Необходимым условием эффективного риск-менеджмента на предприятии является наличие хорошо функционирующей информационной системы в виде экологических балансов, анализа сценариев, методов исследования последствий технологий, данных экологического аудита, ОВОС и т. д. Кроме того, важна и соответствующая подготовка всей организации и персонала фирмы.
Рассмотрим теперь особенности риск-менеджмента применительно к изложенной выше классификации экологических рисков по уровню экологического ущерба (рис.4).
Рис.4. Основные разновидности и особенности риск-менеджмента
Риск-менеджмент для случая А2.Поскольку в данном случае мы имеем дело с научно измеренным потенциальным экологическим ущербом, у предприятия есть следующие возможности риск-менеджмента: для случая действующего производства — избежание или уменьшение возможного риска (для случая с транспортировкой радиоактивных отходов это возможно путем избегания самой транспортировки, т. е. путем переработки отходов в месте их образования, либо путем повышения уровня безопасности и надежности средств транспортировки, либо посредством применения чистых технологий, исключающих образование самих отходов, и т. д.); перераспределение экологических рисков между самим предприятием и стейк-холдерами, скажем, путем образования вокруг потенциально опасного объекта защитных зон; заключение договоров с фирмами, специализирующимися на выполнении связанных с существенными рисками производственно-технологических операций.
Риск-менеджмент для случая A1.Субъективно представляемые потенциальные экологические риски в принципе возникают в результате асимметричного распределения информации между фирмой и стейк-холдерами. Поэтому основной задачей является преодоление (уменьшение) этой асимметрии. Согласно О. И. Уильямсону и А. М. Спэнсу, средствами решения данной проблемы являются сигналинг и связанное с ним улучшение репутации фирмы.
Под сигналингомпонимается поведениефирмы, противоположное оппортунистическому(т. е. преследующему корыстные интересы), которое позволяет убедить стейк-холдеров в реальной готовности компании решать какие-либо экологические проблемы. Примерами сигналинга могут служить так называемые проверяемые самоограничения или обязательства (в области ООС), долгосрочные, связывающие фирму природоохранные инвестиции (например, в строительство водоохранных сооружений), экологический спонсоринг (финансовая поддержка экологических организаций и инициатив), условные договоры (например обязательство автомобильной компании переоборудовать автомобили в случае введения в стране более жестких стандартов на выхлопные газы) и т. п. Все эти сигналы должны подтвердить серьезность природоохранных намерений и действий компании и тем самым повлиять на восприятие обществом экологических рисков, связанных с ее деятельностью.
Стратегия улучшения экологического имиджа включает в качестве одной из возможностей сигналинг, а также различные формы «Public Relations».Другим средством улучшения экологической репутации фирмы является покупка ею так называемого экологически приемлемого портфеля,например, покупка энергетической компанией акций фирмы, занимающейся рециклированием или переработкой отходов.
Риск-менеджмент для случаев B1 и В2. Здесь в качестве фактического рассматривается ущерб, который либо наступил, либо с высокой степенью вероятности наступит. Этот тип риск-менеджмента в основном базируется па использовании и формировании адекватных институтов для регулирования взаимоотношений между фирмой и стейк-холдерами и, в особенности, - для регулирования происходящих в рамках этих отношений процессов обмена. Так, посредством заключения трудовых договоров между администрацией и персоналом фирмы можно предусмотреть компенсацию в виде надбавок к заработной плате воздействия на здоровье неблагоприятных условий труда, а тем самым сократить или ликвидировать неопределенность для фирмы, связанную с возможностью возникновения со стороны рабочих требований по компенсации ущерба, наносимого их здоровью. Подобным образом функционируют и институты, регулирующие отношения фирмы с ее политико-административной внешней средой. Примером могут служить выдаваемые предприятию лицензии (разрешения) на загрязнение (в определенных пределах) окружающей природной среды. Аналогичную роль играют ОВОС и экологическая экспертиза проектов. Последняя, включая как государственную, так и общественную оценку проекта и подтверждая целесообразность (с экономической, социальной и экологической сторон) его реализации, также выступает средством регулирования отношений между инвестором и соответствующими стейк-холдерами и управления соответствующими рисками. Инструментом риск-менеджмента в рассматриваемом смысле является сертификация систем КЭМ на их соответствие ИСО 14 000 (или EMAS).
Наряду с достаточно устоявшимися институтами, позволяющими управлять данным видом экологических рисков, существует весьма многочисленная группа стейк-холдеров, отношения с которыми не имеют такой степени определенности (например разного рода неформальные экологические организации, местные общины и т. п.). Для регулирования взаимоотношений с ними надо развивать инновационные институты. Речь в данном случае идет о формировании двусторонних и многосторонних трансакционных отношений. Двусторонние трансакции охватывают договорные отношения между фирмой и ее разнообразными стейк-холдерами. При этом дизайн договоров определяется фирмой и стейк-холдерами самостоятельно, вне прямой связи с существующими в обществе формальными институтами(экологическими лицензиями, сертификатами, стандартами и т. п.).
Примером многосторонних трансакций может служить институт неформальных дискуссий, где представители различных общественных групп и фирм обмениваются своими позициями (взглядами) для выработки согласованных перспектив решения определенной экологической проблемы. Примером может служить созданная в России в 2001 г. и возглавляемая акад. Алферовым Государственная комиссия по безопасной транспортировке отработанного ядерного топлива. Нередко этот метод управления рисками преобразуется в институт оформленного политического диалога, в котором под председательством независимого арбитра совместно вырабатываются взаимоприемлемые решения. Результатом являются такие политические решения в отношении охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, которые поддерживаются всеми участниками данного политического диалога. В последние годы в качестве инструмента, способствующего минимизации рисков, фирмы также используют формирование благоприятного имиджа и репутации.