XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни как крепостничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60—70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда — носителей культуры. Величайшие достижения русской культуры XIX в. были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости. Образование и просвещение. В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное в 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки которых учреждается ряд новых университетов, образцовых средних учебных заведений — лицеев и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине XIX в. начинает уделяться большее внимание народному образованию. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась безграмотной.
Наука. Развитие науки в первой половине XIX в. имело свои особенности, состоявшие в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, физик B.C. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д. И.Менделеевым. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с общим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие историки XIX в. как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.
Литература. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением — романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремлении к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних творениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм — стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были— А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей" середины — второй половины XIX в. — И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого — стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той напряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины XIX столетия.
Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематики, вытесняется вначале романтизмом, а затем реализмом. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок». Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции; история России, проблемы современной действительности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедевра ми мировой культуры.
Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. В этот период были построены ансамбль Дворцовой площади, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенные период на архитектуру оказывают воздействие различные факторы. Это, во-первых, достижения промышленного прогресса, приведшие к появлению нового типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под старину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля.
Музыка. Наиболее активно русская музыкальная культура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «могучей кучки» — М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для творцов объединения характерно создание крупных музыкальных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П. И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами.
Билет №27
Н.М. Карамзин, говоря о жестокости царя Ивана Грозного, отметил: «... гражданские законы не могут быть сильнее естественного: спасаться от мучителя; но горе гражданину, который за тирана мстит отечеству!» Объясните и приведите исторические факты, доказывающие правоту или неправоту данного высказывания.
Отрывки из «Истории Государства Российского». Детство: «Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы, но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…». «Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости. Например, любя охоту, он (Иван) любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю, а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих, не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия». Опричные казни: «Опричник, или кромешник — так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, — мог безопасно теснить, грабить. Чем более государство ненавидело опричных, тем более государь имел к ним доверенности: сия общая ненависть служила ему залогом их верности. Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию». «25 июля среди большой торговой площади в Китае-городе поставили 18 виселиц; разложили многие орудия мук; зажгли костер и над ним повесили огромный чан с водой. Увидев сии грозные приготовления, несчастные жители вообразили, что настал последний день для Москвы, что Иоанн хочет истребить их всех без остатка. В беспамятстве страха они спешили укрыться, где могли. Площадь опустела: в лавках отворенных лежали товары, деньги; не было ни одного человека, кроме толпы опричников у виселиц и костра пылающего. В сей тишине раздался звук бубнов: явился царь на коне с любимым старшим сыном, с боярами и князьями, с легионом кромешников в стройном ополчении. Позади шли осужденные, числом 300 или более, в виде мертвецов, истерзанные, окровавленные, от слабости едва передвигая ноги. Иоанн стал у виселиц, осмотрелся и, не видя народа, велел опричникам искать людей, гнать их отовсюду на площадь; не имев терпения ждать, сам поехал за ними, призывая москвитян быть свидетелями его суда, обещая им безопасность и милость. Жители не смели ослушаться: выходили из ям, из погребов, трепетали, но шли. Вся площадь наполнилась ими: на стене, на кровлях стояли зрители. Тогда Иоанн, возвысив голос, сказал: «Народ! Увидишь муки и гибель, но караю изменников! Ответствуй: прав ли суд мой?» Все ответствовали велегласно: «Да живет многие лета государь великий! Да погибнут изменники!» «Таков был царь; таковы были подданные! Ему ли, им ли должны мы наиболее удивляться? Если он не всех превзошел в мучительстве, то они превзошли всех в терпении, ибо считали власть государеву властью божественною и всякое сопротивление беззаконием: гибли, но спасли для нас могущество России: ибо сила народного повиновения есть сила государственная».