Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности управления различными видами экологических рисков



 

Необходимым условием эффективного риск-менеджмента на предприятии является наличие хорошо функционирующей информационной системы в виде экологических балансов, анализа сценариев, методов исследования последствий технологий, данных экологического аудита, ОВОС и т. д. Кроме того, важна и соответствующая подготовка всей организации и персонала фирмы.

Рассмотрим теперь особенности риск-менеджмента применительно к изложенной выше классификации экологических рисков по уровню экологического ущерба (рис.4).

Рис.4. Основные разновидности и особенности риск-менеджмента

Риск-менеджмент для случая А2.Поскольку в данном случае мы имеем дело с научно измеренным потенциальным экологическим ущербом, у предприятия есть следующие возможности риск-менеджмента: для случая действующего производства — избежание или уменьшение возможного риска (для случая с транспортировкой радиоактивных отходов это возможно путем избегания самой транспортировки, т. е. путем переработки отходов в месте их образования, либо путем повышения уровня безопасности и надежности средств транспортировки, либо посредством применения чистых технологий, исключающих образование самих отходов, и т. д.); перераспределение экологических рисков между самим предприятием и стейк-холдерами, скажем, путем образования вокруг потенциально опасного объекта защитных зон; заключение договоров с фирмами, специализирующимися на выполнении связанных с существенными рисками производственно-технологических операций.

Риск-менеджмент для случая A1.Субъективно представляемые потенциальные экологические риски в принципе возникают в результате асимметричного распределения информации между фирмой и стейк-холдерами. Поэтому основной задачей является преодоление (уменьшение) этой асимметрии. Согласно О. И. Уильямсону и А. М. Спэнсу, средствами решения данной проблемы являются сигналинг и связанное с ним улучшение репутации фирмы.

Под сигналингомпонимается поведениефирмы, противоположное оппортунистическому(т. е. преследующему корыстные интересы), которое позволяет убедить стейк-холдеров в реальной готовности компании решать какие-либо экологические проблемы. Примерами сигналинга могут служить так называемые проверяемые самоограничения или обязательства (в области ООС), долгосрочные, связывающие фирму природоохранные инвестиции (например, в строительство водоохранных сооружений), экологический спонсоринг (финансовая поддержка экологических организаций и инициатив), условные договоры (например обязательство автомобильной компании переоборудовать автомобили в случае введения в стране более жестких стандартов на выхлопные газы) и т. п. Все эти сигналы должны подтвердить серьезность природоохранных намерений и действий компании и тем самым повлиять на восприятие обществом экологических рисков, связанных с ее деятельностью.

Стратегия улучшения экологического имиджа включает в качестве одной из возможностей сигналинг, а также различные формы «Public Relations».Другим средством улучшения экологической репутации фирмы является покупка ею так называемого экологически приемлемого портфеля,например, покупка энергетической компанией акций фирмы, занимающейся рециклированием или переработкой отходов.

Риск-менеджмент для случаев B1 и В2. Здесь в качестве фактического рассматривается ущерб, который либо наступил, либо с высокой степенью вероятности наступит. Этот тип риск-менеджмента в основном базируется па использовании и формировании адекватных институтов для регулирования взаимоотношений между фирмой и стейк-холдерами и, в особенности, - для регулирования происходящих в рамках этих отношений процессов обмена. Так, посредством заключения трудовых договоров между администрацией и персоналом фирмы можно предусмотреть компенсацию в виде надбавок к заработной плате воздействия на здоровье неблагоприятных условий труда, а тем самым сократить или ликвидировать неопределенность для фирмы, связанную с возможностью возникновения со стороны рабочих требований по компенсации ущерба, наносимого их здоровью. Подобным образом функционируют и институты, регулирующие отношения фирмы с ее политико-административной внешней средой. Примером могут служить выдаваемые предприятию лицензии (разрешения) на загрязнение (в определенных пределах) окружающей природной среды. Аналогичную роль играют ОВОС и экологическая экспертиза проектов. Последняя, включая как государственную, так и общественную оценку проекта и подтверждая целесообразность (с экономической, социальной и экологической сторон) его реализации, также выступает средством регулирования отношений между инвестором и соответствующими стейк-холдерами и управления соответствующими рисками. Инструментом риск-менеджмента в рассматриваемом смысле является сертификация систем КЭМ на их соответствие ИСО 14 000 (или EMAS).

Наряду с достаточно устоявшимися институтами, позволяющими управлять данным видом экологических рисков, существует весьма многочисленная группа стейк-холдеров, отношения с которыми не имеют такой степени определенности (например разного рода неформальные экологические организации, местные общины и т. п.). Для регулирования взаимоотношений с ними надо развивать инновационные институты. Речь в данном случае идет о формировании двусторонних и многосторонних трансакционных отношений. Двусторонние трансакции охватывают договорные отношения между фирмой и ее разнообразными стейк-холдерами. При этом дизайн договоров определяется фирмой и стейк-холдерами самостоятельно, вне прямой связи с существующими в обществе формальными институтами(экологическими лицензиями, сертификатами, стандартами и т. п.).

Примером многосторонних трансакций может служить институт неформальных дискуссий, где представители различных общественных групп и фирм обмениваются своими позициями (взглядами) для выработки согласованных перспектив решения определенной экологической проблемы. Примером может служить созданная в России в 2001 г. и возглавляемая акад. Алферовым Государственная комиссия по безопасной транспортировке отработанного ядерного топлива. Нередко этот метод управления рисками преобразуется в институт оформленного политического диалога, в котором под председательством независимого арбитра совместно вырабатываются взаимоприемлемые решения. Результатом являются такие политические решения в отношении охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, которые поддерживаются всеми участниками данного политического диалога. В последние годы в качестве инструмента, способствующего минимизации рисков, фирмы также используют формирование благоприятного имиджа и репутации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.