Если считать, что каждой букве соответствует тот звук, который эта буква обозначает, когда мы видим её отдельно, не в слове: т - [т], с – [с] и так далее, то всего мы насчитаем в стихотворении Ф.И.Тютчева «Утро в горах» 92 согласных звука, из них чаще всего будет повторяться в первых четырёх строчках звук [с] (8 раз), а во вторых четырёх строчках звуки [в] и [н] (по 6 раз).
Если Вы пришли к такому (или похожему) результату, значит, Вы не учли двух факторов: во-первых, что в некоторых (уже известных Вам случаях) е, ё, ю, я (иногда и) обозначают два звука, один из которых – согласный [j], и в первых четырёх строках звук [j] повторяется чаще всего – 7 раз; во-вторых, Вы забыли или ещё не знаете о позиционном чередовании согласных.
О позиционном чередовании звуков мы сейчас и поговорим.
«[харόш]», - «акнет» москвич. А какой-нибудь иностранец вообще скажет: «[хыэрόш]». Звучит то [о], то [а], то [ыэ], а пишется только о: хорόш. В некоторых случаях можно хотя бы найти такой вариант, когда в результате изменения слова интересующая нас гласная буква оказывается под ударением (моря – мόре, поляна – пόле), в других, как в слове «хорош», первое о следует запомнить, но никто не пишет то А, то О в изменяющемся слове в зависимости от того, как слышит этот звук в безударной позиции.
В то же время звуки дают возможность отличить одно слово от другого: «дым» отличается от «дам» и «дом» не только буквами «ы»-«а»-«о», но и звуками [ы]-[а]-[о].
В первом случае [о] - [а] - [ыэ] соответствуют одной букве о, во втором случае [о] - [а] - [ы] не только разные звуки, но и соответствуют разным буквам.
Почему это происходит? Потому что одни звуки различают слова, тогда это фонемы – минимальные фонетические единицы, которые служат для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов), а другие – всего лишь их «реализации», то есть различные проявления этих фонем. В потоке речи звуки изменяются, но мы пишем буквы, которые соответствуют фонемам, из которых состоит данное слово. Говорим одинаково: [самá], но пишем «сома» (потому что «сом») или «сама» (потому что «сам»). Говорим [дуп], а пишем «дуб», потому что «дубы».
Фонетика описывает образование членораздельных звуков и их изменение в потоке речи под влиянием соседних звуков. Наука фонология изучает звуки в составе значимых элементов слова – в морфемах, описывает, как звук связан со смыслом слова.
Основная единица фонетики – звук.
Основная единица фонологии – фонема.
Фонема на самом деле, можно сказать, и не слышна, это «идеал» звука. Но знать о фонемах очень важно. Мы говорим, что в слове «зуб» на конце [б] оглушается в [п] только потому, что знаем: здесь должен быть звук [б] (фонема <б>), а звучит [п].
С русскими согласными в потоке речи происходят различные процессы.
Эти два процесса отражены в правиле о приставках «на -З / -С». Такие приставки пишутся с буквой «з» (звонкий звук [з]) перед звонкими согласными и с буквой с (глухой звук [с]) перед глухими согласными.
Ассимиляция по мягкости происходит с согласными перед гласными переднего ряда (см. Ряд и подъём - это место нашего языка при произнесении того или иного гласного звука. Чем выше подъём, тем выше язык. Если ряд передний, спинка языка продвигается вперёд, если средний - находится в середине, если задний - отодвигается назад, в глубину ротовой полости. Лабиализация («огублѐние») - произнесение звуков, при котором губы вытягиваются вперёд и принимают форму круглого отверстия.
Это простейшая, схематическая таблица. В ней не показаны редуцированные гласные, о которых мы будем говорить позже.
Ø Таблица 1. Гласные звуки"):
Кузьма [ма] – Кузьмич [м’и];
зима [ма] – зиме [м’э].
Ø Слияние с последующим согласным в один звук (об этом мы уже говорили раньше):
расшить – [ ];
раззадорить – [ а];
несчастье – [ ’а];
расчёт – [ ’о].
Ø Сигнал конца слова – оглушение звонкого шумного согласного:
зуб – [п];
круг –[к];
груз – [с].
Гласные в потоке речи также подвергаются изменениям. Под ударением гласные слышны хорошо, а вот в безударных слогах их «бывает трудно узнать», так как они изменяются.
Задание 15
Подберите к указанным словам пары таким образом, чтобы ударный гласный и согласный после него звучали (не обязательно – писались) одинаково. Еще лучше - если, кроме того, будет совпадать и звучание согласных, предшествующих ударным гласным, но это не обязательно.
Круг – друг, груз - трус, лик - ..., слог - ..., паровоз - ..., тушь - ..., трап -..., след - ..., свет - ..., рожь - ..., шов - ..., граф - ..., гриб - ..., глас -…