Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАБОТА С ПОЛЯРНОСТЯМИ И СТАДИИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЕССИИ



 

Тупик в терапевтической сессии может быть обусловлен фиксацией одной из полярностей. Полярности присутствуют во всех качествах, каждый аспект личности — это одна сторона полярности, другая же сторона обычно находится вне осознавания индивидуума. Некоторые полярности противоположны: сильный — слабый, смелый — трусливый и т. п. Полярности уникаль­но организованы по отношению к каждой личности. Некоторые из них не являются явными противоположностями, например, полярностью по отношению к любви может быть не ненависть, а отвержение.

Здоровое функционирование — это способность свободно двигаться в континууме между полярностями. Все части континуума потенциально нужны. Личность не может полно и глубоко проявить свою мужественность без осознавания своей женственности. Однако для многих клиентов в их отношениях существует только одна полярность, например, сила. Бессилие отвергается, и клиент, не позволяя себе быть бессильным, всегда стремится поддерживать силу. Это серьезно влияет на его отношения с окружением, включая способность к интимности. Патологическое функционирование, с точки зрения гештальт-теории, — это отщепление или отчуждение отдельных аспектов индивидуума. Отщепленная неосознаваемая полярность, как правило, проецируется на кого-либо, а клиент идентифицируется с оставшимся полюсом континуума («Я доброжелателен и не злюсь на других людей»).

В работе с полярностями терапевт принимает, что все позиции вдоль континуума полярностей — естественная и необходимая часть человеческой жизни. И если клиент дает наимено­вание одному концу континуума, одной полярности, то, как пра­вило, оставляет без внимания другой конец и соответствующее ему качество.

Задача терапевта — помочь клиенту вернуться к гибкости и полноте ответа. Работа с полярностями проходит в определен­ном порядке.

1. Как только терапевт обнаруживает одну из полярностей, с которой идентифицируется клиент (качество), он побуждает клиента найти то качество, которое станет противоположным;

2. Далее терапевт просит клиента рассмотреть вероятность существования игнорируемой полярности. «Можете ли Вы представить себе, что проявляете это качество в жизни?» Сила сопротивления по отношению к этому предложению может дать представление об энергии, направляемой на сдерживание проявления этой полярности.

3. Терапевт предлагает клиенту ролевую игру с использованием двух стульев. Здесь терапевту важно поддержать некоторое переживание при идентификации с обеими полярностями.

Если клиенту трудно, можно предложить прием «как если бы».

Если интервенция терапевта точна, клиент идентифицируется с отвергаемой полярностью и начинает вкладывать энергию в ее существование, можно попросить его начать диалог между эти ми полярностями (по отношению к проблеме клиента). Поощряется полный вклад энергии (с энтузиазмом и энергией) в обе полярности.

Смена позиции происходит после получения ответа, обращения к другой полярности, осознавания чувств и телесных реакций. В классическом варианте такой диалог приводит к новой интеграции клиента.

4. В конце работы клиент может оказаться способным переопределить имена полярностей. Так, слабость может превратиться в проявление нежности, а растерянность и непонимание чего-либо стать возможностью более точной ориентации и необходимостью получить новую информацию из среды.

Важно помнить, что присвоенное качество не обязательно должно немедленно привести к определенному действию. Распознанная в себе способность к насилию совершенно не обязана проявляться в действии, за исключением ситуаций действительно опасных для жизни. Когда утверждены оба полюса континуума, все позиции между ними потенциально полезны в зависимости от континуума.

Разные авторы выделают стадии работы с полярностями в соответствии с теоретической базой, на которую они ориентируются. Следующий вариант (Р1еЬег1, 1990) содержит четыре
стадии: формулировка проблемы, работа с внешними полярностями, работа с внутренними полярностями, интеграция полярностей. Автор настаивает именно на такой последовательности стадий (сначала внешние, а потом внутренние полярности) и обосновывает свое мнение, хотя при внимательном прочтении «Гештальт-терапии дословно» можно увидеть, что эта последовательность не так уж и соблюдалась родоначальником гештальт-терапии.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.