Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ловушка 2-ая: в моей проблеме должен быть



Кто-то виноват

Когда мы ищем виноватых, мы лишь хотим оправдать свои слабости, недостатки и ошибки, пытаясь казаться лучше, чем мы есть на самом деле.

 

Ученикам, начинающим заниматься духовной практикой, иногда кажется, что их духовное продвижение зависит от разного рода внешних факторов и обстоятельств. Они думают, что их успех или неудача во многом зависят от поведения других людей, от определенного расположения звезд, своей кармической предрасположенности и от других подобных ситуаций. Проще говоря, когда у нас начинаются проблемы или нам становится слишком сложно следовать своим обетам и ограничениям, к нам сразу же приходят беспокойства в форме заниженной самооценки и угрызений совести. И чтобы хоть как-то избавиться от них, наш ум тут же соблазняется подвести под это какую-нибудь философскую аргументацию или, что еще проще, найти виноватого. Это необходимо нам для того, чтобы каким-то образом найти себе успокоение, оправдать свою слабость и не занизить мнение о себе в глазах окружающих, поскольку мы всегда хотим быть лучше, чем есть на самом деле. Этим же мы пытаемся сохранить ощущение внутреннего спокойствия и должной самооценки. Другими словами, всё это является скрытой формой самообмана, где наш ум пытается защитить или оправдать себя от своего же собственного неправильного поведения.

Иными словами, когда мы совершаем какой-то проступок, то сразу начинаем испытывать чувство собственного внутреннего унижения, или стыд. В таких случаях мы часто предпочитаем приписывать неудачи неким внешним факторам или людям, но никак не самому себе. Словно жертву, мы выбираем для себя виноватого, чтобы иметь возможность списать на него возможный провал, оставляя за собой ощущение невиновности. При этом наш ум всегда убеждён: «Виной тому стали определенные люди, либо обстоятельства, на которые и нужно списать свой гнев, свою ошибку, либо опрометчивость». Примером такого поведения может послужить ситуация из обычной монашеской жизни: молодой монах-брахмачари обращается к привлекательной и уважаемой матаджи в агрессивной и оскорбительной форме. Она отвечает ему такой же негативной реакцией. В этом случае такую реакцию он может приписать тому, что она слишком много о себе возомнила и не до конца понимает, что такое настоящий джентльмен, вместо того, чтобы усомниться в своей мужской привлекательности и бескультурии.

Найти виноватого порой бывает так соблазнительно, что, когда у нас возникают проблемы и нам не на кого списать свою вину, то им может оказаться даже Сам Господь. При этом мы начинаем всячески убеждать самого себя: «Это произошло потому, что Господь несправедливо обошелся со мной, или Ему просто нет до меня никакого дела. Поскольку я, по всей видимости, недостоин Его внимания, Он допускает всё, что бы со мной ни происходило. Или у Него не все под контролем, или Ему нет до меня никакого дела. Иначе почему Он до сих пор не поможет мне и не исправит мою ситуацию? Ведь я стал Его преданным, а Он обещал всегда и во всем преданных защищать!»

Когда такие ожидания не оправдываются, а заветные желания не удовлетворяются, то это начинает вызывать в нас разочарование, раздражение или обиду. Часто эти чувства переходят в агрессию, направленную на «обидчика», якобы виноватого в нашей проблеме. Следствием этого становится внутренняя критика, которая вытесняет наше душевное равновесие и уничтожает вкус к духовной практике, ибо одно должно уступить место другому. На смену критике и раздражению приходят материальные желания, поскольку именно они раньше приносили нам счастье и давали прибежище. В итоге наш духовный рост резко замедляется, либо останавливается вообще.

Однако давайте посмотрим на эту ситуацию глазами Бога. Если представить, как бы Господь стал отвечать на наши претензии, то скорее всего это был бы вопрос: «Если ты однажды стал моим преданным, то наверняка хотел бы стать при этом и смиренным, – не так ли?». Естественно, что каждый из нас не отказался бы от этого. Тогда Господь бы добавил: «Так Я как раз для этого всё и сделал: поставил тебя в определенную ситуацию и послал тебе тех самых людей, которые в наибольшей степени способны разрушить твою ложную гордость. Зачем же ты обвиняешь и осуждаешь всех и вся, ведь такие ситуации Я создаю именно для твоего блага? Вместо того, чтобы ругать их, ты можешь воспринимать окружающих тебя людей как своих лучших учителей и помощников в преодолении своей гордости. Просто перенастройся и разгляди в этом наивысшую пользу для очищения собственной души».

Ошибка ума в этом случае состоит в том, что мы не можем признать свою вину и свое неправильное отношение к ситуации.Из-за нашего ложного эго и завышенного самомнения мы скорее предпочтем быть несчастными, чем неправыми, – так на подсознательном уровне мы стараемся удерживать свою самооценку или какую-либо ложную концепцию типа «Я же наслаждающийся». Однако такое умонастроение будет всегда работать только против нас, поскольку кроме как утонуть в собственной критике и самобичевании, мы больше ничего сделать не сможем. Ситуация в этом случае не изменится, пока не будет изменено отношение к ней. Пока мы не признаем, что виноват только я и моя ложная гордость, наша проблема будет только усугубляться.

Каким же образом можно реально перенастроить себя? Прежде всего, нужно научиться трезво оценивать ситуацию и понимать: «Все дело не в людях и внешних обстоятельствах, якобы виноватых в моих несчастьях, а во мне, желающем за счет их оправдать свои слабости и неудачи. Привычка к критике не приносит мне ничего, кроме вреда. Если даже у меня и есть причина для подобных чувств, от того, что я все время буду искать виноватых и терзать себя мучительными переживаниями, мне лучше не станет. Разве могу я так поступать по отношению к таким редким и великим душам, которые, несмотря на свои недостатки, все же пытаются посвятить свою жизнь Господу? Гораздо разумнее направить свои силы на улучшение ситуации, в которой я оказался, и немедленно исправить то, что можно исправить сейчас. Что бы это ни было: просьба о прощении или страх перед унижением – я должен пересилить свою ложную гордость и сделать это, не расходуя свое драгоценное время на бессмысленные терзания и переживания. В конце концов, на карте стоит моя духовная жизнь и, чего бы мне это ни стоило, я должен стремиться вернуться к Богу и достичь вечного счастья. Если я этого не сделаю, я не только не решу свою проблему, но и сделаю больно моему Господу. Только Ему, как единственному и непогрешимому, дано право решать кто виноват, а кто прав, и который очень расстраивается, когда я оскорбляю Его преданных. Это от начала и до конца находится в сфере моих личных интересов, поэтому нельзя больше медлить ни минуты и немедленно попросить у всех прощения, кого я осознанно или не осознанного мог обидеть». В подобном настроении можно легко и безболезненно избавиться от попадания в эту страшную ловушку и не стать ее жертвой.

Часто критика, в которую мы уже попали и не можем остановиться (но всё же понимаем, что этого делать нельзя) приобретает тонкую или скрытую форму сделать это. В наших разговорах это может выглядеть примерно так: «Я никого не осуждаю и не хочу этого делать, я просто констатирую факт, что он такой-то и такой-то и делает это не так как надо». За такими высказываниями стоит всё то же желание осуждать или давать свою «непогрешимую» оценку. Сам принцип того, что мы говорим что, якобы, не хотим осуждать, уже выдает в нас настроение критикующего. Мы подсознательно понимаем, что уже осуждаем, только не хотим себе в этом признаться. Иначе, зачем бы нам об этом было предупреждать? Подобную констатацию фактов можно делать только в трех случаях:

 

1) Только духовному учителю разрешается указывать на недостатки своего ученика.

2) Только мужу позволено оценивать действия своей жены и поправлять ее во всем.

3). И только если мы сами стали непогрешимыми и находимся вне подозрения относительно своих плохих привычек.

 

Если мы, относимся к разряду старших преданных, и в наши обязанности входит воспитание младшего преданного, то это должно делаться конструктивно, а не деструктивно. То есть делать это нельзя в чувстве гнева, зависти и раздражения, но всегда можно в духе любви, заботы и уважения. Младшие преданные либо вообще не должны указывать на недостатки старших, либо делать это очень осторожно и только через других старших преданных. Также ни в коем случае нельзя указывать на прошлые проступки, ошибки или недостатки преданного. Всё это в соответствии со священными писаниями считается оскорблением, которое всегда чревато последствиями.

Механизм этой ловушки всегда работает по одной и той же накатанной схеме: чтобы оправдать себя или над кем-то возвысится, надо просто спихнуть на кого-то свою вину или кого-то принизить. Этот принцип хорошо отражает известная поговорка: «Тонуть вдвоем всегда веселее». Если продолжать оставаться в таком умонастроении, то, по принципу «снежного кома», мы постепенно опустимся на уровень безостановочной критики. Ощущение какого-либо счастья и душевного равновесия в этом случае полностью покидает наше сердце, что становится особенно заметно. В таком угнетённом и опустошенном состоянии начинают проявляться заниженная самооценка, замкнутость и неоправданная жалость к самому себе. Также появляется склонность к саморазрушению и неспособность принимать разумные решения (см. лов. 4). Это признаки крайней степени духовной слабости. В таком положении человек начинает подсознательно ненавидеть себя за свою низость и начинает действовать, как отчаявшийся неудачник, который, живя самотёком, начинает позволять себе всё и вся, действуя словно враг самому себе. Он начинает как бы наказывать себя, позволяя делать всё, что ему хочется, лишь бы отвлечься от своего угнетения. При этом он не способен трезво проанализировать ситуацию и понять, что это приносит в его жизнь только разрушение. Все это продолжается до тех пор, пока он не доведет себя до состояния какой-нибудь скверной низости или полного разочарования в себе.

Такая ловушка (или поведение), подобна раковой болезни, которая настолько опасна, что, если вовремя не начать ее лечить, она вызовет «смертельный исход». Это означает, что человек запутывается в своих ложных устремлениях и сходит с пути преданного служения Богу. Это самый нежелательный исход, который только можно себе представить.

Подобное критическое умонастроение священные писания сравнивают с бешеным слоном, забежавшим в прекрасный цветочный сад. Можно себе представить, что в этом саду останется после его бешенства. В таком же опасном положении становится и наша духовная жизнь, когда мы находимся в настроении критики. Если мы позволяем себе кого-то критиковать, все, что мы нарабатывали в своей духовной жизни ценой огромных усилий, может в один миг сгореть в огне нашей безосновательной критики. Для каждого, стремящегося к духовным высотам, желание искать виноватых, осуждать и критиковать считается самым страшным врагом и препятствием. Самое ужасное в этой ловушке то, что от нее очень трудно избавиться. В духовной жизни причиной всех падений и неудач является не что иное, как критика. Человек, критикующий других, теряет все самое лучшее, что он имел и мог бы иметь, начиная с хороших качеств и кончая способностью продвигаться к высшей цели жизни. Духовная практика в таких случаях если и продолжается, то обычно превращается в сплошную показную имитацию, а сама духовная жизнь – в большую и тяжелую аскезу.

Защитой или решением этой проблемы может быть только правильная оценка ситуации, просьба о прощении и решимость больше не искать виноватых, понимая, что «во всем виноват только я». Несомненно, это требует времени и усилий, но путем практики и изучения духовного знания это становится вполне возможным. Для желающего достичь успеха в духовной жизни ничего более важного в жизни быть не должно. По мере практики в преданном служении Богу приходит ясное понимание того, что мы всегда находимся в полной зависимости от милости тех, кого мы необдуманно сделали объектом своей критики и обвинения. Это объясняется тем, что для Господа очень дороги Его преданные и Он готов простить оскорбления даже по отношению к Себе, но ни за что не потерпит оскорбления в адрес своего преданного.Так, посредством Сверхдуши в нашем сердце, т.е. через голос нашей совести, Он различными способами будет напоминать нам об этом и особенно отчетливо покажет это через наше омраченное состояние. Для искреннего бхакты Господа, однажды испытавшего это состояние, хуже может быть только смерть. Не научившись в таких случаях просить прощения, и не сумев изменить своего отношения к другим, т.е.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.