Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Составные произведения



Составное произведение — это произведение, включающее другие произ­ведения или их части.

Составное произведение иногда называют сборником или компиляцией. римерами таких произведений являются антология, хрестоматии, эн­циклопедии, базы данных, справочники ит. д.

Составные произведения являются распространенным видом произ­ведений литературы, науки и искусства, поскольку к ним относятся аудиови-эуальные, музыкально-драматические, сценические произведения, муль­тимедийные и сетевые произведения и т. д. Правовые нормы в отношении составных произведений сформулированы в Бернской конвенции, Согла­шении ТРИПС и Договоре ВОИС по авторскому праву.

В соответствии со ст. 2(5) Бернской конвенции «сборники литератур­ных и художественных произведений, например энциклопедии и антоло­гии, представляющие собой по подбору и расположению материалов ре­зультат интеллектуального творчества, охраняются как таковые, без ущерба правам авторов каждого из произведений, составляющих часть та­ких сборников»'.

Другими словами, установлено, что результат интеллектуального твор­чества проявляется в подборе и расположении материалов. Этот критерий Бернской конвенции был изменен в ст. 10(2) Соглашения ТРИПС2 и в ст. 5 Договора ВОИС по авторскому праву, которые признали, что результат интеллектуального творчества проявляется в подборе или в расположении \ материалов. Это изменение критерия оказалось скрытым в русском пере-I воде, поскольку фраза «by reason of the selection or the arrangements»3 анг­лоязычного текста Договора ВОИС по авторскому праву была переведена как «по подбору и расположению»4. В Российской Федерации современ­ный критерий используется с 1993 г., когда еще не было ни Соглашения ТРИПС, ни Договора ВОИС по авторскому праву5. В ст. 1260(2) Граждан-

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 9.

См.: Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS Agreement) (1994). Geneva: WIPO, No 223(E). 2000. P. 20. 1 WIPO Copyright Treaty. Geneva: WIPO, No 226(E). 2000. P. 10.

4 Договор ВОИС по авторскому праву и согласованные заявления в отношении до­
говора. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000. С. 7.

5 См.: Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». М.:
Республика, 1993. С. 12.


 

сборников из-за заключенных договоров или из-за служебного рактера произведения. 5. Издателю энциклопедии, энциклопедических словарей, периодических даний (газет, журналов, продолжающихся сборников научных трудов п. д.) принадлежит право на использование таких изданий. Принадлежность издателю права на издание означает, что это издатель раве при любом использовании таких изданий указывать свое наименование и требовать такого указания. При этом авторы произведений, включен->1х в такие издания, сохраняют исключительные права на использование оих произведений независимо от прав издателя, если они не передали iy такое право. Несомненно, речь может идти о неслужебных произведе-1ях. Если же в периодическое издание включены служебные произведе-1я, то исключительные права принадлежат работодателю автора, однако \тор служебного произведения, включенного в периодическое издание, имеет шво на авторское вознаграждение (помимо заработной платы) за исполь->вание его произведения в составном периодическом издании даже при сутствии иных условий в договоре с издателем или при отсутствии >говора. 6. Составные произведения охраняются авторским правом независимо от ого, являются охраняемыми или нет произведения, которые они включают. Автор составного произведения может использовать любой неохра-немый объект без согласия и разрешения лица или лиц, которые являют-I создателями таких объектов. С другой стороны, распространение охра-i.i на составные произведения, в которые включены неохраняемые роизведения, не означает распространение на них охраны. § 2.13. Производные произведения I Производное произведение это произведение, которое создано в ре-| зультате переработки другого произведения. Типичными видами производных произведений являются перевод, гаптация, обзор, реферат, аннотация и т. д. Далеко не все обзоры, рефераты и аннотации можно считать произ-эдными произведениями. Обычно они создаются в научных, исследова-гельских, учебных, полемических, критических и информационных целях. • В таких случаях законодательство допускает цитирование отрывков I из анализируемых произведений в объеме, оправданном целью цитиро-I вания, с обязательным указанием автора произведения и/Источника заим-11 иования.

Правовые нормы в отношении производных произведений установле-I им в

Бернской конвенции. В соответствии со ст. 2(3) «переводы, адапта­ции, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или w чожественного произведения охраняются наравне с оригинальными


92 • Глава 2. Авторское право


произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведе­ния»1.

Правовые нормы в отношении производных произведений основаны на рассмотренных в § 2.8 условиях правовой охраны произведений.

1. Производное произведение охраняется, если оно является результатом
творческого труда переработчика.

Этим положением признается, что характер деятельности автора производного произведения является творческим, аналогичным труду ав­тора перерабатываемого произведения, хотя авторы перерабатываемых произведений редко с этим соглашаются. Однако существует немало при­меров, подтверждающих, что переработанные произведения могут превос­ходить в некоторых отношениях перерабатываемые произведения.

2. Авторское право на производное произведение может возникнуть только
при правомерном использовании перерабатываемого произведения.

Другими словами, перерабатывать охраняемое произведение можно только в том случае, если на это получено разрешение правообладателя.

3. Авторское право на производное произведение существует независимо
от того, является перерабатываемое произведение охраняемым или нет.

Если оригинальное произведение является охраняемым, автор произ­водного произведения обязан получить разрешение автора или другого правообладателя на переработку произведения. Если оригинальное произ­ведение является неохраняемым, автор производного произведения не нуж­дается в получении разрешения на переработку.

4. Автор производного произведения не вправе препятствовать иным ли­
цам осуществлять переработки тех же произведений.

Любые лица могут перерабатывать одно и то же оригинальное произ­ведение при том же обязательном условии — получении разрешения от правообладателя на переработку оригинального произведения.


Глава 3 СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Общие положения

Определение понятия «смежные права» отсутствует в международных ворах. В национальном законодательстве такие определения обычно

тся. Например, в действовавшем ранее Законе Российской Федерации авторском праве и смежных правах» установлено, что смежные пра-это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фо-амм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабель-вещания. В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие

сжные права» не определено, как не определено и понятие прав, смеж-с авторскими. Тем не менее, используя содержание гл. 71 Кодекса шее определение понятия «интеллектуальная собственность», данное

1.1, можно вывести следующее определение понятия «смежные права» «права, смежные с авторскими».

Смежные права это права исполнителей и правовое положение соз­данных их творческим трудом исполнений, в том числе некоторых видов произведений; права производителей фонограмм, вещательных ор­ганизаций, производителей инвестиционных баз данных и правовое по­ложение созданных ими фонограмм, передач вещания, баз данных; права публикаторов произведений, перешедших в общественное достояние.

Между понятием «смежные права» и «права, смежные с авторскими» различия. Разработчики гл. 4 Гражданского кодекса Российской Феде-ии включили в число объектов смежных прав некреативные базы дан-и опубликованные литературные произведения, перешедшие в общест-ное достояние. Для такого расширенного перечня объектов и был дложен термин «права, смежные с авторскими». Однако такое расшире-не изменило существа понятия «смежные права», поэтому оба понятия жно использовать как синонимы, что мы и видим в Гражданском кодексе, едует отметить, что в некоторых странах перечень объектов смежных прав е шире, например, в него включаются фотографические произведения и диовизуальные исполнения. В отличие от авторского права история смежных прав непродолжи-ьна. Права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных pi пнизаций на международном уровне стали признаваться с 1964 г., когда тупила в силу Римская конвенция по охране исполнителей, производи-пей фонограмм и вещательных организаций.

Как уже отмечалось, ряд положений об охране исполнений, фоно-амм и передач вещательных организаций содержится в Бернской кон-


1 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 9.


• наследники исполнителей;

• работодатели исполнителей;

• правопреемники тех или иных юридических лиц;

• иные правообладатели объектов смежных прав.

Исполнители — это актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные ли-I ца, которые исполняют произведения литературы, искусства или народно-Що творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на Музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом. Граж­данский кодекс Российской Федерации в ст. 1313(1) относит к исполните-НЯМ режиссеров-постановщиков исполнений и дирижеров.

Производители фонограмм — это лица, взявшие на себя инициативу и ■ответственность за первые звуковые записи каких-либо исполнений или ■Мпых звуков. В Гражданском кодексе Российской Федерации вместо ме-■Шународно признанного термина «производитель» (producer) ошибочно ■^пользуется термин «изготовитель». Дело в том, что изготовить можно ■^сколько экземпляров фонограмм, а произвести — неограниченное ко-■ичество.

Организации вещания — это организации радиовещания, эфирного, ■сабельного и спутникового телевидения, а также компьютерного сетевого ■ещания (web-casting), создающие свои собственные передачи и объекты ■риторского права или смежных прав или использующие передачи других Ниц или организаций.

Производители инвестиционных баз данных — это лица, которые обес­печивают существенные инвестиции в создание баз данных. В Граждан­ском кодексе Российской Федерации использован термин «изготовитель»

(maker), являющийся формально правильным, но ошибочным по сущест-пу, поскольку он не подразумевает производства товаров, которые вопло-

■ шены в базах данных, что имеет серьезные последствия, вскоре они будут Ивбсуждены.

Производители аудиовизуальных исполнений — это физические или ■оридические лица, которым переданы исключительные права исполните­лей по договорам на создание аудиовизуальных исполнений.

Публикаторы посмертных произведений — физические или юридиче-■ские лица, которые впервые обнародуют произведения, срок охраны кото-щ рых истек, т. е. перешедшие в общественное достояние. Термин введен для

■ отличия от издателей, обнародующих произведения, срок охраны которых
не истек.

Наследники исполнителей — это физические или юридические лица, I которые по закону или завещанию наследуют исключительные права ис-| полнителя на те или иные исполнения.

Работодатели исполнителей — это липа, которые по договору опла-чивают участие исполнителей в тех или иных исполнениях.

Правопреемники юридических лиц — лица, к которым перешли ис-К почительные права в силу закона, договора или других юридических ос-


96 • Глава 3. Смежные права


§ 3.3. Объекты смежных прав • 97


 


нований, например при реорганизации юридического лица (производите­ля фонограмм, вещательной организации и т. д.).

Правообладатели объектов смежных прав — любые лица, обладающие по договору исключительными правами на объекты смежных прав.

Объекты смежных прав

Рассмотрим определения объектов смежных прав, признаваемых в на­стоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации.

Исполнение — это воплощение произведений или иных объектов реаль­ными или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, дек­ламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инстру­ментов и технических средств.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определение понятия «исполнение» отсутствует, как и в законодательстве многих стран. В Зако­не Российской Федерации 1993 г. такое определение давалось, но его нель­зя считать удовлетворительным.

Исполнение может быть обнародовано различными способами:

• непосредственно группе слушателей или зрителей;

• передачей (трансляцией) исполнения средствами организаций веща­ния для приема и восприятия публикой с помощью технических средств (радиоприемники, телевизоры, тюнеры, декодеры, громкоговорители, плазменные панели, видеопроекторы и т. д.);

• записью исполнения на материальный носитель (кинопленку, маг­нитные кассеты, компакт-диски) аналоговыми или цифровыми методами (кинокамеры, видеокамеры, магнитофоны и т. д.) для последующего доступа к ним.

Существует много видов исполнений, в том числе постановки, спек­такли, представления (сценические исполнения), музыкальные, драмати­ческие и музыкально-драматические исполнения (оперы, оперетты, мю­зиклы и проч.), хореографические исполнения (балет, пантомимы, танцы и проч.), кроме того, исполнениями являются лекции, речи, проповеди и т. д.

Как отмечалось ранее в § 1.4, многие исполнения включены в Берн­скую конвенцию для их охраны как произведений. После вступления в силу Римской конвенции, признавшей охрану исполнений, и внесения измене­ний в Бернскую конвенцию некоторые исполнения стали охраняться как Бернской, так и Римской конвенцией. Например, в Бернской конвенции даже незаписанные музыкальные, драматические и хореографические ис­полнения считаются произведениями литературы и искусства, а лекции, речи, проповеди — устными произведениями. С другой стороны, записан­ные аудиовизуальные исполнения считаются аудиовизуальными произве­дениями. Таким образом, любые записанные исполнения можно было бы


■Питать произведениями литературы и искусства, а незаписанные — испол­нениями. Если же следовать содержанию Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, то записанные или незаписанные исполнения считаются ис­полнениями. Именно поэтому на международном уровне существует тен­денция отхода от представлений об аудиовизуальных произведениях, т. е. ■читать их аудиовизуальными исполнениями как записанными, так и не­описанными. Аналогичный подход существует и для иных исполнений, Которые продолжают считать произведениями. В большинстве стран запи­санные и незаписанные исполнения продолжают считать различными Объектами интеллектуальной собственности.

Фонограмма — это воплощенные на материальном носителе звуки ис­полнений или иные звуки.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам уточнил определение ■юнограмм, данное Римской конвенцией, но ввел ошибочное представле­ние об «отображениях звуков», создаваемых компьютерными программа­ми и которые могли быть записаны на фонограмму. Эксперты ВОИС не смогли понять, что перед записью синтезированная музыка всегда воспро­изводится композитором и только после прослушивания выбирается наи­лучший вариант, который и записывается на фонограмму. Однако такое «отображение звуков» ничем не отличается от иных звуков, особенно если учесть, что очень часто компьютерная музыка создается на основе так на­рываемых образцов звуков (сэмплов), полученных с помощью реальных музыкальных инструментов.

Простой иллюстрацией, показывающей абсурдность представления об «отображениях звуков», может служить деятельность композитора, соз­дающего произведение в нотной записи, которую с полным правом можно считать «отображением звуков». Однако это отображение звуков можно записать на фонограмму только при исполнении нотной записи, другими словами, на фонограмму всегда записывают только звуки, а не их отображе­ния.

Передача организации вещания — это распространяемые в эфир или по кабелю звуки и изображения реальных и виртуальных объектов и ис­полнений, в том числе литературных, художественных и музыкальных произведений.

Определение этого понятия отсутствует в международных договорах и в национальном законодательстве. Сложность определения заключается втом, что слово «передача» имеет двоякий смысл. С одной стороны, пе­редача — это процесс распространения аналогового или цифрового сиг­нала в эфир или по кабелю, а с другой стороны, передача — это объект охраны.

В соответствии с Римской конвенцией «передача в эфир означает пе­редачу звуков или изображений и звуков беспроводными средствами для



 

подобно креативным базам данных, инвестиционные базы данных
ке могут включать не только любую информацию, но и произведения,
жты смежных прав и промышленной собственности. Определение ин-
иционной базы данных отличается от определения обычной базы дан-
заменой творческого критерия в подборе материалов базы данных на
•стиционный критерий.
Как уже отмечалось в § 2.5, разделение баз данных как на креативные
креативные, так и на инвестиционные и неинвестиционные является
эективным из-за субъективности творческого и инвестиционного кри-
1ев. Другими словами, любые базы данных можно охранять авторским
вом. Представление об инвестиционных базах данных введено только
того, чтобы сделать охрану баз данных бессрочной.
В соответствии со ст. 10(3) Директивы Европейского союза «О право-
охране баз данных» любые существенные изменения базы данных воз-
1вляют срок охраны',
т. е. делают охрану бессрочной. Попытки рас-
странить такую модель охраны на международном уровне были
дприняты на Дипломатической конференции ВОИС по некоторым
росам авторского права и смежных прав в 1996 г. Однако предложен-
i проект договора в отношении охраны инвестиционных баз данных2
[ отвергнут большинством стран без обсуждения. Большинство стран
[и единодушны в том, что предложенная охрана инвестиционных баз
ных может подорвать научное, научно-техническое и общественное
штие.
В ст. 1334 Гражданского кодекса Российской Федерации инвестици­
ей базой данных признается электронная (креативная) база данных,
эрая содержит не менее 10 тыс. самостоятельных информационных
ментов (материалов), составляющих содержание базы данных. Такой
ход к пониманию инвестиционных баз данных представляется рацио-
ьным при единственном условии: база данных должна находиться не
ько в компьютерной сети, но и в гражданском обороте в виде тех или
ix товаров, в которых воплощена база данных. В таком случае новый
к охраны будет распространен на охрану новой базы данных, вопло-
шой в новом товаре. К сожалению, использованный в Гражданском
ексе термин «изготовитель базы данных» не подразумевает производ-
1 товаров.
-----------------------
1м.: Directive 96/9/EC of the European Parliament and of the Council of March 1996
the Legal Protection of Databases» // Official Journal of the European Communities.
L77/20ofMarch27. 1996.
'м.: Основные предложения в отношении положений, регулирующих материаль-
нормы права, Договора об интеллектуальной собственности в отношении баз
ных, которые должны быть рассмотрены Дипломатической конференцией. Же-
V. ВОИС, 1996. CRNR/DC/6, 30.08.


100 • Глава 3. Смежные права


§ 3.4. Принцип автоматической охраны • 101


 


 

Посмертное произведение— это впервые обнародованное произведение после истечения срока действия авторского права, т. е. перешедшее в общественное достояние.

Исключительное право на посмертные (posthumous) произведения, пе­решедшие в общественное достояние, признается в немногих странах, например в Германии1, Российской Федерации.

Целесообразность наделения исключительным правом публикатора произведений, перешедших в общественное достояние, остается неубеди­тельной. Одни специалисты считают, что охрана посмертных произве­дений противоречит общественным интересам. Другие специалисты уверены, что предоставление исключительного права публикатору соот­ветствует общественным интересам, поскольку делает доступным публике произведения, которые ранее не публиковались. Общественный интерес могут представлять в основном произведения литературы и искусства, то­гда как публикация научных и научно-технических произведений, создан­ных почти 100 или более лет тому назад, не может сказаться на развитии науки и техники, т. е. не противоречит общественным интересам. Обнаро­дование античных научных и научно-технических произведений представ­ляет исторический интерес для ограниченного круга лиц.

Принципы охраны посмертных произведений соответствуют принци­пам охраны, сложившимся в Венецианской республике и особенно в Анг­лии, когда издателям предоставлялось право на публикацию не только но­вых, но и древних рукописей и книг, которые с современной точки зрения находились в общественном достоянии. Как отмечалось в § 2.2, в соответ­ствии со Статутом Анны издателю предоставлялось на 14 лет право на пуб­ликацию. Затем это право могло переходить к автору, но после его смерти право еще 14 лет принадлежало издателю.

Аналогичный подход используется в ст. 1337—1340 Гражданского ко­декса Российской Федерации с 25-летним сроком охраны исключительно­го права с момента публикации произведения.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.