Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кровь или нервные импульсы?



Долгое время считали, что голод,жажда, половое влечение возникают в основном в результате раздражения определен­ных периферических образований организма. Так, известный американский физиолог Уолтер Кеннон считал, что причи­ной ощущений голода являются периодические сокращения желудка, которые регулярно происходят после 12—18-часо­вого голодания, Считали также, что жажда возникает при сухости ротовой полости и глотки, а материнские влечения исходят из растянутых молоком грудных желез и т. д.

Однако эксперименты и клинические наблюдения заставили пересмотреть эту точку зрения. Оказалась, что влечения голода полностью сохранялись при удалении желудка или при перерезке всех его нервных связей с мозгом. Точно также ока­залось, что материнские влечения сохраняются после удале­ния обеих грудных желез. Из этого следует, что раздражения, идущие от периферических органов, не играют главной роли в возникновении основных влечений организма.

Но что же заставляет животное периодически искать пищу, воду или особь другого пола для размножения?

Было сделано предположение, что таким раздражителем являются специальные вещества, периодически накапливаю­щиеся в крови («гуморальная теория»). Так, по мере голода­ния кровь теряет свои питательные вещества, становится «го­лодной» и приобретает способность раздражать определенные рецепторы. Такие рецепторы находятся как в стенке сосудов, так и непосредственно в центральной нервной системе. Нали­чие специальных нервных клеток, чувствительных к измене­нию содержания глюкозы в крови, было установлено в обла­сти вентромедиальных ядер гипоталамуса, т. е. в том месте, где расположен «центр насыщения». Особенность этих цен­тральных рецепторов заключается в том, что они представля- ют собой специальные нервные клетки, обмен веществ кото­рых очень специфичен. Одни из них используют в своем обме­не преимущественно глюкозу, другие хлористый натрий и т. д.. В результате этого при изменении содержания в крови того или иного вещества происходит избирательное возбуждение группы клеток, использующих это вещество в своем метабо­лизме. Аналогичные клетки существуют по отношению к со­держанию в крови различных гормонов.

Установлено, например, что у животных, лишенных каких- либо пищевых или минеральных веществ, или же витаминов резко возрастает предпочтение к этим веществам. Подобное явление наблюдается в случае удаления различных желез внутренней секреции. Так, при удалении надпочечников у жи­вотных наблюдается резко выраженное предпочтение к соле­ной пище. После перерезки всех вкусовых нервов такие животные утрачивают свое избирательное отношение к соли и погибают от ее недостатка. Стало быть у животных с удаленными надпочечными железами мы имеем специальную повы­шенную «настроенность» к соленым веществам, недостаточ­ность которых наблюдается в организме.

Еще более яркий пример описан Вилкинсом и Рихтером. Авторы наблюдали мальчика с врожденной опухолью надпо­чечников. Вследствие этого недуга организм его не был спо­собен удерживать соли натрия. С самого рождения этот ребе- кок проявлял постоянное беспокойство и не успокаивался после приема обычной пищи. В дальнейшем он начал прояв­лять предпочтение к более соленой пище. Авторы описывают такой случай, как однажды, случайно натолкнувшись на соль в буфете, он начал есть ее пригоршнями. Характерно, что он быстро научился просить соль жестами, указывая на выше­упомянутый буфет и первым его словом было «соль». Соле­ная пища и все связанное с солью превратилось для этого мальчика в главную цель всей его короткой жизни.

Значит, соотношение гормонов и специальных химических веществ в организме определяет тот внутренний фон, на кото­ром периодически разыгрываются механизмы его основных влечений.

Казалось бы, все очень ясно и просто. Но на самом деле механизм возбуждения подкорковых центров основных влече­ний оказался значительно сложнее.

В Советском Союзе были проведены наблюдения над жиз­недеятельностью двух пар сросшихся близнецов (Т. Т. Алек­сеева).

Особенность строения этих близнецов заключалась в том, что, несмотря на сращение в тазовой области, у них была полностью разграничена центральная нервная система (го­ловной и спинной мозг). Однако кровообращение у них было общим. Это доказывали следующие наблюдения. Глюкоза, введенная в вену руки одной из девочек, уже через 2 мину­ты переходила в кровь другой, а через несколько минут кон­центрация сахара в крови у обеих девочек почти уравнове­шивались.

Раздражение легким уколом кожи на 1 см. вправо от средней линии (условной линии раздела их тел) вызывало реакцию только соответствующей головки. Другая девочка оставалась к это-му раздражению безучастной. Аналогичный результат получался и при обратных соотношениях.

Оказалось, что у этих сросшихся близнецов можно было наблюдать такое состояние, когда одна из девочек была на­кормлена, а вторая по-прежнему продолжала испытывать го­лод и требовать пищу. В чем же дело? Ведь концентрация пи­тательных веществ в их крови, казалось бы, должна быть оди­наковой, так как одна из девочек была накормлена? И тем не менее факт остается фактом.

В настоящее время мы должны признать, что возбуждение инициативных центров, определяющих различные врожденные влечения организмов, происходит совместно как нервным, так и гуморальным путем. Оба эти механизма в /различной степе­ни выражены у животных, находящихся на различных ступе­ням эволюционного развития.

У насекомых и низших животных гуморальные (особенно гормональные) факторы играют, по-видимому, основную роль в возникновении их инстинктивных реакций. Нервный меха­низм как средство наиболее быстрой реализации основных по­требностей организма возник в эволюции, вероятно, значительно позднее. Однако, являясь более поздней прибавкой эволюции, нервный механизм мотиваций приобрел огромное предупредительное значение.

Действительно, у высших животных и человека мы на­блюдаем появление влечений еще задолго до того момента, когда жизненно необходимые вещества внутренней среды полностью исчерпаны.

Примером этого является формирование состояния голода. Голодные ощущения начинают формироваться прежде всего иод влиянием действия на гипоталамические центры нервных импульсаций, поступающих от опустевшего желудка и других пищеварительных органов. Как правило, в это время в крови и тканях организма уровень питательных веществ еще высо­кий. Однако под влиянием чисто нервных «тревожных сигна­лов» организм начинает искать питательные вещества.

Не правда ли, удивительно надежный приспособительный механизм перестраховки?

И только в том случае, когда влияние чисто нервных ме­ханизмов не приводит к потреблению пищи, включается вто­рая фаза голодания.

На этой стадии ткани и органы организма начинают «за­пирать» запасы своих питательных веществ. Особенно боль­шие запасы веществ «запираются» в печени. В результате это­го питательные вещества перестают поступать в кровь. Содер­жание их в крови резко падает, кровь становится «голодной». Но заметьте, что в тканях организма мы имеет при этом еще значительный резерв питательных веществ. Опять преду­предительная приспособительная реакция!

Только при длительном голодании (у человека после 20 с лишним дней) резервы питательных веществ организма пол­ностью исчерпываются.

Итак, в естественных условиях врожденные мотивации у живых существ формируются на основе возникновения соот­ветствующей потребности. Последняя нервным и гуморальным путем возбуждает специальные нервные клетки, расположенные у высших, животных в гипоталамической области. У более низших существ, особенно у насекомых, эти клетки могут рас­полагаться в различных частях их цепочковой нервной си­стемы. Тем не менее общий принцип формирования основных влечений является единым у различных живых существ, стоя­щих на различных уровнях эволюционного развития.

Теперь попробуем ответить на вопрос, каким образом воз­буждение инициативных мотивационных центров приводит к формированию целенаправленного поведения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.