Основная функция ума заключается в том, чтобы принимать то, что благоприятно для наслаждения чувств и отвергать то, что неблагоприятно для них. Он принимает и анализирует ту информацию, которую мы получаем из внешнего мира.
Каждый из нас обладает умом и постоянно им пользуется, однако мало кто знает, как он функционирует и как максимально извлекать из него пользу. Зачастую мы становимся его рабами, и постоянно делаем то, что не приносит нам абсолютно никакого блага. Более того, необузданный ум несет нам один лишь вред и разрушения. Поэтомупервый шаг в изучении духовной науки, состоит в том, чтобы понять, что такое ум и как он функционирует. В Бхагавад-гите на этот счет говорится: «С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом». (Б-г. 6.5.).
Основные потребности души, которые кажутся нам столь важными, например, будем ли мы счастливы, удовлетворены или кем-то любимы, в действительности не имеют значения и не найдут правильного применения до тех пор, пока мы не знаем, в чем заключается наше истинное счастье и какова наша изначальная природа. В этом важную роль играет духовное знание и правильное использование энергии нашего ума. Весь парадокс для ищущих материального счастья заключается в том, что наш ум привлекается временным счастьем, которое невозможно испытывать постоянно, поскольку настоящее – это лишь переход из прошлого в будущее. Поэтому материальная жизнь означает, что мы живем либо воспоминаниями прошлого, либо надеждами на будущее. То, что мы называем счастьем – это лишь временное прекращение страданий, поскольку 90% времени человек не наслаждается, а просто думает, как избавиться от страданий, и борется за существование.
Ощущение мимолетного наслаждения (например, сексуального), нельзя назвать счастьем в истинном смысле этого слова, поскольку оно очень скоротечно и кратковременно. Такое наслаждение является лишь жалкой подделкой или фальшивкой, называемой прототипом счастья духовного. Если прототип наслаждений способен так увлекать нас, то как же должно увлекать нас настоящее наслаждение.Лишь духовный взаимообмен с Богом может принести нам вечное счастье и блаженство, поскольку это природа души. Иллюзорные представления ума о временном, материальном счастье будут лишь разочаровывать. После чтения «7 ловушек» читателю станет очевиден тот факт, что любое ощущение материального счастья и страдания по сути находится только в нашем уме, т.е. зависит от его определённого настроя. Нам также станет ясно, что мы воспринимаем мир только через призму своего относительного умонастроения и, в зависимости от имеющегося у нас знания и опыта, мы сами будем выбирать – быть нам счастливыми, либо стать самыми несчастными. Другими словами, окончательный выбор делать придется нам, – будет ли наш ум нашим другом, либо так и останется нашим злейшим врагом.«Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум становится злейшим врагом». (Б-г. 6.6).
Если мы позволяем своему уму находиться в иллюзии, наши представления о мире становятся полностью ложными, что и становится причиной множества страданий. Например, при просмотре фильма мы часто начинаем отождествлять себя с его героями, и принимаем близко к сердцу всё, что происходит на экране. Если это комедия – мы смеемся, если трагедия – мы плачем. Наш ум в этом случае сравнивается с экраном, на котором мы смотрим «сериал» нашей жизни, принимая его за реальность. По окончании фильма разумный человек понимает, что эта была лишь иллюзия и все актеры также стали обычными людьми. Это означает, что в жизни мы также вовлекаемся в некий обман, который в реальности не существует. Но мы настолько заигрались в нём и привязались к нему, что на все стали реагировать самым серьёзным образом.
Практически все в этом мире отождествляют себя со своим собственным умом, который всегда обуреваем желанием наслаждаться. Именно поэтому у людей возникает неограниченное количество искусственных потребностей и желаний, что и является результатом бесконечных беспокойств. Для начинающих духовную практику необходим навык разотождествления себя со своим умом, поскольку эта основная суть медитации и духовной практики в целом. Для этого достаточно начать внимательно повторять мантру Харе Кришна и попытаться сосредоточиться на её звуке. При этом занять положение наблюдателя по отношению к своему уму, глядя на него как бы со стороны. Если это трудно сделать, можно просто представить себе речной поток, протекающий мимо. Главное при этом – не выносить каких-либо суждений, оценок и т. д., нужно просто попробовать понаблюдать за мыслями, как за щепками в потоке реки, проплывающими мимо нас. Заняв такую позицию по отношению к уму, мы сможем познакомиться с ним как с отличным от нас объектом. Мы увидим в нем разнообразные мысли, чувства и впечатления, а также различные состояния сознания: радость, неудовлетворение и т.д. Причем, если мы достаточно внимательны, можно видеть, что они возникают независимо от нашего спокойного состояния. Следовательно, один из главных выводов, к которому мы также должны прийти в процессе чтения этой брошюры, будет заключаться в том, что ум, как нечто поддающееся наблюдению, является объектом, полностью отличным от нас. Он принадлежит нам, но нами не является, - точно так же, как, например мой дом: хотя он и может принадлежать мне, он всегда будет оставаться отличным от меня объектом.
Когда мы начинаем понимать: «Я не этот ум, но это лишь мой ум», у нас появляется перспектива контролировать его и не идти у него на поводу. Это подобно ощущению освобождения из долгого, мучительного плена и обретения долгожданной свободы. Другими словами, поняв обособленность ума от нашего истинного «Я», теперь мы должны взять его под контроль, а не он должен указывать, что и как нам делать. Если же мы становимся рабами своего ума, мы теряем контроль над собственной жизнью, и нами будут руководить уже те желания, которые в действительности не являются нашими истинными, а приходят к нам из внешнего мира. Поэтому понять необходимость усилий в контроле своего ума – значит взяться за самую трудную, но главнейшую задачу своей жизни.Не сумев сделать этого, мы становимся уязвимыми для всех видов психологических ловушек, какие только существуют в материальном мире. Тем самым мы упускаем возможность выполнить миссию и предназначение своей человеческой жизни.
(Рассматривая свойства и природу ума, было бы правильным описать и функции разума, а также ложного и истинного эго. Однако это не входит в задачи данной книги, поскольку подобная тема ещё более обширна и глубока. Этот вопрос будет подробно освещен в нашей следующей книге «Семь основных признаков ложной гордости»).
Что касается определения психологической ловушки, в двух словах можно сказать, что это определенный стереотип поведения человека в той или иной ситуации. Причинами такого поведения являются неправильно вложенные в нас ценности и приобретенные привычки. В силу такого невежествачеловек, подверженный психологической ловушке, всегда действует во вред самому себе и создает для себя массу ненужных проблем.
Основная проблема попадания в эти ловушки кроется в том, что мы отождествляем себя со своим телом и материальным умом. Выбраться из этих ловушек (или ложных концепций) своими силами очень трудно – здесь может помочь лишь тот, кто уже освободился от них и понял их обманчивую природу. В этом случае Веды призывают нас обратиться к духовному учителю, который должен состоять в истинной цепи ученической преемственности, и безукоризненно следовать учению Вед. «Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину». (Б-г. 4.34).
Следствием попадания в эти ловушки также становятся всевозможные физические и психические болезни типа частых головных болей, различных нарушений нервной и сердечно-сосудистой систем, заболевания органов пищеварения и т.д. Объясняется это тем, что неверно выбранные жизненные ценности и ложные объекты наших привязанностей при потерях и расставаниях становятся причиной долговременных мучений и переживаний. Подобные переживания становятся для ума такими же токсичными, как не переваренная или испорченная пища. В Аюр-веде говорится, что негативные эмоции подавляют психический агни, т.е. ясность ума, который впоследствии уменьшает и физический огонь пищеварения. Это образует продукты недопереваривания (ама), которые являются корнем всевозможных простуд, лихорадок, а также всех хронических болезней, начиная от простых аллергий и кончая тяжелой формой астмы, артритов и рака (Аштанга Хридайя ХI, 14-16). Поэтому из трех основных причин болезней, названных Аюр-ведой: беспокойство ума, неправильное питание и нечистоплотность – именно беспокойство ума стоит на первом месте и определяется как главная. Эти же ошибки мышления становятся основой для развития отрицательных качеств характера, которые препятствуют нашему духовному росту и мешают устанавливать теплые и дружеские отношения с другими. Они не дают нам до конца реализовывать и добиваться поставленных целей, и, главное - чувствовать себя удовлетворенными и самодостаточными.
В конце можно сказать, что такие умственные ловушки работают у нас как своего рода механизмы психологической защиты. Мы выстраиваем их как стену от покушения на наш внутренний и привычный мирок, защищая его от беспокойств и всякого рода нападок. Однако каждому из нас опыт показывает (или покажет в будущем), что без истинного знания такая защита зачастую только подпитывает наши и без того неправильные стереотипы мышления. Все это лишает нас правильной жизненной ориентировки и заставляет снова и снова поступать неадекватно, неэффективно и всегда во вред самому себе.
В этой книжке мы попытаемся перечислить основные внутренние психологические ловушки и на основе высшего знания «Бхагавад-гиты», постараемся представить альтернативные способы освобождения от их разрушающего влияния.