонетическая структура большинства русских морфем (ср. префиксы от-, рас-, под-, в- и др.; корни дом-, -вод-, -город- и др.; суффиксы -чик-, -тель-, -от-, -к- и др.; преимущественно открытыми являются только структуры русских флексий). Знание структуры морфемы, выдвигающейся на первый план в нашем языковом сознании в этот период жизни, оказывает влияние и на наше восприятие фонетической структуры слога: звучащие открытые структуры воспринимаются как закрытые. Наконец, на следующем этапе жизни, начинающемся с окончанием активного ученичества, происходит возврат интуитивного слога к открытой структуре. Любопытно, однако, что полного возврата все же не происходит: давление знания структуры морфем ослабевает, но полностью не исчезает, как не может человек до конца освободиться от хотя бы поверхностного анализа слова при его написании. Соотношение структур фонетического и интуитивного слогов в этот период - 50 на 50, и “выбор”, предпочтение открытой или закрытой структуры при восприятии слога может зависеть от самых разных причин - как лингвистических (например, частотность в речи некоторых сочетаний звуков), так и экстралингвистических (социальные характеристики говорящего, ситуация общения и многое другое). Приоритет письма перед произношением в данном случае не подлежит сомнению (см. Уйбо 1982; а также Бондарко 1982; 1989а, с. 12).