Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 8 ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ



Общие положения

Правовые нормы в отношении объектов интеллектуальной собствен ности означают существование следующего принципа.

Принцип правовой охраны никто не имеет права использовать объект интеллектуальной собственности без разрешения правообладателя, по­этому любое неразрешенное использование объекта является нарушены ем закона, а лицо, допустившее такое использование, — нарушителем закона.

Этот простой принцип часто превратно понимается из-за дуализма (///-теллектуальной собственности, поскольку объект интеллектуальной соб­ственности существует в виде нематериального объекта (изобретения, ли­тературного произведения, произведения изобразительного искусств:: и т. д.) и материального объекта, в котором этот нематериальный объект во­площен (товар).

Принцип правовой охраны относится только к нематериальным объ­ектам интеллектуальной собственности и не может относиться к матери­альному объекту, в котором воплощен объект интеллектуальной собствен­ности. Например, покупатель книги имеет право использовать книгу, в которой воплощено литературное произведение, по ее основному предна­значению, т. е. для чтения, изучения, цитирования, критики, полемики и т. д., но не имеет права использовать объект интеллектуальной собственно­сти (литературное произведение), воплощенный в книге. Владелец книги не имеет права воспроизводить произведение (копировать), переводить его, публично исполнять, размещать в Интернете и т. д. Аналогичное положение-справедливо и для иных объектов интеллектуальной собственности.

В соответствии с принципом исчерпания права на распространение владелец книги может продать ее иным лицам, подарить и даже выброси 11., Например, после приобретения книги для ее дальнейшего распростране­ния не требуется согласия правообладателя произведения, воплощенною в книге. Точно так же покупатель любого иного товара может использован. его по прямому предназначению (телевизор — для просмотра телепередач, плеер — для прослушивания музыки или просмотра фильмов, компью­тер — для деловых или развлекательных целей, автомобиль — как транс­портное средство и т. д.), а также продать его, подарить, выбросить. Копи рование таких товаров, как правило, невозможно или требует больше средств, чем приобретение нового товара.

Таким образом, принцип правовой охраны относится только к объек там интеллектуальной собственности, но не имеет отношения к товарам


которых эти объекты воплощены. Следовательно, любые товары, в кото-

х воплощены объекты интеллектуальной собственности, могут свободно

пользоваться по их прямому предназначению, продаваться, обмениваться

т. д. Ради такого предназначения потребительские товары производятся

приобретаются.

Законодательство об интеллектуальной собственности содержит по­женил об ограничениях исключительного права, которые подробно рас-атривались в данном издании. В соответствии с этими положениями требители товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной бственности, в некоторых случаях и при некоторых условиях могут ис-ользовать и объекты интеллектуальной собственности.

Следовательно, не любое использование объектов интеллектуальной соб-венности без разрешения правообладателя является нарушением закона и е каждое лицо, использующее объекты интеллектуальной собственности, ^ляется нарушителем закона.

Таким образом, нужна осторожность при обвинениях тех или иных зд в нарушении законодательства об интеллектуальной собственности. Ьезаппеляционность такого рода особенно характерна для средств массо­вой информации, распространяющих заказные статьи заинтересованных Ииц и организаций.

В § 1.13 было рассмотрено неправомерное использование термина ■«пиратство» в отношении нарушения прав интеллектуальной собственно­сти. Отмечалось, что очень часто нарушителей законодательства об интел­лектуальной собственности называют пиратами, ворами, грабителями и проч., хотя таковыми они в действительности не являются. Если совершено хищение (безвозмездное завладение) имущества посредством кражи, гра­бежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, то уголовное законода­тельство называет таких лиц не ворами, грабителями, пиратами, вымогате­лями, шулерами и пр., а лицами, совершившими преступление. Таким образом, уголовное законодательство, как и гражданское, не признает тер­минов «вор», «пират», «грабитель», которые широко используются в сред­ствах массовой информации и в обиходе.

Особенностью кражи, грабежа или разбоя является то, что правомер­ный владелец имущества или вещной собственности ее лишается. В отно­шении интеллектуальной собственности это не так, поскольку нарушите­ли прав интеллектуальной собственности ничего не изымают у ее владельца и они не лишают его интеллектуальной собственности. Владе­лец остается правообладателем соответствующего объекта интеллектуаль­ной собственности.

Нарушитель неправомерно использует неизъятый объект интеллекту­альной собственности, воплощенный в товаре, иногда правомерно приоб­ретенный.

Таким образом, нарушитель права интеллектуальной собственности не может считаться ни вором, ни грабителем, ни пиратом, поскольку он не


§ 8.2. Контрафактные товары ■ 297

296 • Глава 8. Защита интеллектуальных прав


лишает правообладателя ни принадлежащего ему объекта интеллектуал!^ ной собственности, ни исключительных прав на него. Другое дело, что на-рушитель наносит ущерб правообладателю, и только суд может это устано-1 вить.

Контрафактные товары

В отношении нарушений прав интеллектуальной собственности в большинстве стран используется термин «контрафактный» (от англЛ counterfeit), имеющий множество близких значений: поддельный, подлож­ный, фальсифицированный, фальшивый, фиктивный, дезориентирую­щий, вводящий в заблуждение и т. д. В ряде стран термин «контрафакция», применяют как синоним производства контрафактных товаров.

Контрафактный товар это любой товар, произведенный без ра ;/><■ • шения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощенных в этом товаре.

Существует множество видов контрафактных товаров, в которых не­правомерно воплощены охраняемые:

• объекты авторского права или смежных прав;

• объекты патентного права;

• маркетинговые обозначения.

Контрафактные товары с воплощенными объектами авторского права или смежных прав относятся к очень широкому ассортименту товаров; книги, журнальные и газетные статьи, фильмы, фонограммы, компьютер­ные программы, базы данных и т. д. Товары этой категории легко копиру­ются, причем цифровое копирование не ухудшает, а сохраняет качества оригинала. В цифровой среде такие товары легко распространяются, име­ют низкую цену или вообще бесплатны. Принимаемые меры по сокраще­нию рынка контрафактных товаров этой категории не дают результатов, m.i которые рассчитывают правообладатели и законные производители.

Контрафактные товары с воплощенными объектами патентного права не столь распространены и не столь заметны, как иные товары. Дело в том, что использовать объекты патентного права не так просто, как объекты ав­торского права или смежных прав. Например, для воплощения чужою изобретения в какой-либо товар его производитель должен провести тру­доемкую и дорогостоящую работу до начала производства контрафактных товаров. Причем при реализации такого контрафактного товара произво­дитель может не получить особых рыночных преимуществ, поскольку при вообладатель может установить факт неправомерного использования, на пример своего изобретения, и привлечь нарушителя к судебной ответственности. Следует подчеркнуть, что обнаружить факт незаконною использования объектов патентного права оказывается иногда весьм;|


южно. Кроме того, число производителей контрафактных товаров ной категории невелико по сравнению с производителями контра­рных товаров иных категорий.

Контрафактные товары с маркетинговыми обозначениями являются ень распространенными. К ним относится продукция в основном лег-й и пищевой промышленности и в гораздо меньшей степени продукция сокотехнологичных отраслей промышленности. Распространенность сих контрафактных товаров вызвана тем, что нанести маркетинговые значения на любую продукцию очень просто и это не требует значи-ьных издержек. Контрафактные маркетинговые обозначения легко об-руживаются, поэтому во многих случаях нарушения прав легко устанав-ваются. Ввиду исключительной распространенности контрафактных варов этой категории законодательство всех стран предусматривает же-кие меры к нарушителям, идущие еще от Парижской конвенции 1883 г. Несмотря на широкое использование термина «контрафактный то-р», в котором воплощены объекты интеллектуальной собственности, и Гражданском кодексе Российской Федерации он используется только в от­ношении товаров, на которые неправомерно нанесены охраняемые марке­тинговые обозначения, — ст. 1515, 1519(3), 1537(1). В остальных случаях Ьечь идет о контрафактных носителях, контрафактных экземплярах про­изведений, контрафактных объектах смежных прав — ст. 1252(4), 1302(1), 1312, хотя и в этих случаях должны пониматься товары, в которых вопло­щены соответствующие объекты.

В ст. 1252(4) Гражданского кодекса Российской Федерации признают­ся контрафактными товары, в которых воплощены объекты интеллекту­альной собственности с нарушением исключительного права на эти объекты. Кроме того, контрафактными признаются такие же товары, на­ходящиеся в гражданском обороте.

В соответствии со ст. 1299 и 1300 товары, в которых воплощены объек­ты авторского права или смежных прав, признают контрафактными, если

и них:

1) удалены технические средства защиты, установленные правообла­дателем;

2) изменена или удалена информация об управлении правами.

К первой категории относятся товары с удаленной технической защи­той, которая была установлена правообладателем. Существует много тех­нических методов и устройств, позволяющих в некоторой мере защитить объект авторского права или смежных прав от несанкционированного ис­пользования. Однако такая защита не является абсолютной, поскольку во многих случаях ее можно убрать, снять, заблокировать, обойти. В соответ­ствии с Договором ВОИС по авторскому праву и Договором ВОИС по ис­полнениям и фонограммам удаление средств технической защиты с охра­няемых объектов признается нарушением закона. Проблема охраны технических средств защиты рассматривается в § 8.3.


298 • Глава 8. Защита интеллектуальных прав


§ 8.3. Технические средства защиты • 299


 


Ко второй категории относятся товары с измененной или удаленной информацией об управлении правами. Как отмечалось в § 2.8 и 3.4, пра­вообладатель для оповещения о своих правах может использовать конвен­ционные знаки охраны и иную информацию, размещая ее на товарах, в ко­торых воплощены объекты авторского права или смежных прав. Новые международные нормы позволяют правообладателю размещать на товарах любую информацию по управлению правами для оповещения о своих правах I на объект авторского права или смежных прав и об условиях его использо- I вания.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.