Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные функции ума и определение



Враджендра-сута дас

Ловушек

Необузданного ума

(самые распространенные ловушки

Необузданного ума и самые верные способы

От них избавиться)

 

Для начинающих духовную жизнь

Одобрено к чтению и практическому применению

Бхакти Вигьяной Госвами

Враджендра-сута дас

Ловушек

Необузданного ума

(самые распространенные ловушки

Необузданного ума и самые верные способы

От них избавиться)

 

Для начинающих духовную жизнь

«С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом. Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому

это не удалось, ум становится злейшим врагом».

(Б-г. 6.5-6)

Предисловие

Главной сутью данной работы является практическое применение некоторых важных внутренних установок, без которых духовный рост бывает либо вообще невозможен, либо происходит очень медленно.

Любые наши проблемы, по сути, являются проблемами нашего ума. В этом мире нет ничего ни хорошего, ни плохого - все ситуации и обстоятельства сами по себе являются нейтральными. Хорошее и плохое – это лишь реакция нашего обусловленного ума на внешние обстоятельства.

Наш ум находится под сильным влиянием нашей прошлой кармы обусловленной нашим материальным опытом, привычками и стереотипами мышления. Поэтому в духовной жизни нам потребуется приложить немало усилий, чтобы научиться воспринимать любую двойственность (например, трудности или испытания) в правильном свете. Однако, когда с помощью знания и духовной практики, мы научимся правильно относиться к внешним и внутренним проблемам, – любые проявления двойственности будут решаться быстро и безболезненно.

Как же это происходит? Обладая правильным настроем, духовным знанием и надлежащим руководством, можно легко научиться преодолевать нескончаемые беспокойства ума и всегда ищущих наслаждения чувств. Важно понять, что наше невежество проистекает именно от незнания функций и работы ума, поэтому у нас и возникает столько трудностей. Оскверненный влиянием материальной природы, ум порождает разного рода привязанности, ложные концепции и утопические идеи. Именно реакция ума, а не внешние обстоятельства, создаёт множество разных проблем, страхов и беспокойств. Таким образом, отождествление себя со своим умом становятся основной причиной наших страданий и греховной жизни. Грехи же, в свою очередь, становятся причиной ещё большего невежества. Так душа попадает в замкнутый круг, а точнее, - в паутину, в которой, чем больше сопротивляется, тем больше запутывается. Постепенно тугой узел материального существования затягивается, создавая цепь кармических реакций, вовлекающих нас в бессмысленный круговорот рождения и смерти. Даже сознавая, что мы порой поступаем неправильно, привычка грешить становится настолько сильной, что заставляет нас вновь и вновь совершать одни и те же глупости, которые становятся для нас трудно исправимыми и даже непреодолимыми.

Так, из жизни в жизнь, мы привыкаем действовать на материальном уровне. Поэтому трудности в духовной жизни, становятся, в своём роде, её неотъемлемой частью. Иными словами, встав на путь духовной жизни, мы объявляем войну самому сильному и опытному противнику – материальной природе, которая, в свою очередь, всегда старается нанести поражение нам. И в этой схватке нельзя быть рассеянным или несерьезным, поскольку во все времена такому противнику не было и не будет равных, ибо это – Божественная энергия Господа. Победа над ней возможна только в том случае, если сам Господь прикажет этой энергии отступить.

Сразу же напрашивается вопрос: почему бы Господу не приказать этой энергии отступить от тех, кто уже предпринимает искренние попытки встать на путь света или уже следует всем правилам и предписаниям духовной жизни? Почему нам порой приходится ценой неимоверных усилий и болезненных падений пробираться сквозь запутанные лабиринты различных ловушек, препятствий и преград? Не проще ли Господу убрать их и сделать наш путь лёгким и радостным? Подобные вопросы обычно возникают у тех, кто только начинает свой духовный путь и, как правило, тут же встречается со множеством препятствий.

Дело в том, что только через сознательные усилия в преодолении трудностей мы можем приобрести духовный опыт, и показать Богу свою неотступную решимость и искренность. Препятствия на нашем пути служат своего рода тестом: «Как бы тяжело мне ни было, я все равно буду прилагать усилия и этим покажу Господу свою искренность». Видя такую решимость и упорство, Господь сразу же соглашается помочь нам приблизиться к Нему.

Бог – это не обычное живое существо, и материальная природа, как Его «служанка», будет беспокоить нас до тех пор, пока мы не станем полностью зависимыми от Него, искренними и смиренными. Только так мы станем достойными вернуться к Нему. Другими словами, всякого рода отклонения и несерьёзность в духовной жизни, рано или поздно, обернутся для нас собственным наказанием, от которых мы сами же будем страдать. Это наказание будет проявляться как внутреннее неудовлетворение, болезненное и затянувшееся самобичевание, различные депрессивные состояния, а также ощущение собственной безысходности и безнадежности. И именно о том, как избежать подобных проявлений и различных тенденций к саморазрушению, и будет идти речь в этой брошюре.

Точно так же, как это бывает в обычной войне, война с материальной энергией (майей), не может обойтись без потерь, которые мы иногда называем падениями. Однако такие падения или потери могут быть как весьма значительными, так и минимальными. Это будет зависеть от позиции, которую мы займем в духовной жизни. То есть, при возникновении трудностей, можно тут же опустить руки, а можно с еще большим стремлением начать развивать в себе терпение, смирение, и преданность Господу. В духовной практике всегда нужны осознанные усилия, поскольку в ней ничего не происходит автоматически. Как показывает опыт, автоматически можно только деградировать. Поэтому в любом виде духовной практики, как нигде, требуются серьезность, искренность и решимость.

Господь всегда готов помочь нам в наших стараниях, однако делает Он это посредством всё той же энергии, которая и создает для нас различные ловушки и препятствия. А устраивает Он эти ловушки, для того, чтобы чему-то через них нас научить. Поэтому очень важным моментом является то, насколько правильно мы настроены по отношению к ним. То есть, чтобы уверенно продвигаться в духовной жизни, необходимо увидеть в этих проблемах всеблагую волю Господа, которая всегда направляет и обучает нас. Такое понимание, даже если поначалу у нас что-то не получается, не будет ослаблять нас. Напротив, оно будет вдохновлять нас еще больше углубиться в суть знания и искать наилучшие пути преодоления трудностей.

Только с подобным настроением возможен духовный рост и основательное очищение сердца. В этом смысле материальная природа, как инструмент в руках Господа, уже не будет казаться нам подобной непобедимому врагу и беспощадному надзирателю. Она станет для нас наилучшим другом и помощником в приобретении все большего духовного опыта. Врагом же она становится в том случае, когда мы открыто начинаем пренебрегать её законами и сохраняем желание оставаться независимым от Господа.

Одно древнее изречение гласит: «Проблем не существует, есть только возможности для роста». Однако, к сожалению, бывает так, что при возникновении какой-то малейшей проблемы мы тут же бросаемся то в критику, то в панику, а то и в бегство, резко замедляя при этом свой духовный рост. Это лишь означает, что мы становимся жертвами тех самых ловушек (проверок), которые расставляет для нас материальная природа. В этом случае необходимо перенастроиться, чтобы суметь преодолеть эти проблемы, нужные нам, как ступеньки для дальнейшего развития. В противном случае, мы снова и снова будет возвращаться к ним, подобно хождению по кругу. И продолжаться это будет до тех пор, пока материальная природа нас окончательно не экзаменует.

Чтобы подобные испытания происходили для нас не так болезненно и с минимальными затратами, необходимо очень хорошо понимать, как действуют и проявляются колдовские чары материальной природы, и как наилучшим образом защищаться от них. Именно об этом и пойдет речь в данной работе. (Мы ни в коем случае не претендуем здесь на то, что уже осознали и тем более преодолели все хитрости и ловушки майи. Здесь мы лишь делимся своим опытом и пытаемся предостеречь других от того, на что нам пришлось потратить много сил, драгоценного времени и энергии).

«Поэтому, о Бхарата, мечом знания разруби в своем сердце узел сомнений, порожденных невежеством. Вооружившись йогой, восстань и сражайся!» (Б-г.4.42.)

 

* * *

Мои самые смиренные поклоны моему духовному учителю Рохини-суте Прабху и шикша-гуру Гопала Кришне Госвами Махараджу за их благословения на писательскую деятельность и издание книги. Они милостиво ведут меня по пути духовного прогресса и всегда вдохновляют своим примером и наставлениями.

 

Введение

Основные функции ума и определение

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.