Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологической ловушки



Основная функция ума заключается в том, чтобы принимать то, что благоприятно для наслаждения чувств и отвергать то, что неблагоприятно для них. Он принимает и анализирует ту информацию, которую мы получаем из внешнего мира.

Каждый из нас обладает умом и постоянно им пользуется, однако мало кто знает, как он функционирует и как максимально извлекать из него пользу. Зачастую мы становимся его рабами, и постоянно делаем то, что не приносит нам абсолютно никакого блага. Более того, необузданный ум несет нам один лишь вред и разрушения. Поэтомупервый шаг в изучении духовной науки, состоит в том, чтобы понять, что такое ум и как он функционирует. В Бхагавад-гите на этот счет говорится: «С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом». (Б-г. 6.5.).

Основные потребности души, которые кажутся нам столь важными, например, будем ли мы счастливы, удовлетворены или кем-то любимы, в действительности не имеют значения и не найдут правильного применения до тех пор, пока мы не знаем, в чем заключается наше истинное счастье и какова наша изначальная природа. В этом важную роль играет духовное знание и правильное использование энергии нашего ума. Весь парадокс для ищущих материального счастья заключается в том, что наш ум привлекается временным счастьем, которое невозможно испытывать постоянно, поскольку настоящее – это лишь переход из прошлого в будущее. Поэтому материальная жизнь означает, что мы живем либо воспоминаниями прошлого, либо надеждами на будущее. То, что мы называем счастьем – это лишь временное прекращение страданий, поскольку 90% времени человек не наслаждается, а просто думает, как избавиться от страданий, и борется за существование.

Ощущение мимолетного наслаждения (например, сексуального), нельзя назвать счастьем в истинном смысле этого слова, поскольку оно очень скоротечно и кратковременно. Такое наслаждение является лишь жалкой подделкой или фальшивкой, называемой прототипом счастья духовного. Если прототип наслаждений способен так увлекать нас, то как же должно увлекать нас настоящее наслаждение.Лишь духовный взаимообмен с Богом может принести нам вечное счастье и блаженство, поскольку это природа души. Иллюзорные представления ума о временном, материальном счастье будут лишь разочаровывать. После чтения «7 ловушек» читателю станет очевиден тот факт, что любое ощущение материального счастья и страдания по сути находится только в нашем уме, т.е. зависит от его определённого настроя. Нам также станет ясно, что мы воспринимаем мир только через призму своего относительного умонастроения и, в зависимости от имеющегося у нас знания и опыта, мы сами будем выбирать – быть нам счастливыми, либо стать самыми несчастными. Другими словами, окончательный выбор делать придется нам, – будет ли наш ум нашим другом, либо так и останется нашим злейшим врагом.«Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум становится злейшим врагом». (Б-г. 6.6).

Если мы позволяем своему уму находиться в иллюзии, наши представления о мире становятся полностью ложными, что и становится причиной множества страданий. Например, при просмотре фильма мы часто начинаем отождествлять себя с его героями, и принимаем близко к сердцу всё, что происходит на экране. Если это комедия – мы смеемся, если трагедия – мы плачем. Наш ум в этом случае сравнивается с экраном, на котором мы смотрим «сериал» нашей жизни, принимая его за реальность. По окончании фильма разумный человек понимает, что эта была лишь иллюзия и все актеры также стали обычными людьми. Это означает, что в жизни мы также вовлекаемся в некий обман, который в реальности не существует. Но мы настолько заигрались в нём и привязались к нему, что на все стали реагировать самым серьёзным образом.

Практически все в этом мире отождествляют себя со своим собственным умом, который всегда обуреваем желанием наслаждаться. Именно поэтому у людей возникает неограниченное количество искусственных потребностей и желаний, что и является результатом бесконечных беспокойств. Для начинающих духовную практику необходим навык разотождествления себя со своим умом, поскольку эта основная суть медитации и духовной практики в целом. Для этого достаточно начать внимательно повторять мантру Харе Кришна и попытаться сосредоточиться на её звуке. При этом занять положение наблюдателя по отношению к своему уму, глядя на него как бы со стороны. Если это трудно сделать, можно просто представить себе речной поток, протекающий мимо. Главное при этом – не выносить каких-либо суждений, оценок и т. д., нужно просто попробовать понаблюдать за мыслями, как за щепками в потоке реки, проплывающими мимо нас. Заняв такую позицию по отношению к уму, мы сможем познакомиться с ним как с отличным от нас объектом. Мы увидим в нем разнообразные мысли, чувства и впечатления, а также различные состояния сознания: радость, неудовлетворение и т.д. Причем, если мы достаточно внимательны, можно видеть, что они возникают независимо от нашего спокойного состояния. Следовательно, один из главных выводов, к которому мы также должны прийти в процессе чтения этой брошюры, будет заключаться в том, что ум, как нечто поддающееся наблюдению, является объектом, полностью отличным от нас. Он принадлежит нам, но нами не является, - точно так же, как, например мой дом: хотя он и может принадлежать мне, он всегда будет оставаться отличным от меня объектом.

Когда мы начинаем понимать: «Я не этот ум, но это лишь мой ум», у нас появляется перспектива контролировать его и не идти у него на поводу. Это подобно ощущению освобождения из долгого, мучительного плена и обретения долгожданной свободы. Другими словами, поняв обособленность ума от нашего истинного «Я», теперь мы должны взять его под контроль, а не он должен указывать, что и как нам делать. Если же мы становимся рабами своего ума, мы теряем контроль над собственной жизнью, и нами будут руководить уже те желания, которые в действительности не являются нашими истинными, а приходят к нам из внешнего мира. Поэтому понять необходимость усилий в контроле своего ума – значит взяться за самую трудную, но главнейшую задачу своей жизни.Не сумев сделать этого, мы становимся уязвимыми для всех видов психологических ловушек, какие только существуют в материальном мире. Тем самым мы упускаем возможность выполнить миссию и предназначение своей человеческой жизни.

(Рассматривая свойства и природу ума, было бы правильным описать и функции разума, а также ложного и истинного эго. Однако это не входит в задачи данной книги, поскольку подобная тема ещё более обширна и глубока. Этот вопрос будет подробно освещен в нашей следующей книге «Семь основных признаков ложной гордости»).

Что касается определения психологической ловушки, в двух словах можно сказать, что это определенный стереотип поведения человека в той или иной ситуации. Причинами такого поведения являются неправильно вложенные в нас ценности и приобретенные привычки. В силу такого невежествачеловек, подверженный психологической ловушке, всегда действует во вред самому себе и создает для себя массу ненужных проблем.

Основная проблема попадания в эти ловушки кроется в том, что мы отождествляем себя со своим телом и материальным умом. Выбраться из этих ловушек (или ложных концепций) своими силами очень трудно – здесь может помочь лишь тот, кто уже освободился от них и понял их обманчивую природу. В этом случае Веды призывают нас обратиться к духовному учителю, который должен состоять в истинной цепи ученической преемственности, и безукоризненно следовать учению Вед. «Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину». (Б-г. 4.34).

Следствием попадания в эти ловушки также становятся всевозможные физические и психические болезни типа частых головных болей, различных нарушений нервной и сердечно-сосудистой систем, заболевания органов пищеварения и т.д. Объясняется это тем, что неверно выбранные жизненные ценности и ложные объекты наших привязанностей при потерях и расставаниях становятся причиной долговременных мучений и переживаний. Подобные переживания становятся для ума такими же токсичными, как не переваренная или испорченная пища. В Аюр-веде говорится, что негативные эмоции подавляют психический агни, т.е. ясность ума, который впоследствии уменьшает и физический огонь пищеварения. Это образует продукты недопереваривания (ама), которые являются корнем всевозможных простуд, лихорадок, а также всех хронических болезней, начиная от простых аллергий и кончая тяжелой формой астмы, артритов и рака (Аштанга Хридайя ХI, 14-16). Поэтому из трех основных причин болезней, названных Аюр-ведой: беспокойство ума, неправильное питание и нечистоплотность – именно беспокойство ума стоит на первом месте и определяется как главная. Эти же ошибки мышления становятся основой для развития отрицательных качеств характера, которые препятствуют нашему духовному росту и мешают устанавливать теплые и дружеские отношения с другими. Они не дают нам до конца реализовывать и добиваться поставленных целей, и, главное - чувствовать себя удовлетворенными и самодостаточными.

В конце можно сказать, что такие умственные ловушки работают у нас как своего рода механизмы психологической защиты. Мы выстраиваем их как стену от покушения на наш внутренний и привычный мирок, защищая его от беспокойств и всякого рода нападок. Однако каждому из нас опыт показывает (или покажет в будущем), что без истинного знания такая защита зачастую только подпитывает наши и без того неправильные стереотипы мышления. Все это лишает нас правильной жизненной ориентировки и заставляет снова и снова поступать неадекватно, неэффективно и всегда во вред самому себе.

В этой книжке мы попытаемся перечислить основные внутренние психологические ловушки и на основе высшего знания «Бхагавад-гиты», постараемся представить альтернативные способы освобождения от их разрушающего влияния.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.