Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Артикуляторная фонетика. Устройство речевого аппарата человека. Практическая значимость артикуляторной фонетики



Артикуляторная фонетика- такой аспект фонетики,кот. рассматривает процесс произношения звука,его рождения в артикуляторном аппарате человека, главный ее вопрос-"как произнести звук?"
В образовании звуков речи участвуют дыхательный аппарат (легие, бронхи, трахея поставляют воздух) и произносительный аппарат человека. Произносительный аппарат состоит из гортани, полости глотки и надгортанных полостей: полостей носа и рта. Функция речеобразования у этих органов-вторична,первична же-физиологическая функция,связанная с приемом пищи.

Органы речи делятся на пассивные и активные (в зависимости от участия в звукообразовании).
Активные(6шт.):
-голосовые связки(по сути – два мускула) :если они расслаблены-это молчание или глухой звук,если сближены и напряжены-это гласные или звонкие,если расслаблены,но щель сужена-это шепот; они прикреплены к гортани – сложной системе хрящей- и пространство между связками называется голосовой щелью);
-небная занавеска(фаукс)-участвует в образовании носовых звуков;
-язык(а именно:кончик,передняя,средняя и задняя части спинки);
-увула;
-задняя стенка глотки (при образовании фарингальных звуков);
-губы.
Пассивные(4):
-язык(корень языка);
-зубы;
-альвеолы;
-твердое нёбо
Речевое дыхание имеет отличие от обычного-оно начинается с как бы подъема или взрыва. При этом для создания голоса необходимо, чтобы давление воздуха под гол.связками превышало надсвязочное.
Практическая значимости артикуляторной фонетики:
1)лингводидактика;
2)логопедия;
3)нейрофизиология(при работе с афазиями);
4)строительство системы фонем языка для описания звуков (мы описываем звуки по их артикуляторным особенностям);
5)сурдопедагогика;
6)дублирование фильмов.

15. Акустическая фонетика. Основные акустические характеристики звуков речи. Практическая значимость.

Акусти́ческая фоне́тика — самостоятельная научная дисциплина, возникшая на стыке лингвистики, физики и биоакустики, изучающая физические свойства речевого сигнала.

В рамках данной дисциплины исследуются акустические характеристики звуковых средств языка, а также связь между артикуляцией и её аэродинамическими и акустическими свойствами.

Звук речи, как и всякий другой звук, является результатом воздействия на слуховой аппарат человека колебательных движений воздушной среды. Источник этих колебаний может быть различным в зависимости от типа звука: колеблющаяся струна, сильный поток воздуха, проходящего через узкое отверстие, удар твердого тела о какую-либо поверхность. При описании звуков речи вообще и звуков речи в частности их рассматривают как бы с двух сторон: во-первых, изучают объективные свойства колебательных движений – их частоту,силу, спектральный состав, а во-вторых, те звуковые ощущения, которые так или иначе соответствуют этим свойствам, - высоту, громкость, тембр.

Источник звука –колебание тела.

Источник речевого звука – колебание голосовых связок.

Характеристики:

· Длительность звука (измеряется в [мсек])

Самый долгий – [а] – 500-700 мсек

Из согл. – [р] 50-70 мсек

· Высота звука и частота(амплитуда, размах), измеряется в [Гц]

Частота звука зависит от числа колебательных движений в единицу времени – чем медленней колеблются связки, тем ниже звук, и наоборот.

Когда говорят, что частота звука 100 Гц, это значит, что он образуется при 100 колебаниях в секунду.

Диапозон речевых частот, т.е. частот, которые участвуют в образовании звуков речи, - от 50 до 10000 Гц, когда диапазон звуков, слышимых человеческим ухом, - от 16 Гц до 20000 Гц, ниже 16 – инфразвук, выше 20000 – ультразвук.

· Сила(интенсивность) и громкость звука, измеряется в [Дб]

Сила звука – количество энергии, проходящей за 1 сек через 1см^2 площади, расположенной перпендикулярно направлению движения воздушной струи. (объективная характеристика)

Громкость – субъективное восприятие силы звука, помноженное на высоту.

При 1000 Гц Сила звука = Громкости

(Шкала уровней громкости)

Нижний уровень (порог слышимости) – 0 дб

Верхний предел (порог осязания, порог болевого ощущения) – 130 дб

Звуки разной частоты имеют разные пороги слышимости и разные пороги болевого ощущения, т.к. чувствительность уха к разным частотам различна. В связи с этим и восприятие громкости звука зависит от его частоты

Часы наручные – 20 дб

Шепот – 40 дб

Нормальная речь – 60 дб

Звучание симфонического оркестра в зале – 110 дб

· Тембр речи (общая окраска звучания).

До сих пор мы рассматривали простые колебательные движения, в результате которых образуются звуки. Однако в природе вообще, и в речи особенно, чаще всего мы встречаемся со сложными звуками. Самый простой пример сложного звука – это колеблющаяся струна. ЕСли мы приведем струну в состояние колебания, то получим самый низкий звук, который она может издавать. Этот звук называется основным тоном. Кроме основного тона образуется и звук более высокий по частоте: каждая из двух половинок струны колеблется отдельно, и при этом частота колебаний в два раза больше, чем частота колебаний основного тона. При этом образуются обертоны, основное свойство которых заключается в том, что их частота всегда в целое число раз больше частоты основного тона, а интенсивность тем слабее, чем выше частота. Т.о, тембр рождается из наложения обертонов на тоны.

16. Перцептивная фонетика и два типа перцептивных характеристик звука.
Перпептивный аспект фонетики основан на изучении языка с точки зрения его восприятия вторым участником коммуникации (адресатом).
Перцептивный аспект отвечает на вопрос о том, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком.
Процесс усвоения любого нового языка – усвоение двух баз данных нового языка: артикуляторная (набор артикуляторных движений для производства всей звуков данного языка) и перцептивная (набор перцептивных образов всех звуков данного языка).
К перцептивной фонетике относятся такие дисциплины как лингводидактика (особенности строения другого языка), нейрофизиология (изучает участки мозга, ответственные за восприятие речи).
Существуют две перцептивные характеристики звуков: универсальная, т.е. как различаются гласные и согласные, общие для всех языков и специфическая – то, как адресат различает твёрдые и мягкие гласные, специфические только для данного языка).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.