Артикуляторная фонетика- такой аспект фонетики,кот. рассматривает процесс произношения звука,его рождения в артикуляторном аппарате человека, главный ее вопрос-"как произнести звук?" В образовании звуков речи участвуют дыхательный аппарат (легие, бронхи, трахея поставляют воздух) и произносительный аппарат человека. Произносительный аппарат состоит из гортани, полости глотки и надгортанных полостей: полостей носа и рта. Функция речеобразования у этих органов-вторична,первична же-физиологическая функция,связанная с приемом пищи.
Органы речи делятся на пассивные и активные (в зависимости от участия в звукообразовании). Активные(6шт.): -голосовые связки(по сути – два мускула) :если они расслаблены-это молчание или глухой звук,если сближены и напряжены-это гласные или звонкие,если расслаблены,но щель сужена-это шепот; они прикреплены к гортани – сложной системе хрящей- и пространство между связками называется голосовой щелью); -небная занавеска(фаукс)-участвует в образовании носовых звуков; -язык(а именно:кончик,передняя,средняя и задняя части спинки); -увула; -задняя стенка глотки (при образовании фарингальных звуков); -губы. Пассивные(4): -язык(корень языка); -зубы; -альвеолы; -твердое нёбо Речевое дыхание имеет отличие от обычного-оно начинается с как бы подъема или взрыва. При этом для создания голоса необходимо, чтобы давление воздуха под гол.связками превышало надсвязочное. Практическая значимости артикуляторной фонетики: 1)лингводидактика; 2)логопедия; 3)нейрофизиология(при работе с афазиями); 4)строительство системы фонем языка для описания звуков (мы описываем звуки по их артикуляторным особенностям); 5)сурдопедагогика; 6)дублирование фильмов.
15. Акустическая фонетика. Основные акустические характеристики звуков речи. Практическая значимость.
Акусти́ческая фоне́тика — самостоятельная научная дисциплина, возникшая на стыке лингвистики, физики и биоакустики, изучающая физические свойства речевого сигнала.
В рамках данной дисциплины исследуются акустические характеристики звуковых средств языка, а также связь между артикуляцией и её аэродинамическими и акустическими свойствами.
Звук речи, как и всякий другой звук, является результатом воздействия на слуховой аппарат человека колебательных движений воздушной среды. Источник этих колебаний может быть различным в зависимости от типа звука: колеблющаяся струна, сильный поток воздуха, проходящего через узкое отверстие, удар твердого тела о какую-либо поверхность. При описании звуков речи вообще и звуков речи в частности их рассматривают как бы с двух сторон: во-первых, изучают объективные свойства колебательных движений – их частоту,силу, спектральный состав, а во-вторых, те звуковые ощущения, которые так или иначе соответствуют этим свойствам, - высоту, громкость, тембр.
Источник звука –колебание тела.
Источник речевого звука – колебание голосовых связок.
Характеристики:
· Длительность звука (измеряется в [мсек])
Самый долгий – [а] – 500-700 мсек
Из согл. – [р] 50-70 мсек
· Высота звука и частота(амплитуда, размах), измеряется в [Гц]
Частота звука зависит от числа колебательных движений в единицу времени – чем медленней колеблются связки, тем ниже звук, и наоборот.
Когда говорят, что частота звука 100 Гц, это значит, что он образуется при 100 колебаниях в секунду.
Диапозон речевых частот, т.е. частот, которые участвуют в образовании звуков речи, - от 50 до 10000 Гц, когда диапазон звуков, слышимых человеческим ухом, - от 16 Гц до 20000 Гц, ниже 16 – инфразвук, выше 20000 – ультразвук.
· Сила(интенсивность) и громкость звука, измеряется в [Дб]
Сила звука – количество энергии, проходящей за 1 сек через 1см^2 площади, расположенной перпендикулярно направлению движения воздушной струи. (объективная характеристика)
Громкость – субъективное восприятие силы звука, помноженное на высоту.
Звуки разной частоты имеют разные пороги слышимости и разные пороги болевого ощущения, т.к. чувствительность уха к разным частотам различна. В связи с этим и восприятие громкости звука зависит от его частоты
Часы наручные – 20 дб
Шепот – 40 дб
Нормальная речь – 60 дб
Звучание симфонического оркестра в зале – 110 дб
· Тембр речи (общая окраска звучания).
До сих пор мы рассматривали простые колебательные движения, в результате которых образуются звуки. Однако в природе вообще, и в речи особенно, чаще всего мы встречаемся со сложными звуками. Самый простой пример сложного звука – это колеблющаяся струна. ЕСли мы приведем струну в состояние колебания, то получим самый низкий звук, который она может издавать. Этот звук называется основным тоном. Кроме основного тона образуется и звук более высокий по частоте: каждая из двух половинок струны колеблется отдельно, и при этом частота колебаний в два раза больше, чем частота колебаний основного тона. При этом образуются обертоны, основное свойство которых заключается в том, что их частота всегда в целое число раз больше частоты основного тона, а интенсивность тем слабее, чем выше частота. Т.о, тембр рождается из наложения обертонов на тоны.
16. Перцептивная фонетика и два типа перцептивных характеристик звука. Перпептивный аспект фонетики основан на изучении языка с точки зрения его восприятия вторым участником коммуникации (адресатом). Перцептивный аспект отвечает на вопрос о том, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком. Процесс усвоения любого нового языка – усвоение двух баз данных нового языка: артикуляторная (набор артикуляторных движений для производства всей звуков данного языка) и перцептивная (набор перцептивных образов всех звуков данного языка). К перцептивной фонетике относятся такие дисциплины как лингводидактика (особенности строения другого языка), нейрофизиология (изучает участки мозга, ответственные за восприятие речи). Существуют две перцептивные характеристики звуков: универсальная, т.е. как различаются гласные и согласные, общие для всех языков и специфическая – то, как адресат различает твёрдые и мягкие гласные, специфические только для данного языка).