Задача первой стадии — побуждение клиента к осознаванию с возрастанием интенсивности основного конфликта «здесь и сейчас». Начальные интервенции направляют внимание клиента к его непосредственному опыту — к «что и как» в поведении. Во время этого процесса клиенты становятся способными принять возрастающую ответственность за свои мысли и чувства, осознать связи между вербальным и невербальным поведением. В первой фазе сессии гештальт-терапевт выясняет, что испытывает клиент. Осознавание помогает дать голос определенной физической области. Если клиент затрудняется в осознавании, гештальт-терапевт может направить его внимание на очевидные телесные корреляты вербальной экспрессии, такие как паттерны дыхания, жестикуляция, интонация.
Приведем пример работы Ф. Перлза с Гленом («Гештальт-семинары», пер. А. Бондаренко).
Глени: Я вроде бы дрожу и у меня какое-то возбуждение в груди, как будто дрожь. Мне не нравится мой голос... Колено у меня горит и голени. Брюки поддернуты на ногах. Когда я садился, я поддернул брюки.
Фриц: Как это связано с тем, что тебе не нравится твой голос?
Г.: Никак. Это не связано.
Ф.: Ты перепрыгнул от голоса к ногам... Короче говоря, когда тебе не нравился твой голос, ты был в промежуточной зоне... Вместо того чтобы воспринимать свой голос, ты судил о нем (Г.: Я судил о нем), ты что-то думал.
Г.: Да. Вместо того чтобы услышать его как полый, несколько трясущийся, я услышал его как плохой.
Ф.: Я заметил, как ты превратился из писателя в судью... (Смех.) Видишь ли, когда судишь, ты уже не можешь воспринимать, потому что ты слишком занят, ищешь причины и объяснения и всякое такое...
Г.: Мне даже сидеть здесь тяжело. Я сужу, что я нетерпелив, что я что-то должен сделать.
Ф.: О'кей. Оставайся в промежуточной зоне. Ознакомься получше с тем, что там происходит.
Г.: Я даже не уверен, как это сделать. Я чувствую себя так (смеется), как будто заполняю документы... Я сужу и все о'кей. Вот где я, в промежуточной зоне. (Смех.) Смех — от него становится легче. Моя шея напряжена и тут же возникает мысль: «Вот этого не следует делать», я должен расслабиться... мое горло напряжено... На мне как будто шоры, и я не могу повернуть голову. (Поворачивает голову.) Но я могу. Я чувствую, что я каким-то образом копаю яму, я сам себя загоняю в угол... Я не хочу этого делать... Я начинаю чувствовать, что все судят обо мне, что ты судишь обо мне тем, что зеваешь, ты судишь обо мне своим беспокойством.
Для того чтобы облегчить прояснение ощущений в определенной части тела, клиенту можно предложить повторить, преувеличить или спонтанно развить определенное физическое действие в невербальной форме. Можно также предложить ему усилить громкость ключевых слов и предложений.
Гештальт-терапевт выявляет несоответствия вербальных и невербальных реакций, так как это часто указывает на блоки в осознавании, которые маскируют наиболее напряженные области. Часто нужно «не могу» заменить на «не хочу», «это» на «Я», «должен» на «не хочу» или перевести весь материал в настоящее время.
В то же время гештальт-терапевт избегает интерпретаций и оценки человеческого поведения, поскольку таким образом блокируется непосредственный опыт клиента. Интуитивные инсайты о поведении клиента могут быть эффективно утилизированы с помощью соответствующего эксперимента. Можно попросить клиента придать голос какой-либо части, затем ответить и поддерживать этот диалог, пока негативные чувства будут присвоены и напряжение конфликта снизится.
Конечная фаза первой стадии маркирована способностью клиента фокусировать осознавание, когда направленные и выраженные чувства и ощущения предъявляются непосредственному окружению. Эмоциональная проблема присутствует в осознавании вместе с соответствующей физической областью напряжения.
В дополнение к клиентскому осознаванию «Что Вы осознаете сейчас?», которое имеет целью установить связь между телом и эмоциональным состоянием, направляемая терапевтом работа фантазии, исследование невербальных проявлений и прямые вопросы помогают сфокусироваться на незавершенной ситуации. Исследование невербальных реакций или работа фантазии помогает преодолеть сопротивление клиента, выражаемое в чрезмерных интеллектуализациях или, наоборот, вербальных блоках.
Прямые вопросы «С чем вы хотите работать сегодня?» или «Чего вы хотите избежать, работая сегодня?» могут предоставить материал для исследования. Клиенты проявляют сопротивление гештальт-работе в виде определенных паттернов поведения. Названия таких игр — «беспомощность», «растерянность», «попытка увести терапевта» от главного. Стратегия работы терапевта требует смелости, сочувствия и непривязанности к исходу.