Тупик в терапевтической сессии может быть обусловлен фиксацией одной из полярностей. Полярности присутствуют во всех качествах, каждый аспект личности — это одна сторона полярности, другая же сторона обычно находится вне осознавания индивидуума. Некоторые полярности противоположны: сильный — слабый, смелый — трусливый и т. п. Полярности уникально организованы по отношению к каждой личности. Некоторые из них не являются явными противоположностями, например, полярностью по отношению к любви может быть не ненависть, а отвержение.
Здоровое функционирование — это способность свободно двигаться в континууме между полярностями. Все части континуума потенциально нужны. Личность не может полно и глубоко проявить свою мужественность без осознавания своей женственности. Однако для многих клиентов в их отношениях существует только одна полярность, например, сила. Бессилие отвергается, и клиент, не позволяя себе быть бессильным, всегда стремится поддерживать силу. Это серьезно влияет на его отношения с окружением, включая способность к интимности. Патологическое функционирование, с точки зрения гештальт-теории, — это отщепление или отчуждение отдельных аспектов индивидуума. Отщепленная неосознаваемая полярность, как правило, проецируется на кого-либо, а клиент идентифицируется с оставшимся полюсом континуума («Я доброжелателен и не злюсь на других людей»).
В работе с полярностями терапевт принимает, что все позиции вдоль континуума полярностей — естественная и необходимая часть человеческой жизни. И если клиент дает наименование одному концу континуума, одной полярности, то, как правило, оставляет без внимания другой конец и соответствующее ему качество.
Задача терапевта — помочь клиенту вернуться к гибкости и полноте ответа. Работа с полярностями проходит в определенном порядке.
1. Как только терапевт обнаруживает одну из полярностей, с которой идентифицируется клиент (качество), он побуждает клиента найти то качество, которое станет противоположным;
2. Далее терапевт просит клиента рассмотреть вероятность существования игнорируемой полярности. «Можете ли Вы представить себе, что проявляете это качество в жизни?» Сила сопротивления по отношению к этому предложению может дать представление об энергии, направляемой на сдерживание проявления этой полярности.
3. Терапевт предлагает клиенту ролевую игру с использованием двух стульев. Здесь терапевту важно поддержать некоторое переживание при идентификации с обеими полярностями.
Если клиенту трудно, можно предложить прием «как если бы».
Если интервенция терапевта точна, клиент идентифицируется с отвергаемой полярностью и начинает вкладывать энергию в ее существование, можно попросить его начать диалог между эти ми полярностями (по отношению к проблеме клиента). Поощряется полный вклад энергии (с энтузиазмом и энергией) в обе полярности.
Смена позиции происходит после получения ответа, обращения к другой полярности, осознавания чувств и телесных реакций. В классическом варианте такой диалог приводит к новой интеграции клиента.
4. В конце работы клиент может оказаться способным переопределить имена полярностей. Так, слабость может превратиться в проявление нежности, а растерянность и непонимание чего-либо стать возможностью более точной ориентации и необходимостью получить новую информацию из среды.
Важно помнить, что присвоенное качество не обязательно должно немедленно привести к определенному действию. Распознанная в себе способность к насилию совершенно не обязана проявляться в действии, за исключением ситуаций действительно опасных для жизни. Когда утверждены оба полюса континуума, все позиции между ними потенциально полезны в зависимости от континуума.
Разные авторы выделают стадии работы с полярностями в соответствии с теоретической базой, на которую они ориентируются. Следующий вариант (Р1еЬег1, 1990) содержит четыре стадии: формулировка проблемы, работа с внешними полярностями, работа с внутренними полярностями, интеграция полярностей. Автор настаивает именно на такой последовательности стадий (сначала внешние, а потом внутренние полярности) и обосновывает свое мнение, хотя при внимательном прочтении «Гештальт-терапии дословно» можно увидеть, что эта последовательность не так уж и соблюдалась родоначальником гештальт-терапии.