Клиента просят исследовать свое внутреннее напряжение внутри рамки внешнего диалога (независимо от того, присутствует ли конфликт как интра- или интерперсональный). Необходимо инициировать диалог между двумя людьми — клиентом и значимым другим. Лежащие в основе этого внутренние полярности являются скрытыми и требуют интенсивного эмоционального опыта для привнесения их в более полное осознавание. Если работать с внутренними полярностями на этой фазе, то работа будет скорее поверхностной и акцентирующей интеллектуальный подход к разрешению конфликта. Иногда клиент желает работать с личностной дефицитарностью (например, он «слишком покорен, зол или одинок»). В этом случае диалог включает другую личность, по отношению к которой такие чувства были недавно испытаны или могли бы быть испытаны.
Когда это необходимо, клиент должен участвовать в диалоге с родителями или с кем-то из братьев или сестер, которые на него влияли. В этой стадии терапевт должен также быть внимательным к вербально-невербальному несоответствию. Наиболее важно привнести подавленные чувства в осознавание путем драматизации внешнего или внутреннего конфликта.
В этой работе клиент может погрузиться в процесс самоисследования и нуждаться в сопровождении терапевта для пересадки со стула на стул (соответственно выражению чувств и поведенческих паттернов). Каждый диалог имеет свой ритм, и в нем терапевт стимулирует прояснение:
а) Что является проблемой и какие чувства имеются в отношениях со значимым другим?
б) Что является скрытыми чувствами и подавленными действиями в отношениях со значимым Другим?
в) Что является желательным решением проблемы или конфликта?
В конце второй стадии терапевту нужно быть настороженным к уходу клиента из вовлеченности, его растерянности или нежеланию продолжать. Это может означать тупик в гештальт-работе, отражающий близкое появление уровня сжатия (внутреннего взрыва), что требует более активных интервенций терапевта.
ВОТ ПРИМЕР РАБОТЫ Ф. ПЕРЛЗА С МЭРИ
Ф.: И ты уже сказала, что не даешь себе разозлиться на себя.
М.: Да, но я злюсь. Разгневанная Я побеждает — я имею в виду, продолжает бороться против зрелости или чего-то в этом роде и постоянно побеждает. Она не дает мне взрослеть — по-моему, не дает мне найти себя.
Ф.: Скажи это ей: «Я зла на тебя».
М.: Я зла на тебя — я зла на тебя, потому что ты на меня не смотришь... Я зла на свою мать, потому что она не слушает меня, потому что она не любит меня такой, какая я есть.
Ф.: О'кей. Изменим разговор, поговори со своей матерью.
М.: (мягко) Мама, ты называла меня эгоисткой, когда я хотела делать то, что мне хотелось делать. И мистер Психиатр, Вы тоже называли меня за это эгоисткой. Я не могу от этого избавиться. Поэтому я... мама, если бы я делала то же самое, что и ты, я стала бы слабой — если бы я делала то, что ты от меня хотела, я стала бы слабой, но я осталась эгоисткой.
Но ты была эгоисткой. Ты вечно хотела кого-нибудь обогнать. Ты хотела съесть, хотела получить — знаешь, «мне первой» все время. И ты думаешь только о себе, а если ты недовольна, то, клянусь Богом, ты любыми средствами добьешься своего...
Я правда не знаю, как перестать быть эгоисткой. Я... Я...
Ф.: Ты смотрела на меня. Чего ты от меня хочешь?
М.: Мне нужно — мне тяжело продолжать. Я дошла до... я застряла в... похоже на тупик.
Ф.: Ты действительно чувствуешь, что попала в тупик?
М.: Похоже. У меня такое ощущение. Да.
Ф.: Как ты себя чувствуешь в тупике? Как ты застряла?
М.: Мне это не нравится, черт возьми. Знаешь, мне не следует этого делать. Ради чего, черт возьми, я это делаю? А — вот что я делаю. Я попадаю в группу людей, я стою перед ними — и БАМ — я не могу добраться до своих чувств, потому что я чувствую самосознание или что-то еще в этом роде.
Ф.: Скажи этот группе.
М.: Я отключаюсь от вас и не хочу этого делать, но делаю. И это — я думаю, что это разгневанная Я говорит во мне: «Мэри, знаешь, ты туда не попадешь».
Ф.: Хорошо, закрой глаза и отключись. Уйди. Отправляйся, куда захочешь. Куда бы ты отправилась?