Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ловушка 3-я: отношение к падению определяет



Степень самого падения

Если мы воспринимаем падение как грех, тогда им же и уничтожим себя; если как норму жизни – значит, мы ещё никуда и не поднялись; но а если мы воспринимаем падение как препятствие на пути к цели – мы преодолеем всё...

 

 

Как мы уже говорили, в войне с материальной природой потери всегда неизбежны. В духовной практике это выражается как форма падения или срыва, т.е. отклонения от своих обещанных принципов или принятых на себя обетов. Это могут быть либо значительные, либо совсем незначительные падения, однако, какие бы они ни были, у некоторых они все же случаются. И вот тут мы сталкиваемся с ещё большей проблемой – это неспособность отнестись к этому с правильным пониманием. В зависимости от такого понимания или отношения мы можем стать либо ещё серьезней, либо вообще перестать делать то, что раньше считали главным делом своей жизни. Есть три главные формы такого отношения к падению: отнестись к этому можно как к величайшему греху, как к обычному событию и как к препятствию на пути к цели.

Падение как величайший грех. Отношение к падению как к величайшему греху является самым наихудшим и подавляющим. Оно обычно выражается в том, что, если мы отклонились, то нам гораздо проще начать ощущать себя жертвой и грешником, нежели принять ответственность за последствия своих действий и пересмотреть ситуацию в позитивном свете. Чтобы хоть как-то оправдать себя, легче всего начать думать: «Я нарушил свое обещание, поэтому совершил великий грех. Мне нет прощения и не может быть оправдания. С моими скверными желаниями и греховной натурой мне все равно не достичь высшей цели жизни. Я ни на что не способный и невежественный человек. Как я после этого буду смотреть в глаза своему духовному учителю, и что подумает обо мне Господь? Грош цена всем моим попыткам продвигаться духовно». Подобные внутренние обвинения знакомы почти каждому, кто так или иначе спотыкался на своем духовном пути. У некоторых это чувство носит кратковременный характер, а кто-то может испытывать его на протяжении даже нескольких лет. Но, как бы долго оно не длилось, внутри себя мы убеждены – такое чувство вины вполне оправдано, ведь мы действительно согрешили. Однакохитрость этой ловушки состоит в том, что лучше нам от этого никак не становится, зато плохие последствия приходят незамедлительно и в весьма разрушительной форме. Чаще всего они приходят в форме глубокой, затянувшейся депрессии или полного разочарования в самом себе, после чего способность восстановиться становится достаточно трудным делом.

Человек, попавший в эту ловушку, начинает «пережевывать» свою внутреннюю проблему, увязая в ней все глубже и глубже. Такое внутренне самокопание отрывает нас от внешнего мира и делает скрытым, замкнутым и опустошенным. Однако вся бессмысленность такого отношения в том, что пока мы бесконечно сокрушаемся над тем, что мы такие грешники, в глазах Господа такое состояние расценивается как куда более греховное, чем если бы мы даже сто раз упали, но при этом тут же находили способность вставать. Главная суть проблемы не в том, что мы падаем, а в том, что мы часто не можем тут же встать и продолжать идти к своей главной цели.

Господь и духовный учитель гораздо более заинтересованы в том, чтобы мы были ближе к цели, чем считали себя самыми грешными и оставались ими до бесконечности. Если падение и произошло, то это должно быть основой для более серьезного отношения к духовной жизни, а не рассматриваться как повод бежать с поля боя. Такое продолжительное «зависание» в сравнении с любого рода падением куда более осуждаемо. Что и кому этим мы сможем доказать? Абсолютно ничего! Это всего лишь не оправданная потеря драгоценного времени, и только! То, что мы думаем, что нам нет прощения, лишь означает, что мы сами не можем себя простить. И порой это действительно трудно, но не настолько, чтобы на кон поставить свою жизненно важную цель и отказаться от стремления двигаться к ней. Можно сколько угодно сокрушаться по поводу своего падения, но ближе к цели так и не стать.

Тогда сам собой напрашивается вопрос: какой же смысл в таком бессмысленном и долгом пребывании? Не лучше ли просто искренне раскаяться, попросить прощения у Господа и духовного учителя и просто оставить такое умонастроение? Сам Господь нам говорит об этом и выражает свое отношение к этой проблеме так: «Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по этому пути». (Б-г. 9.30).Из этого стиха явно следует, что сила любого проступка зависит прежде всего не от степени нашего падения, а от того, насколько мы решительно настроены продолжать идти дальше.

Отношение к падению как к обычному событию.Падения могут быть случайные, а могут быть и спланированные, и грань здесь обычно очень тонкая. Случайными называются те, которые мы совершать не планировали. А спланированными, называют те, о которых мы подолгу размышляем и не пытаемся от них сознательно отстраниться. В первом случае падения случаются как следствие наших прошлых, дурных привычек, во втором – как результат нашего неправильного поведения и мышления.И хотя в обоих случаях реакция за нечаянные и спланированные падения бывает до противоположности разная, нейтрализовать последствия этих падений можно опять же своим правильным отношением и верно занятой позицией.

В чем же заключается это отношение? Все дело в том, что подобное равнодушие к любым слабостям сердца, непроизвольно провоцирует склонность к следующему падению. А в чем заключается это равнодушие? Прежде всего в нашем поверхностном и несерьезном отношении к духовной жизни. Для тех, кто в ней серьезен и не создает планов на чувственные наслаждения, шансов оступиться всегда гораздо меньше. Однако, если мы несерьезны, то уже не важно, планируем мы свои падения или нет, – мы оступимся однозначно. Как бы там ни было, главным вопросом опять же остается то, что мы при этом испытываем и как к этому относимся, т.е. какую позицию занимаем. Если в первом случае (отношение как к греху), мы попадаем в одну крайность, и подолгу «прозябаем» в плену своей проблемы, то здесь мы можем впасть в другую, - остаться к своей проблеме настолько равнодушным, что даже не понять причину её возникновения или вообще не считать это за проблему. В обоих случаях, мы от этого только слабеем и фактически не извлекаем никакого полезного опыта.

Отсутствие чувства раскаяния и желания не совершать больше подобных ошибок говорит о том, что мы полностью упустили из виду цель и движемся в неверном направлении. Обычно мы при этом думаем: «Ничего страшного, всякое бывает, я не фанатик и не святой, поэтому с меня взятки гладки. Всему свое время и вся жизнь еще впереди. С возрастом чувства наверняка остынут, и тогда контролировать их станет гораздо легче. Вот тогда я и возьму их под полный контроль». Такое отношение может означать только то, что мы, по всей видимости, по-настоящему еще и не старались работать над собой, поскольку сохраняем слишком спокойное к тому отношение. Естественно, что при таком настроении недалеко и до следующего падения. Все это говорит о том, что, либо наша духовная жизнь была сплошной имитацией, либо, по всей вероятности, не начиналась вообще. Что интересно, что видимость такой «духовной жизни» можно создавать или имитировать даже на протяжении нескольких лет. И если человек ни за что не собирается и не пытается меняться, такое отношение к проблеме входит у него в обычную повседневность и привычку. Он настолько может свыкнуться с ней, что даже считать свои срывы и падения нормой жизни. Другими словами, чем больше мы сохраняем к чему-то привычку, т.е. равнодушное умонастроение, тем сложнее нам от неё отказаться в будущем. Это относится ко всем видам пренебрежения в духовной практике: повторение мантры, чтение книг и т.д. Поэтому лучше как можно скорей изменить такое отношение, иначе, даже на протяжении всей своей оставшейся жизни, можно не получить и мизерную долю того ценного опыта, который обретается путем осознанных и постоянных усилий. И в связи с этим «Бхагавад-гита» нас недвусмысленно предупреждает:«Для того, чей ум не обуздан, самоосознание – непосильный труд. Но тот, кто покорил ум и идет к цели верным путем, непременно добьется успеха». (Б-г. 6.36).

Отношение к падению как к препятствию достижения цели. Не желая брать ответственность за свои проступки, или не придавая им значения, человек лишает себя возможности учиться на собственных ошибках и приобретать духовный опыт. Как же лучше всего относиться к своим падениям, неудачам или слабостям? Тут опять же важен правильный настрой. Какие бы неудачи ни происходили с нами в прошлом, настоящем или будущем, они должны восприниматься как возможность к переосмыслению, накоплению нового духовного опыта и способности еще больше искать помощи и защиты у Господа. В этом единственная правильная позиция, здравый смысл и польза. Наша практика должна приводить нас к освобождению из кокона прошлого для того, чтобы стать бабочкой будущего. Жить с постоянным чувством вины или равнодушия – значит сидеть в коконе и ничего не делать. В этом случае человек будет медленно разъедать себя изнутри, пока не наживет себе больше умственных проблем, чем их бывает, когда мы хоть что-то пытаемся делать.

Пессимизм и застой в духовной жизни – это всегда бессмысленный и нулевой результат с постепенным уходом в минус. Необходимо что-то делать, искать новые пути, заставлять себя пытаться снова, иначе мы просто разрушим себя в собственном самобичевании. Говорится, что даже маленький риск, сделанный для Господа, дороже всей жизни, прожитой для себя. Всегда разумней, если у нас что-то не получается, снова пробовать брать себя в руки, предпринимая новые попытки улучшать и совершенствовать свой характер. Эти попытки все равно когда-то придется сделать. И если на данном этапе жизни они ничем не увенчаются, то хотя бы можно готовиться к ним. Это подобно спортсмену, проигравшему соревнование, но решительно настроенному выиграть его в следующий раз. Говорится, что самая глупая позиция в жизни – это смириться с безысходностью, опустить руки и никогда больше не пытаться.

По сути, в материальном мире вообще нечего делать, кроме как развиваться духовно самому и по мере возможности помогать в этом другим. Что бы с нами не случилось, наша духовная жизнь не может прекратиться до тех пор, пока мы сами ее не прекратим. Пусть она будет медленней, чем у других, зато всегда будет верной. Любое падение должно иметь в жизни свое место и оно, как говорится, должно знать свое место. Глупо переносить его на всю нашу духовную жизнь и жертвовать ею лишь из-за какой-то одной слабости, которую мы еще не в силах преодолеть. По своей значимости любая слабость нашего сердца не может идти ни в какое сравнение с конечной целью нашей жизни. Мы должны жить для жизни, а не для смерти. Падение – это всего лишь результат одной части нашей жизни, но не всей! Если лодка дает течь, это не значит, что мы должны бросить её, прыгать в воду и тонуть. Мы пытаемся заткнуть дырку и плыть дальше, извлекая из этого опыт того, что впредь нужно быть более внимательным. В жизни мы также приобретаем опыт, и иногда он может даваться нам ценой больших усилий и падений. Но при этом мы должны учиться становиться серьезней, а не бросаться сразу в бездеятельность, уныние и беспокойства. Только так мы получим тот самый необходимый нам жизненно важный опыт и правильное понимание. И относиться к нему нужно как к бесценному сокровищу, которое невозможно купить ни за какие деньги. Каждому придется через большие трудности приобретать этот бесценный дар – собственный духовный опыт. Но зато, однажды получив его, мы приобретем в его лице вечного и самого верного спутника. Без него никто и никогда не сможет стать лучше и только благодаря ему мы возвращаемся в духовный мир.

Если нам кажется, что этого опыта всегда не достаточно, то это лишь показатель недостатка нашего терпения. Обязательно настанет время, когда он нас больше не подведет, главное – не сдаваться и по мере возможности продолжать прилагать усилия. Искренним Господь обещает дать разум и силы для того, чтобы так или иначе мы могли прийти к Нему. Когда это произойдет и сколько времени на это потребуется, решать будет также Он. «Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне». (Б-г. 10.10). Поэтому в этом отношении нам следует лишь прилагать усилия и делать то, что мы можем, полагаясь при этом на милость и заботу Господа. Это правдивая, честная и самая безошибочная позиция. Сколько на это потратится времени – не так важно, поскольку все равно это решать Господу. Главное, чтобы был искренний настрой и правильно выбранное направление. В то же время, подобный опыт надо постараться приобрести как можно скорее, пока в нашем теле теплится хоть какая-то жизнь, ибо на долгое существование никто из нас рассчитывать не может. Говорится, чтомы живем до тех пор, пока предаемся Господу. Если такого предания не происходит – это уже не жизнь, а только «проживание» своёго драгоценного времени.

У каждого в жизни будут свои уроки, и чтобы преодолеть их, мы должны быть решительны настолько, насколько мы можем ими быть. Если мы действительно стараемся, но у нас ничего не получается, то любая наша неудача – это уже не наша вина, а лишь отсутствие должного опыта и качеств, которых нам ещё не достает. Критерием того, отдаемся мы полностью или нет, служит простое и безошибочное правило – всё, что мы делаем, должно благоприятствовать нашему духовному продвижению, стараясь оставлять как можно меньше места для неблагоприятных вещей. Другими словами, степень нашей искренности должна определяься прилагаемыми нами усилиями, по которым Господь смотрит на силу нашего желания и соответственно предоставляет Свою помощь. Он ценит любое усилие, но при этом всегда старается дать нам понимание прилагать их больше. Он всегда простит, если наши попытки заканчиваются падениями или неудачами. Однако делает это при небольшом условии: если наше продвижение продолжается с новых попыток, стараний и решительных стремлений к цели.

Основатель нашего движения Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада очень часто повторял: «Путь к успеху лежит через тысячу неудач». Даже если в нашей жизни трудностей слишком много, по плану Господа они могут быть сейчас нам просто необходимы. В этом случае нам, возможно, не достает решимости и понимания для того, чтобы понять, что путь к цели не такой лёгкий и простой, как мы думали. Только благодаря такому пониманию мы можем правильно отнестись к ситуации и стать еще более решительней во всех сферах своей духовной жизни. Придет время и то, что мы называли когда-то трудностями, отныне будет служить лишь ступенькой для дальнейшего продвижения и казаться нам источником вдохновения. Обычно, по мере преодоления трудностей, когда мы оглядываемся назад, мы понимаем, что никогда бы не оказались на этом уровне, не пройдя тех самых уроков. Если бы их не было, то не было бы и возможности осознать или оценить важные для нас вещи. То, что легко дается – обычно не ценится. Поэтому часто мы склонны недооценивать и терять понимание важности конечной цели. И тогда, из-за несерьезного отношения, у нас, естественно, возникают множество проблем и препятствий. Это происходит как следствие распыленности нашего несосредоточенного ума, который всегда склонен отвлекаться на второстепенные цели и желания. Вот тут-то мы и попадаем в его очередную ловушку: отвлекаясь от главной цели, мы начинаем концентрироваться на второстепенных. Поэтому у Господа зачастую и возникает необходимость создать для нас трудности, которые проявляются как Его милость, вдохновляющая предаваться Ему с еще большим рвением.

Из всего этого следует, что бы с нами не происходило, мы всегда должны быть настроены примерно так: «Мой дорогой Господь, я благодарен Тебе за все, что Ты делаешь для моего же блага. Со своей стороны, я тоже сделаю все, чтобы вернуться к Тебе. Но я не знаю, что у меня из этого получится, поэтому всем сердцем прошу – дай мне сил и разума, чтобы быть способным всегда полагаться на Тебя. Дай мне необходимых качеств, чтобы быть способным служить Тебе и выдержать любые испытания, препятствующие в достижении цели. Пожалуйста, прости, если у меня что-то не получается и милостиво продолжай делать то, что Ты считаешь необходимым, чтобы помочь мне полюбить Тебя всей душой!». При таком подходе мы больше никогда не будем сокрушаться о конечном результате своих усилий, если даже этот результат будет нулевым. В этом случае мы предоставили свое продвижение Господу и со своей стороны сделали всё, что могли. А «все что могли» означает то, что у нас получилось. Подтверждением этому может служить прекрасный стих из Шримад- Бхагаватам (11.20.27-28):

«Пробудив веру в повествование о Моей славе, испытывая отвращение к материальной деятельности, Мой преданный знает, что любое наслаждение приводит к страданию. Даже если он ещё не может отвергнуть чувственные удовольствия полностью, он должен оставаться в радостном расположении духа и с верой и решимостью продолжать поклоняться Мне. Преданный, пытающийся удовлетворять потребности своих чувств, впоследствии искренне раскаивается в этом».

Отрывки из коментария Шрилы Прабхупады к данному стиху:

«Любая материальная деятельность, в конечном счёте, направлена на чувственные удовольствия, а любые материальные удовольствия приводят к страданиям. Понимая это, искренний преданный стремится служить Кришне с любовью и преданностью, без всякой личной выгоды. Он хочет вернуться в свое изначальное положение слуги Верховного Господа. Преданный молится о том, чтобы Господь позволил ему подняться до этого возвышенного положения.

Преданный сокрушается из-за того, что иногда попадает в ловушку чувственных удовольствий, но в то же время он никогда не должен утрачивать решимость служить Кришне. Если преданный будет слишком смущен или разочарован, он может погрузиться в имперсонализм или оставить преданное служение. Поэтому Господь говорит: «Хотя преданный должен искренне раскаиваться в своих грехах, ему не следует впадать в уныние».

Следует понять, что в результате прошлых греховных поступков преданный будет порой испытывать беспокойства, причиняемые умом и чувствами. Однако из-за этого он не должен оставлять служение Господу.

Слово нридха нишчая указывает на то, что в любых обстоятельствах преданный полон решимости продолжать исполнять свои обязанности в служении Кришне. Он думает так: «В результате прошлой греховной жизни мое сердце осквернено многими иллюзорными привязанностями, и у меня нет сил, чтобы самому от них избавиться. Только Господь Кришна, пребывающий в сердце, может удалить это осквернение, которое так неблагоприятно для меня. Но заберет ли Он его сразу или позволит мне оставаться под влиянием этих привязанностей, я не оставлю преданное служение. Даже если Господь поместит на моем пути миллионы препятствий, даже если из-за совершенных мною оскорблений я пойду в ад, я не прекращу своего служения Кришне ни на мгновение».

 

Резюме:

1. Наше отношение к проблеме, способно сделать нас решительными и целеустремленными, но оно же может сделать нас жалкими, подавленными и растоптанными собственным самобичеванием. Мы должны выбрать то, что для нас благоприятно, и не позволять уму делать это за нас.

2. Степень и сила нашего падения определяется нашим дальнейшим намерением: утонуть в собственных обвинениях и ничего не достичь, оставаться безразличным к своим проступкам и не обрести никакого опыта, либо продолжать решительно продвигаться к цели.

3. Любой рост и любое достижение часто связаны с риском и неудачами, однако воспринимать это нужно как способ обрести бесценный опыт, раскрывая в себе неизведанные потенциалы и развивая ещё более стойкую решимость для достижения цели.

4. Практическое преодоление ловушки №3 возможно лишь при регулярном и внимательном повторении: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

 

 

История для ловушки 3

«Вставай и продолжай»

Однажды одному из начинающих учеников прославленного гуру приснился сон, будто его учитель отвергает его за случайное падение. Тогда, еще не совсем уверенный в своих силах ученик, испугавшись такого исхода, сразу побежал к своему любящему учителю и спросил его:

- Учитель, чтобы ты сделал, если бы узнал о моем падении?

- Сказал бы: «Вставай!»

- А если бы я снова упал?

- Вставай, и в будущем старайся не падать.

- Но если я и после этого упаду?

- Вставай, старайся не падать и молись.

- Но если случится так, что я вдруг снова упаду?

- Вставай, старайся, молись и искренне верь.

- А если и это не поможет, и я буду снова и снова падать?

- Тогда вставай, старайся, молись, искренне верь и просто продолжай.

- Но сколько это может продолжаться? Есть ли смысл продолжать, если ты все время падаешь?

Тогда исполненный сострадания учитель на вопрос ученика ответил вопросом:

- Теперь отвечай ты мне. Чего ты достигнешь, если не попытаешься встать?

- Ничего.

- К чему ты придешь, если не будешь стараться?

- Ни к чему.

- Может ли быть сила, заставляющая нас падать, могущественней искренней молитвы?

- Нет, не может.

- Есть ли в этом мире что-то невозможное без искренней веры?

- Нет ничего невозможного для истинно верующего.

- Есть ли в жизни что-то достойнее, чем продолжать идти по духовному пути?

- Нет иного пути и нет ничего достойнее этого.

- Тогда что же остается?

- Встать и продолжать!!!

 

Мысли для размышления:

~Негативные мысли – самое большое препятствие на пути к успеху.

~ Если нельзя изменить ситуацию, то всегда можно изменить отношение к ней.

~ Покой и радость невозможно найти во внешнем мире, они находятся в глубине души.

~ Нет лучшего лекарства, чем душевное счастье, и худшей болезни, чем уныние и беспокойство.

~ Опыт прошлого помогает делать выбор в настоящем, которое формирует наше будущее.

~ Сделав все от вас зависящее, вы будете свободны от сожалений.

~ Качество ваших мыслей определяет степень вашего счастья.

~ Искренность, чистота и правдивость – лучшая и самая надежная тактика.

~ Если вы что-то усиленно хотели, но не получили, значит, Бог вас спас от беды.

~Тот, кто хочет найти решение, найдёт его обязательно, а кто не хочет – найдет лишь оправдание.

~ Важно не то, где вы находитесь, а в каком направлении движетесь.

~ Самый страшный враг – это мы сами, когда попадаем под влияние своих негативных чувств и эмоций.

~ Промедление – словно могила, в которой хоронят отличные шансы

~ Если половина вашей жизни уже потеряна, не сокрушайтесь об этом, чтобы не потерять оставшуюся.

~ Мало пользы от возвышенных мечтаний там, где нужны мудрость и действие.

~ Если человек живет в оковах прошлого и ожиданиях будущего, он не может радоваться настоящему.

~ Если мы духовно слабы, любая проблема будет казаться трудной и непреодолимой.

~ Умонастроение чему-то научиться в каждой ситуации делает человека мудрым, радостным и неутомимым.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.