Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Медико-тактическая характеристика железнодорожных катастроф



Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Лидирующее положение (25%) в числе основных причин ЧС на железнодорожном транспорте занимают сходы поездов с рельсов. Около 25% крушений и аварий на железной дороге вызываются наездами поездов на автомобильный и гужевой транспорт, дрезины, велосипедистов. Чаще всего это происхо­дит на железнодорожных переездах. Характерной причиной таких ЧС служит нарушение правил пересечения переезда транспортными средствами. Нарушения в системе управления железнодорожным движением приводят к выезду состава на занятый путь и столкновению. Причиной этого может быть нарушение порядка маневренных работ на станционных путях.

Общие причины ЧС на железнодорожном транспорте:

• естественный физический износ технических средств;

• нарушение правил эксплуатации;

• усложнение технологий;

• увеличение численности, мощности и скорости транс­портных средств;

• рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов;

• несоблюдение населением правил личной безопасности.

Железнодорожный транспорт долгое время считался наи­более безопасным. Однако при более строгом анализе выясня­ется, что по показателям безопасности движения железнодо­рожный транспорт занимает 3-е место после автомобильного и воздушного. Статические данные последних лет свидетельству­ют о значительном числе пострадавших и погибших в резуль­тате крушений пассажирских поездов. Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных и особо опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей. Ежегодно увеличивается число столкновений и сходов подвижного состава, загруженного опасными грузами, особенно АХОВ. Ущерб, наносимый такими ЧС, обычно очень велик, так как кроме ликвидации последствий собствен­но самой катастрофы приходится бороться еще и с вторичны­ми поражающими факторами. Причиной многих ЧС на желез­нодорожном транспорте являются взрывы и пожары.

Пожары, возникающие в пути следования пассажирских поездов, приносят значительный материальный ущерб. Боль­шую опасность таят в себе пожары в вагонах. Наиболее часто они возникают из-за неосторожного обращения с огнем обслу­живающего персонала и пассажиров. В 26% случаев причиной пожаров является неисправность электрооборудования, к тяж­ким последствиям приводят пожары, возникающие вследствие грубых нарушений правил пожарной безопасности. В боль­шинстве случаев (58%) загорания вагонов возникают в пути следования, на значительном удалении от водоисточников и пожарных частей. Время прибытия пожарных подразделений в отдельных случаях достигает 3 ч, а в среднем составляет около 20 мин. К этому времени пламя способно охватить весь вагон или полностью его уничтожить.

Наибольшая опасность в этом случае таится в наличии мощного источника зажигания, возникающего в результате появления в вагоне общей вспышки или воспламенения горю­чей жидкости, в блокировании коридора огнем или продукта­ми горения, в малой эффективности средств тушения и, нако­нец, в панике, возникшей среди пассажиров. Железнодорож­ные аварии иногда вызываются воздействием природных явле­ний (ураганы, снежные и пыльные бури, обвалы и оползни, наводнения, ливневые дожди, землетрясения). Они поврежда­ют пути, обрывают электрические провода, разрушают мосты и дамбы, ухудшают видимость. Все это создает серьезную угро­зу безопасности движения.

При ликвидации последствий таких инцидентов помимо организации медицинской помощи пострадавшим необходи­мо проведение комплекса природоохранных мер.

Более сложной задачей, стоящей перед здравоохранением отрасли, является создание и отработка системы оперативного реагирования для оказания необходимой медицинской помощи пострадавшим, особенно при крупномасштабных ЧС. Как показывает многолетний анализ, ни одно крушение или ава­рия на железных дорогах практически не имеет аналогов. По­этому руководителям и другим участникам ликвидации последствий ЧС обычно приходится принимать нестандарт­ные решения в каждом конкретном случае. Объективные сложности в работе медицинской службы связаны, главным образом, с многообразием специфических условий и факто­ров, влияющих как на масштабы последствий железнодорож­ных крушений и аварий, так и на характер и объем оказывае­мой медицинской помощи. Основными из них являются:

• значительный контингент пострадавших (нередко со смертельными исходами) среди железнодорожного персонала и пассажиров, находящихся в поездах, на пассажирских плат­формах и в зданиях вокзалов, а также населения прилегающих территорий;

• особенности структуры железнодорожного травматизма по локализации, характеру и тяжести;

• необходимость работы в условиях дефицита собственных сил и средств для оказания медицинской помощи своевремен­но и в должном объеме;

• необходимость оказания экстренной медицинской помо­щи в неблагоприятных местных географических и ландшафт­ных условиях (труднодоступная местность, на перегонах, вдали от населенных пунктов и мест дислокации медицинских учреждений) и в любое время суток и года, а также в условиях возможного химического и радиоактивного заражения местно­сти и объектов в результате аварийных ситуаций с химически­ми и радиоактивными опасными грузами.

Медицинская характеристика.

В структуре железнодорожно­го травматизма преобладают:

• множественные механические травмы различной локали­зации;

• закрытые черепно-мозговые травмы;

• комбинированные травмы;

• ожоги;

• отравления продуктами горения и другими токсичными веществами.

В зависимости от вида крушения и действия основного поражающего фактора в структуре санитарных потерь прео­бладают однотипные повреждения.

Выделяют следующие характерные механические повреждения.

Столкновение пассажирского подвижного состава - преи­мущественно закрытые черепно-мозговые травмы (до 50%), травмы верхних и нижних конечностей (до 30%), поверхност­ные тупые и рвано-ушибленные раны мягких тканей различ­ной локализации (до 20%). Удельный вес множественных и комбинированных травм (более 60%), а также травм с синдро­мом длительного сдавливания при невозможности быстрого высвобождения пораженных из-под деформированных кон­струкций локомотивов и вагонов.

Сход с рельсов пассажирских поездов- преимущественно поверхностные повреждения мягких тканей (до 60%) и череп­но-мозговые травмы (до 30%). При возгорании подвижного состава это может привести к резкому увеличению числа пострадавших с термическими (до 40%) и комбинированными (до 60%) поражениями.

Последствия взрывов- преимущественно скальпирован­ные, резаные и рвано-ушибленные раны мягких тканей, закры­тые черепно-мозговые травмы и ранения глаз. В большинстве случаев до 20 % общего числа пораженных нуждаются в оказа­нии экстренной медицинской помощи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.