Мы не говорили ещё о таком важном признаке согласного звука, как мягкость. М.В.Панов в книге "Современный русский язык. Фонетика" (1979) (Панов, 1979) так пишет о том, как произносятся мягкие согласные: «Когда произносятся мягкие, к основной артикуляции присоединяется добавочная: передняя часть языка поднимается по направлению к твёрдому нёбу. По-английски это действие называют bunching-up "вспучивание" (термин Г.Суита). Название выразительное: язык действительно "вспучивается", и именно его передняя часть».
По способу и месту образования (не считая добавочной артикуляции) мягкие согласные совпадают с их твёрдыми парами.
Только твёрдыми являются [ц], [ш], [ж]. После этих звуков гласная и читается как [ы].
Если [ш] или [ж] мягкие, тогда они долгие: [ ] и [ ], а это уже совсем другие звуки.
Отступление о транскрипции.
Долгий и мягкий [ ] обозначается на письме буквой Щ.
Звук, обозначаемый буквой Щ, можно транскрибировать и как [ ] (ученые предпочитают такую транскрипцию), и как [щ], но выбрав что-нибудь одно.
Вопрос о звуках [ ] и [ ] связан с орфоэпической (произносительной) нормой: в словах "дрожжи", "вожжи", "жужжит" нужно произносить не [ ], а [ и]. Прислушайтесь к себе. Так ли Вы произносите?
И, конечно же, в словах "вожжа", "жужжа" следует говорить [ ’а], а не [ ].
Есть ещё несколько слов, в которых сочетание ЗЖ читается как [ ]: воЗЖечь, поЗЖе, брыЗЖет... (дополнительная норма - [ ]), но чаще сочетание ЗЖ читается как [зж] (в словах иЗЖога, раЗЖива, раЗЖимать, раЗЖиться...). В слове доЖДь (доЖДи) сочетание ЖД ещё совсем недавно звучало как [ ] ([ ] - соответственно), в наше время это сочетание произносят как [жд].
Кроме того, есть безусловно твёрдые [ ] и [ ], возникшие из сочетаний звуков, которые соединились в один звук (произошло слияние предыдущего согласного с последующим и уподобление первого второму):
"СЖАтый" - "[ а]тый", "раСШИть" - "ра[ ы]ть".
Незаметно от "только твёрдых" мы перешли к "только мягким" согласным звукам. Это [ ], [ ], [ч’] и [j].
Остальные мягкие согласные самостоятельно впишите в таблицу, затем в тетради дайте этим звукам характеристики так, как они были даны твёрдым звукам (Задание 11).
Вот те звуки, которых ещё нет в Вашей таблице: [б’], [п’], [д’], [т’], [г’], [к’], [в’], [ф’], [з’], [с’], [х’], [л’], [м’], [н’], [р’].