Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отступление о транскрипции. Никакой «хитрости» в том, когда в транскрипции писать [ъ]



Никакой «хитрости» в том, когда в транскрипции писать [ъ], а когда - [ь] нет. После твёрдых согласных пишем [ъ], а после мягких - [ь]. А вот в каких позициях относительно ударения возникает необходимость в этих знаках, подробно объяснит Таблица 5 Качественная редукция гласных звуков.

Помните, что в потоке речи гласные [ы], [и], [у] не изменяются!

Зато буква «е» может обозначать звуки [э], [и], [ы], [эи], [иэ], [ыэ], [ь], [ъ] - в зависимости от места в слове (и даже иногда - от положения слова в предложении).

Вспомните таблицу 2 (Таблица 2 Двойная роль букв е, ё, ю, я). В начале слова «е», «ё», «я», «ю» обозначают два звука: [j] и соответствующий гласный. Но тогда слог, начинающий слово, будет прикрытым ([j] – согласный).

В начинающем слово неприкрытом слоге буква «э» в словах иностранного происхождения звучит как [э] или [эи], в остальных словах должно было бы звучать [ыэ], но так сложилось, что с «э» обычно начинаются иностранные слова, а в «исконно русских» это, эвон и т.д. первый звук [э] оказывается ударным.

После согласных «э» может звучать как [э], [эи], [ыэ], [ъ]…

В слове «жакет» по орфоэпической норме предударный гласный звучит не как [Λ], но как [ыэ]: [ж ыэк’э΄т].

Задание 16

Сделайте, пользуясь информацией об изменении звуков в потоке речи, транскрипцию стихотворения А.С. Пушкина «История стихотворца», созданного поэтом в 1819 году. Откройте квадратную скобку в начале текста, а закройте, когда затранскрибируете все слова. Не забудьте о том, что фонетические слова соединяются снизу дужкой (см. Рисунок 1). Название тоже затранскрибируйте. Одна строка транскрипции должна соответствовать строке стихотворного текста. Прописных букв в транскрипции нет, только строчные (не печатные, кроме значка [Λ], соответствующего «а» или «о» в некоторых безударных позициях (см. Таблица 5 Качественная редукция гласных звуков). На месте пунктуационных знаков ставьте косую черту /, а в конце транскрипции поставьте две косых черты: //. Значки ударения обязательно нужны, и в тех случаях, когда односложные слова входят в состав фонетических слов – тоже.

А.С.Пушкин

История стихотворца

Внимает он привычным ухом

Свист;

Марает он единым духом

Лист;

Потом всему терзает свету

Слух;

Потом печатает – и в Лету

Бух!

(1919)

Задание 17

Вспомните стихотворение Ф.И. Тютчева «Утро в горах». Мы выяснили, что в первых четырёх строках чаще всего встречается [j], а в следующих четырёх строках какие гласные и согласные звуки чаще используются?

Напишите небольшое сочинение «Утро в горах», эпиграфом к которому могут послужить строки из стихотворения Ф.И.Тютчева.

Слогораздел

Условные обозначения (по степени возрастания звучности): 1 ¾ шумный согласный; 2’ (или j) ­­­ ­¾ «й»; 2 ¾ сонорный согласный; 3 ¾ гласный.

Понятие «слог», как Вы знаете, одно из самых важных для силлабо-тоники. Если Вы без труда делите слова на слоги, Вам легко следить за тем, соблюдается ли в стихотворении нужный размер.

Деление на слоги далеко не всегда совпадает с разделением слова при переносе, а тем более не учитывает границы морфем (частей слова).

Начальный слог слова часто начинается с самых звучных – гласных, поэтому для начального слога принцип восходящей звучности необязателен. (Для того чтобы вспомнить, что такое «звучность» согласных, обратите внимание на Рисунок 1).

Разделим слово на слоги, не забывая, что слог должен заканчиваться на гласный звук, но если на границе двух слогов встречаются согласные звуки, и первый из них наиболее звучный (сонорный или [j]), он всегда отходит к предыдущему слогу: «зон-тик», «май-ка». Над ударным слогом (если это не слог с буквой «ё» и не односложное слово) следует поставить ударение.

На слоги мы делим обычно не транскрипцию, а само слово. Транскрипцию тоже можно делить на слоги, но такое задание должно отдельно оговариваться: «Разделите на слоги транскрипцию слова „грамматика”». Иногда при делении на слоги используют транскрипцию фрагмента слова, чтобы показать «спрятавшийся» в какой-нибудь букве звук [j]: «во-ро-[б’jи]».

Если согласный звук сливается с другими согласными, соединяем его со следующими согласными и относим их к одному слогу: «пра-здный» «льё-тся».

Таблица 6. Деление на слоги

I. 1. а-у 3-3 2. и-ли 3-23 3. И-я [u-jъ] 3-2’3 4. о-са 3-13 5. у-кор 3-132 6. у-рок 3-231     7. Варианты: а) А-нна 3-223 б) Ан-на 32-23 8. Ан-ка 32-13 9. под-дон 131-132 10. о-кно 3-123 II. 1. бо-ты 13-13 2. си-ла 13-23 3. но-ги 23-13 4. Ми-ла 23-23 5. Варианты: а) ма-нна 23-223 б) ман-на 232-23 6. Варианты: а) бе-ла-до-нна 13-23-13-223 б) бе-ла-дон-на 13-23-132-23 III. 1. Ли-я [л’и-jъ] 23-2’3 2. по-ю [па-jу] 13-2’3 3. бе-льё [б’э-л’jо] 13-22’3 4. би-тьё [б’и-т’jо] 13-12’3 5. Не бывает: а) j23-ххх; б) j13-ххх; в) ххх-j23; г) ххх-j13;     6. Но: а) ю-ла [jу-ла] 2’3-23 б) вью-га [в j у-гъ] 12’3-13 в) ай-ва 32-13 бай-ка 132’-13 лай-ка 232’-13 г) ой-ла 32’-23 сай-ра 132’-23 мой-ра 232’-23

Задание 18

Выпишите и самостоятельно разделите на слоги подчёркнутые в приведённом ниже стихотворении М.Ю.Лермонтова слова так, как это показано в таблице (Таблица 6. Деление на слоги). Там, где есть несколько сонорных согласных вместе, возможны варианты, поэтому выберите для себя один – и его придерживайтесь. Используйте транскрипцию фрагмента слова, чтобы показать «скрытый» звук [j].

М.Ю.Лермонтов

Предсказание

Настанет год, Россиичёрный год,

Когда царей корона упадёт;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жён

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мёртвых тел

Начнёт бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явитсямощный человек,

И ты его узнаешь – и поймёшь,

Зачем в руке его булатный нож:

И горе для тебя! – твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет всё ужасно, мрачно в нём,

Как плащ его с возвышенным челом.

(1830)

Ритм прозы

Чем отличается стихотворная речь от прозы?

Внешнее различие заключается в графическом выделении стихотворных строк в отличие от «сплошного» текста прозы, «…проза есть сплошная речь…» (Б.В.Томашевский, «Стих и язык: Филологические Очерки» – М.; Л., 1959(Томашевский, 1959)). «Стих обладает внутренней мерой (метром)» (Б.В.Томашевский – там же), а проза, даже ритмичная, такой «внутренней меры» не знает.

Ритмичность прозаического текста основана на чередовании и (или) повторении интонационных, похожих по структуре синтаксических конструкций, способов выражения грамматических значений, одних и тех же служебных слов, междометий, самостоятельных частей речи (особенно местоимений), звуков и т.д., накоплении синонимов, сочетании восходящих и нисходящих интонаций, колебании числа тактов[3] во фразе. Если указанные выше явления в тексте достаточно регулярны, мы можем говорить о ритмической прозе.

Максимально приближенная к стиху проза – метризованная, но не разделённая на строчки (предположим, слова в тексте расположены таким образом, что ударение возможно только на каждом третьем слоге, причем два предшествующих ему слога никогда ударными не бывают, хотя на третьем слоге ударение может быть пропущено: «Песня, романс существуют не только как жанр музыкально-вокальный…» ([Э-ь-Λ-А-у-иэ-У-у-иэ-О-ъ-Λ-А-у-ы-А-ъ-Λ-А-ы]).

Стихотворение в прозе – это небольшое лирическое произведение, графически представленное как прозаический текст.

Стихотворение в прозе создаётся автором на высоком душевном подъёме, так же, как и лирическое стихотворение. Тексту свойственна некоторая ритмичность благодаря повторам, интонации перечисления (когда автор называет подряд несколько однородных явлений, событий, предметов), сходству в конструкциях предложений. Для стихотворения в прозе на фонетическом уровне может быть характерно частое и (или) ритмическое повторение звуков.

Стихотворения в прозе бывают посвящены описанию природы и восторгу перед её красотой, но нередки в них и философские размышления о смысле жизни, о добре и зле, о любви, о вере, о бедности и богатстве, о бренности человеческой жизни.

Пожалуйста, прочитайте «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева, миниатюры М.М.Пришвина, отрывок из «Страшной мести» Н.В.Гоголя «Чуден Днепр при тихой погоде…» (лирические отступления в повестях и романах иногда обладают свойствами стихотворений в прозе).

Задание 19

Современные литературоведы всерьёз рассуждают о ритме прозы, и не только о ритмичности прозаического текста на интонационном уровне, не только о темпе, а именно о ритме, подобном стихотворному, - о ритмическом чередовании ударных и безударных слогов. Но где начинать, где заканчивать отсчёт стоп в прозаическом тексте? Что может быть равноценным стихотворной строке? Предложение? Часть предложения? Некий фрагмент текста, объединённый интонацией и произносимый на одном дыхании, как стихотворная строка? Выскажите своё мнение по этому вопросу, подтвердите ответ примерами.

Выпишите из любого известного Вам (только не драматического) произведения Н.В.Гоголя небольшой, но цельный по содержанию фрагмент, обладающий, по Вашему мнению, свойствами ритмической прозы. Найдите, подчеркните и письменно перечислите повторяющиеся элементы, формирующие ритм данного текста.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.