Раздробленность государств и княжеств, постоянные войны мешали развитию земледелия и содержанию крупных стад скота. Слабая изученность и недостаточная разработка полезных ископаемых не давали обществу материального богатства. Эквивалентом материальных ценное гей все еще выступают продукты животного и растительного мира. Одним из главных эквивалентов были меха и кожа. Ими расплачивались за товары, платили дань, жалованье, награды. Это были символы богатства и могущества. История знает много примеров: царь Иван III подарил венгерскому королю черного соболя с золотыми когтями, украшенными жемчугом; царь Федор Иоанопич для ведения войны с турками дал венскому двору субсидию мехами;; царь Алексей Михайлович купил рог носорога, считавшегося панацеей от всех болезней, и заплатил за него 10 тыс. рублей соболями и другой мягкой «рухлядью». Кроме пушнины в роли эквивалента выступали и животные. Жена Ивана 111 царица Софья получила в подарок от германского императора попугая, а в ответ одарила его соболями и кречетами. В азиатских государствах подобную ценность представляли слоны. Очень высоко, иногда даже дороже собольих мехов, ценились ловчие птицы, которых широко использовали на охоте во многих странах. Желание сохранить и увеличить численность ловчих птиц привело к развитию научных знаний по экологии этих видов. Вырабатывались меры по регламентации отлова и отстрела. Поиск пушных зверей и ловчих птиц привел к освоению новых земель. Стали заселяться Европейский Север, Приуралье, Сибирь, Дальний Восток.
В XV-XVI вв. во всех странах отмечается стремление к познанию природы, развитию естествознания. Практика заставляла приобретать знания, накапливать и обобщать их. Сортировка мехов была бы невозможна без знания общебиологических закономерностей и биологии зверя. Газета «Русская Правда» приводит расчеты о получении приплода у домашних животных; объясняет отдельные явления природы, например скопления стай птиц вокруг войска при походах.
Большой размах приобрело рыболовство. Рыбу ловили и зимой и летом и уходили на промысел далеко от своих мест. Такое значение охоты и рыболовства в жизни общества отразилось на состоянии видов и самом существовании отдельных животных. Так, в первой половине XVII в. в Днепре исчезли осетр и стерлядь. К XVIII в. во Франции и Англии полностью исчезли четыре вида животных: медведь, бобр, кабан и волк. Начиная с 1500 г., в Германии на гербах встречается изображение бобра - как свидетельство большой численности и широкого распространения. К концу XVIII в. их становится очень мало.
Еще более наглядным примером служит история истребления соболя в России. Известно, что только с небольшой территории Западной Сибири налог в 1596 г. составил 200 тыс. соболиных шкурок. В XVII в. соболь еще встречался в Финляндии, но позднее численность его резко уменьшилась и уже в 1845 г. вся Сибирь дала только 45 тыс. собольих шкурок. С XIV в. в центре европейской части России стал очень редко встречаться олень. Чрезмерный промысел котиков и морских бобров на Командорских островах (через 50 лет после начала их промысла) поставил эти виды на грань исчезновения.
Стараясь сберечь животные богатства, государства уже с IX в. принимают меры по их охране. Викинги в Исландии устраивали птичьи заказники для охраны колониально гнездящихся птиц; в них строго регламентировались сроки охоты и размер добычи. Большинство из этих колоний сохранилось до наших дней. С 1281 г. в Исландии издаются законы по охране кречетов. Для сохранения и увеличения количества бобров в X в. в Польше были созданы бобровые фермы. Когда в 1638 г. воевода донес царю, что крестьяне ходят в лес за бобрами, выдрами и другими зверями, то немедленно последовал указ, гласящий: «...учинить наказ крепкий, чтобы в заповедный лес никакой человек не ходил. Нарушителем быть в смертной казни без всякой пощады». Заметив сокращение улова рыбы, царь издал указ, по которому предписывалось ловить рыбу бережно, разумно, мелкую рыбу оставлять для приплода. Для этого лов вести неводом с редкой ячеей и опломбированным печатью. Мелкая рыба должна была уходить из невода обратно в воду. Сибирские воеводы получали распоряжения об охране соболей и их угодий. Запрещалось рубить и выжигать леса под пашни в соболиных угодьях.
Знания о природе обобщались людьми. Например, Леонардо да Винчи описал годовые кольца деревьев и объяснил, что по их толщине можно устанавливать погодные условия предыдущих лет (иногда этот факт преподносится как открытия наших дней). Он показал зависимость состояния растений от микроклимата, первым высказал мысль об индикационных свойствах растений в геологии. Он писал: «...травы и растения будут тем более бледного цвета, чем суше и скуднее влагой почва, их питающая, а почва наиболее скудна и суха на скалах, из которых составляются горы. Деревья будут тем ниже и тоньше, чем они приближаются к вершине горы, а почва становится тем суше, чем ближе к вершинам, тем жирнее и изобильнее, чем она ближе к впадинам долины».
Большого прогресса достигли ботанические знания в области практической медицины. Были известны и фитоцидные свойства растений, в частности свойства мяты. Для улучшения работы мозга студенты надевали на голову венки из мяты. Чтобы предотвратить скисание молока, в него тоже клали мяту. Цветы огуречной травы использовались как сердечное средство. Для улучшения общего состояния в избах развешивали крапиву, богородскую траву, ветки рябины, осины, березы и молодых дубов.
Первая аптека появилась в Багдаде в VIII в., затем в Италии, а в XII- XIV вв. они возникли в Германии. В начале XVI вв. Московском Кремле был создан аптекарский приказ, ведавший закупкой и разведением растительного лекарственного сырья. На рубеже ХП-ХШ вв. искусство приготовления лекарств, т.е. «тра-вознайство» выделяется в особую область медицины; появляется целое сословие аптекарей, специальная рецептурная литература, где описываются лекарственные свойства растительного, животного и минерального происхождения. Эти книги содержали материалы экологического характера: давались характеристики времен года, раскрывалась их роль в самочувствии человека, приводились сведения по садоводству и прививкам на растениях. Давалось описание почвы и отмечалось ее значение как среды обитания. Такие книги способствовали распространению народных знаний о лечебных свойствах растений.
Охрана леса. В строительстве широко использовалась древесина. С X в. из дуба строили здания, колонны, мостили улицы. Для создания 1)8 искусственных островов и 400 мостов Венеции еще в V в. завозили лиственницу из России. Начиная с VII в. арабы начали производить бумагу из хлопка, а в (X в. такое производство появилось в Византии; испанские арабы при изготовлении бумаги стали примешивать к хлопку тряпье и другие отходы. Развитие бумажной промышленности расширило возможности фиксирования накопленных знаний в разных областях.
Возникновение большого количества городов, рост ремесленного производства и рост горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности очень сильно увеличили спрос на дрова. Это привело к исчезновению больших лесных массивов в Центральной Европе с X по XVI вв.
В Европу стали попадать иноземные растения, которые использовали как лакомство и пряности. Многие из таких растений приобретали ценность, эквивалентную драгоценным металлам (например, перец считали на зернышки, им платили налоговые сборы, расплачивались при крупных торговых сделках). В роли денег выступали и другие пряности - имбирь, гвоздика, корица, кардамон, мускатный орех; их взвешивали на ювелирных весах, как золото и серебро.
Человек продолжал вести поиски новых полезных видов путем изучения биологии и экологии. Русский крестьянин Векарев в 1829 г. из семян подсолнечника стал получать подсолнечное масло, были открыты новые каучуконосы - тау, кок-сагызы. В Америке начали возделывать люцерну, донник: в Швеции - лисохвост, рыжик, ярутку, голубику, клюкву, шиповник. В большом количестве выращивали декоративные цветочные культуры. Практически по всему миру стали разводить сахарный тростник. Сахар использовали в медицинских целях, но когда в обиход ввели чай и кофе, сахар стал продуктом массового потребления. Китайцы долгое время держали в секрете производство чая, голландцы строго охраняли кофейные деревья. Распространению растений способствовало быстрое развитие транспорта, прокладка шоссейных и железных дорог, рост миграции населения. Начиная с XVI в., в Польше появилось 100 видов новых растений; в Финляндию человеком занесено 440 видов, причем 165 из них попали в страну с иностранными войсками во вторую мировую войну. В Европейскую часть СССР и Мурманскую область с начала XIX в. занесено 297 видов растений из 580 видов, имеющих распространение в настоящее время. Но вместе с растениями были завезены и их спутники паразиты растительного и животного происхождения.
Охрана почв и леса. Слабая агротехника и уничтожение коренной растительности приводили к развитию различных видов эрозии, к смыву почвы, заиливанию рек и нарушению водного баланса. Развитие мельничного хозяйства и усиленное строительство плотин и запруд создавали условия для заболачивания территорий, изменяли видовой состав растительного и животного мира, ухудшали условия жизни в прилегающих местностях. Развитие мануфактур требовало топлива и растительного сырья. Для этого в большинстве случаев использовалась древесина. Это заставило людей принимать меры по охране и улучшению лесов. В 1515 г. король Франции Франциск I провел ряд мероприятий, направленных на сбережение лесов. Стали применяться специальные законы об охране и рациональном использовании растительности. Своеобразным охранным мероприятием для многих видов растений послужило создание садов при замках, монастырях и усадьбах. Такие сады, возникшие в IX-XIV вв., во многих местах сохранились до наших дней. Начиная с XVI в., сады становятся неотъемлемой частью архитектуры дворцов и поместий. Особенно широко сады были развиты во Франции. В Англии в целях сохранения лесных массивов была развернута кампания по использованию каменного угля в металлургическом производстве. Наступает качественно новый этап в отношении человеческого общества и природы - систематическое изучение природы и ее ресурсов. Это можно проследить на примере России. Петр 1 приказывал «уведомляться о состоянии, натуре и плодородии каждой провинции и наипаче о том стараться, как возможно запустелые дворы и земли гаки населять, также земледелие, скотские приплоды и рыбные ловли везде умножать и к приращиванию приводить и того ради с губернатора и воеводы прилежно корреспондировать».