Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Динамические программы поведения



Как мы уже указывали, окружающая животных среда, наряду с определенными устойчивыми явлениями, характери­зуется многочисленными неустойчивыми, постоянно изменя­ющимися факторами.

Эти изменяющиеся явления природы непрерывно воздей­ствуют на живые организмы. Ясно, что успех приспособления животного к окружающей среде неизбежно связан со способ­ностью быстро и целесообразно реагировать на эти постоян­но изменяющиеся события.

Животные рождаются с уже сформированными механиз­мами основных влечений.

В отличие от простых рефлексов, когда поведение животного определяется действием на него раздражителей внешне­го мира, основные влечения организма вызывают деятель­ность, которая активно направлена на внешний мир, на поиск в нем специальных потребных в данный момент животному раздражителей. При этом животные активно подбирают те или иные раздражители внешнего мира в соответствии со своими потребностями: они принюхиваются, прислушиваются и т. д., т. е. направляют все свои сензорные возможности на достижение необходимой цели.

Врожденные программы поведения обеспечивают только трафаретные средства для удовлетворения основных потреб­ностей организма. Они эффективны только при неизменных внешних условиях. Но при изменяющейся внешней среде дело обстоит значительно сложнее. Удовлетворение врожденных влечений в изменяющихся условиях окружающей среды для новорожденного оказывается нередко затрудненным. Поэто­му на первых этапах самостоятельной жизни у целого ряда живых существ включается такой мощный фактор, способ­ствующий удовлетворению основных потребностей новорож­денного организма, как помощь со стороны родителей. Бла­годаря родителям врожденные механизмы инстинкта начи­нают подвергаться обучению.

Знаменательно, что чем выше животное стоит в эволюционном ряду, тем более беспомощно при рождении его по­томство, тем более важным становится фактор обучения. Это особенно заметно у человека.

Родители передают потомству информацию о полезных и вредных явлениях внешнего мира, которые способствуют или, наоборот, препятствуют удовлетворению их основных по­требностей. Без помощи родителей такие животные часто об­речены на гибель. Родители используют все имеющиеся в их распоряжении средства. Обучают как действиями в опреде­ленной обстановке, так и специальными сигналами. Вспом­ните, как отличается сигнал курицы, когда она зовет цыплен­ка к корму, или когда она видит парящего в небе ястреба.

Новорожденные, с другой стороны, обладают высокой за- печатляемостью. Особенно поразителен результат впечатле­ния, которое новорожденный испытывает впервые в жизни. Лоренц приводит следующее любопытное описание. Оказы­вается, родитель у новорожденных утят определяется тем первым впечатлением, которое производит на утенка движу­щийся предмет. Обычно в природе им всегда бывает мать- утка. Но если при рождении утята первым увидят человека, а не утку, то в дальнейшем они считают его своим полноправ­ным родителем и будут следовать за ним всюду. Точно так же ягненок, вскармливаемый искусственно молоком из буты­лочки, привязывается к кормящему его человеку и совершен­но не реагирует на овец в стаде.

Не менее важным моментом обучения является свойство подражания действиям родителей, которое, как правило, от­четливо выражено у всех новорожденных.

В этом смысле существенное значение принадлежит игре. В процессе игры у молодых животных отрабатываются важ­ные двигательные навыки, совершенствуются средства удовлетворения основных потребностей организма. При этом из беспорядочных движений выделяются наиболее важные.

На основе удовлетворения основных влечений организма обучение происходит с большой скоростью. Достаточно ска­зать, что уже первое кормление голодного животного приво­дит к тому, что оно запоминает все события, весь путь, ведущий к приему пищи. В результате этого все явления внеш­него мира связываются животным в единую цепь последова­тельных событий по их значимости для удовлетворения воз­никшей потребности. Здесь следует особенно подчеркнуть следующее обстоятельство. Подкрепление, ведущее к удов­летворению потребностей организма, обычно занимает по­следнее место в ряду тех раздражителей, с которыми живот­ное сталкивается при поиске пищи. Однако при последую­щем программировании животным целенаправленного пове­дения события располагаются в обратной последовательно­сти. На первое место животное ставит конечный приспособи­тельный эффект—подкрепление. Остальные раздражителя располагаются в ряд по убывающей близости их к последую­щему подкреплению.

 

Схема показывает, что чем ближе раздражитель (Р1, Р2, Р3) находится к последующему подкреплению, тем большее информационное значение он имеет для животного. Из это­го следует, что обученное животное в определенной обста­новке всегда будет устремляться к тому раздражителю, ко­торый имеет большую информационную значимость. Ему не надо, как при жестком программировании, проходить все этапы последовательных действий.

Итак, животное приобретает способность в процессе инди­видуальной жизни строить программы поведения, направлен­ного на удовлетворение его основных потребностей,

В отличие от жесткого программирования в данном слу­чае животное программирует свое поведение в зависимости от своих потребностей и окружающей обстановки. Особен­ность этих программ в том, что они не являются строго фиксированными. При изменении внешних условий они мо­гут полностью тормозиться (например, в случае отсутствия подкрепления) или же может перестраиваться сигнальная значимость отдельных раздражителей, входящих в цепь со­бытий, ведущих к достижению цели.

Все сигналы внешнего мира приобретают жизненно важ­ное для животного значение только тогда, когда они обяза­тельно подкрепляются удовлетворением той или иной потреб­ности. При отсутствии подкрепления они начинают терять свое биологическое значение для организма. В этом случае начинают складываться новые программы. Не трудно заметить, что все эти программы строятся на основе механизма условного рефлекса, открытого и изученного И. П. Павловым.

По мере того, как животное все больше знакомится с внешним миром, цепи событий, ведущие к различным под­креплениям, все более возрастают. Они шлифуются и отра­батываются. Первые самостоятельные шаги по удовлетво­рению основных влечений робки, неуверенны и крайне неэко­номны. Как правило, они происходят методом «проб и оши­бок». Только по мере того, как животное начинает различать информационное значение явлений и предметов внешнего ми­ра, путь к достижению различных целей сокращается. Отра­батывается наиболее оптимальный вариант. Следует подчерк­нуть, что по мере отработки программы поведение животных начинают направлять уже не основные влечения, а тот глав­ный результат будущего удовлетворения потребностей, кото­рый следует достичь.

Автоматизация навыка отчетливо наблюдается в искусст­венных условиях. Если крысу поместить в закрытую клетку, где имеется рычаг, открывающий дверь, то сначала наблю­даются только беспорядочные движения животного. Затем после случайного нажатия на рычаг, открывающий дверь, навык приобретает устойчивое значение и проявляется вся­кий раз, как только животное помещают в данную клетку.

Точно так же происходит обучение в лабиринте. Подоб­ным способом обучаются музыканты, акробаты, шоферы, ма­шинистки. Во всех этих случаях устанавливаются прочные взаимосвязи, обусловленные действием силы тяжести, воз­буждением отолитовых органов, и соответствующие распре­деления мышечного тонуса. Все эти процессы происходят уже бессознательно. Активное включение сознания, наоборот, расстраивает привычные автоматические движения.

По этому поводу существует образное изречение: «После того как сороконожку спросили, как она ходит всеми 40 но­гами, она разучилась ходить».

Автоматизация деятельности всегда определяется конеч­ным полезным приспособительным результатом. Стоит толь­ко изменить конечный результат, как немедленно вся автома­тизированная деятельность расстраивается, и включается со­знательная приспособительная деятельность.

Таким образом, даже приобретаемые в индивидуальной жизни навыки и программы поведения в относительно по­стоянных условиях окружающей среды автоматизируются ч внешне могут напоминать врожденные инстинктивные дей­ствия. И. П. Павлов называл эти реакции «динамическим стереотипом».

Благодаря обучению и механизму условного рефлекса жи­вые существа приобретают способность тонкого, пластичного приспособления к окружающей среде. Инстинктивные меха­низмы, таким образом, тесно переплетаются с приобретенны­ми навыками.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.