Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Медико-тактическая характеристика водных катастроф



Классификация ЧС на водном транспорте.

Положение о порядке расследования аварий на морских судах» предусматри­вает следующую классификацию ЧС, возникающих на водном транспорте.

Кораблекрушение - гибель судна или его полное конструктив­ное разрушение.

Авария- повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 ч (пассажирского судна - 24 ч).

Аварийное происшествие - то же самое, что и авария, но меньшей продолжительности. К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Возрастающее из года в год значение водного транспорта определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой номенклатуры грузов. На морские пере­возки приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть экспортно-импортных грузов в меж­континентальной торговле можно перевезти только морем. Воды Мирового океана бороздят около 60 000 крупнотоннаж­ных судов и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогу­лочных катеров, парусных яхт, ботов и др.). Ежесуточно в морях и океанах находится 30 000 судов, численность экипа­жей которых превышают 1 млн человек. При таких масштабах использования водных транспортных средств сложно избе­жать возникновения различных ЧС.

Совершенствование и соз­дание новых систем управления кораблями, навигационного оборудования и средств связи позволяют не превышать при­мерно стабильное количество ежегодных аварий и катастроф на водном транспорте. По данным лондонского классифика­ционного общества (Регистра судоходства Лойда), ежегодно гибнут 300-400 судов, аварию терпят свыше 8000 судов (общим тоннажем более 600 000 т). В кораблекрушениях еже­годно погибает порядка 200 000 человек. Почти каждый тре­тий корабль возвращается в порт после длительного рейса с поломками или повреждениями оборудования, механизмов или корпуса. Мировой флот быстро стареет: по некоторым данным, к 2000 г. примерно 80% всех судов на Земле достигли своего физического и морального износа. По подсчетам океа­нографов, на дне морей и океанов покоится свыше 1 млн судов. На данный момент обновление парка морских судов представляется процессом длительным и крайне дорогостоя­щим, а использование судов до полного износа чревато новы­ми морскими авариями и катастрофами. Большинство круп­ных аварий и катастроф на судах происходит не под воздей­ствием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки делятся на допущенные при проектирова­нии, строительстве судов и их эксплуатации. Подавляющее число ЧС возникает в последнем случае. Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудова­ния на судах не приводит к уменьшению числа столкновений между ними. Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков движения. К столкновениям могут привести ухудше­ние видимости при неблагоприятных метеорологических усло­виях, а также влияние «человеческого фактора»: неправильная оценка курса встречного судна, очень большая скорость, пре­небрежение сигналами и визуальными наблюдениями, несвое­временная остановка двигателя и т.д. Как правило, столкнове­ния приводят к значительным повреждениям судов, а в ряде случаев - и к затоплению.

Причиной значительного количе­ства катастроф является техническая непригодность судов к их эксплуатации на море или возникающие в них механиче­ские поломки. Особенно опасны столкновения нефтеналив­ных судов, вызывающие взрывы, мощные пожары и разлив десятков тысяч тонн нефти. За последние три года на просто­рах Мирового океана произошло, по некоторым данным, 25 катастроф с танкерами, перевозившими нефть и нефтепро­дукты. В результате аварий и катастроф танкеров ежегодно более 300 000 т нефтепродуктов попадает в воды Мирового океана. Некоторые катастрофы даже способны привести к эко­логическим бедствиям. В обоих случаях нефтяная пленка, покрывшая морское побережье, погубила в воде все живое. К тяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов. Часто из-за ошибок в нави­гационных расчетах, неправильного маневрирования, поломок в системах и механизмах управления кораблем, сложных метео­условий суда садятся на мель, наталкиваются на подводные камни, рифы и другие препятствия и получают различные по­вреждения: от небольших вмятин на обшивке до обширных про­боин в корпусе, через которые внутрь поступает забортная вода.

Часто к трагическим последствиям приводит опрокидыва­ние судов из-за потери ими устойчивости, т.е. способности воз­вращаться в нормальное положение при выведении судна из состояния равновесия внешними силами. Как правило, судно в таких случаях в считанные минуты тонет.

Суда гибнут в результате воздействия штормов, ураганов, смерчей, цунами, при столкновении со льдами. Чрезвычайные ситуации на судах могут происходить также из-за нарушения правил ремонтных работ во время проведения на них ремонта.

Причины некоторых морских катастроф до сих пор не раз­гаданы. Ежегодно в порты приписки не возвращаются 8-12 судов, бесследно исчезая в морских и океанских просторах.

Одной из наиболее важных проблем защиты окружающей среды является борьба с загрязнением Мирового океана. Это обусловлено, прежде всего, огромной ролью океанов - перспек­тивных источников природных ресурсов и регуляторов жиз­ненно важных процессов, формирующих облик нашей плане­ты. Самым распространенным загрязняющим веществом в Мировом океане является нефть и ее производные. В настоя­щее время процесс накопления нефтяных углеродов превали­рует над процессом их биохимического разложения. Поля загрязнений формируются, как правило, у берегов и в местах интенсивного судоходства, охватывают значительные регио­ны, весьма устойчивы во времени и пространстве. В целом 0,1-0,5% поверхности океанов постоянно покрыто нефтяными пленками. Ежегодно в моря и океаны поступает около 6 млн. т. нефти, из них на морской транспорт приходится 34%, хозяй­ственно-бытовой сток - 38%, естественные выбросы - 10%, атмосферные осадки - 10%, на катастрофы танкеров и буровых установок - 6%, бурение на шельфе - 2%. За последние 10 лет значительно возросло количество попадающих в море средств борьбы с нефтяным загрязнением детергентов, токсичность которых обычно превышает токсичность самой нефти. В Мировой океан сбрасывается большое количество вредных веществ в основном через хозяйственно-бытовые стоки. Много АХОВ попадает в воду с атмосферными осадками. Установле­но, что почти все дожди, прошедшие и идущие над Мировым океаном, являются кислыми. Даже Антарктиду осадки загряз­няют различными химическими веществами, в том числе прак­тически не растворимым в воде ДДТ. Большую потенциаль­ную угрозу для Мирового океана представляют собой затонув­шие суда с опасными грузами на борту. В трюмах большинства из них находятся боеприпасы, военное снаряжение и нефть. Загрязнение воды, бесконтрольный лов рыбы могут привести к тому, что через некоторое время ценные породы рыб окажут­ся в Красной книге.

Наиболее интенсивное воздействие на водные системы свя­зано с влиянием городов. Установлено, что водосток крупных рек, протекающих по урбанизированным районам промышленноразвитых стран, на 10-20% состоит из сточных вод. Небольшие реки в индустриальных районах состоят на 30-40% (иногда и на 90%) из сточных вод городов. Это приводит к сильному загрязнению водотоков на значительном протяже­нии и, что самое главное, - к принципиальному изменению их геохимического облика. Существующие технологии очистки питьевой воды малоэффективны и нерентабельны, когда дело касается многих загрязняющих веществ, особенно металлов. Загрязнение окружающей среды повсеместно сопровождается неблагоприятными реакциями на организм человека. На осно­ве геохимического и эпидемиологического анализа террито­рий крупных промышленных городов установлено, что оно определяет 30-70% общего числа заболеваний и до 40% - онко­логических заболеваний. По данным мировой статистики, до 17% врожденной патологии связано с негативным воздействи­ем внешних химических факторов. Установлена взаимосвязь врожденных уродств с воздействием гербицидов и других токсичных органических соединений. В период 1973-1991 гг. заболеваемость раком груди увеличилась в США на 24% и достигла 180 000 случаев ежегодно. В России каждый год заболевает раком примерно 6000 детей. Если человечество не справится с экологическими проблемами, то в следующем тысячелетии оно может оказаться на грани вырождения. Имен­но поэтому защите природы уделяется в мире все больше внимания.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.