Наука. Первым и величайшим исследователем природы в эпоху Возрождения был английский философ Фрэнсис Бэкон. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Цель научного знания Ф. Бэкон видит в принесении пользы человеческому роду. Он подчеркивал, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание Наука - средство, а цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования их для блага людей. Бэкон стремился обратить взор науки к земле, к познанию природных явлений. Он считал, что технические изобретения не уступают по своей значимости науке, но был глубоко убежден, что техника, искусство преобразования природы и приспособления ее к человеческим нуждам превосходят науку и являются для нее образом.
В учении Бэкона видно новое отношение человека к природе - отношение господина и преобразователя. Бэкон мечтал не просто о могуществе человека, но о таком состоянии человека, когда он сумеет научно-техническими средствами создавать и преобразовывать всю природу наподобие Бога. О роли и значении эксперимента для дальнейшего развития науки, как средства подчинения природы человеку, никто не говорил так настойчиво и так страстно, как Бэкон.
Опытный эмпирический метод Бэкон считал основным орудием новой науки. Но одного лишь случайного опыта недостаточно. Надо «пытать природу» при помощи изощренных орудий. Если мы хотим исходить не из домыслов, а из анализа самих предметов и действий объективного мира, то для этого необходим планомерно поставленный эксперимент. Начав с фактов, ученый должен осмыслить их. Для этого применяется метод индукции, которая исходит из восприятия отдельных фактов и, осмысливая их, приходит к аксиомам, а от этих аксиом идет к новым фактам. Так шаг за шагом, постепенно, продвигаясь медленно от одного частного обобщения к другому, наука доходит до прочного обоснования самых общих положений.
По инициативе Фрэнсиса Бэкона в Англии было основано Королевское общество (своего рода Академия наук). Первыми членами этого общества были Исаак Ньютон. Роберт Бойль, Роберт Кук, о котором говорили, что не было ничего, чего бы он не знал и не умел. Считается, что этим событием формально отмечено начало эпохи Просвещения. В это же время кардинал Ришелье основал французскую Академию наук. Он писал: «Науки служат одним из украшений государства, и обойтись без них нельзя». Центрами просвещения становятся великосветские салоны, для которых «философ стал такой же необходимостью, как люстра со своими яркими огнями» - говорили в то время.
Гоббс
Будучи механистом, Гоббс не мог понять специфических особенностей органического мира и нацело отрицал эти особенности. «Что такое сердце, •— писал он, — как не пружина? Что такое нервы, как не такие же нити, а суставы — не такие же колеса, сообщающие движение всему телу, как этого хотел мастер».49
Гоббс был открытым атеистом, он ненавидел религию и теологию. Но его механистическое мировоззрение не давало возможности найти ■ответ на вопрос о том, кто же был мастер, столь целесообразно устроивший человеческую машину.
Философия Лейбница.
В Германии в конце XVII—начале XVIII в. большим влиянием пользовалось учение Готфрида Вильгельма Лейбница (1646—1716 гг.).
Лейбниц не отвергает учения о там, что все тела состоят из простых элементов, но, по его представлениям, материальные частицы-атомы не могут быть такими элементами. Материя делима до бесконечности. Неделимы только «атомы» силовые. Они бестелесны. Они всегда в движении, они вечны, не нарождаются, не умирают. Эти «бестелесные» неделимые сущности есть монады.
Есть три ступени монад: одни присущи телам неорганизованным и растениям, другие — животным, третьи — человеку (монады сознающие мыслящие). Из простых нематериальных неделимых (монад) состоят монады высшего порядка — души. Мир не машина, как этого хотели бы Декарт и Гоббе, — все в нем сила, душа, желание.54
Учение Лейбница о монадах находится в неразрывной связи с его представлениями о предустановленной гармонии. Мир физический и мир психический автономны. Эти два мира подобны, однако, двум часам, которые всегда идут точно и поэтому никогда не отстают друг от друга. Эта согласованность души и тела, физического и психического мира есть гармония в природе. Высшая монада, осуществляющая эту гармонию, — бог. Учение Лейбница о монадах, психофизическом параллелизме, предустановленной гармонии в природе есть разновидность объективного идеализма.
Лейбниц пишет, что все во Вселенной находится в такой связи, что настоящее скрывает всегда в своих недрах будущее, и всякое данное состояние может быть объяснено лишь из непосредственно предшествовавшего ему состояния.58
Лейбниц считал, что лицо Земли многократно менялось. Где некогда были равнины, теперь вздымаются горы или бушует океан. Некоторые ископаемые аммониты отличаются от всех известных нам форм, ныне живущих в морях. Из этого он делает вывод, что благодаря великим переворотам на Земле, вероятно, изменялись также и виды животных.
Он приходит к выводу о всеобщей связи органического и неорганического. Люди находятся в неразрывной и близкой связи с животными, животные — с растениями и растения опять-таки — с ископаемыми, а эти последние, в свою очередь, — с телами, которые воспринимаются нами посредством чувств.59 Это положение приводит Лейбница к выводу о возможности существования зоофитов (животно-растений) как промежуточного звена между животными и растениями.
Гарвей
Появление работы Гарвея «Рассуждения о зарождении животных»,60 где изложены результаты его эмбриологических исследований, положило начало так называемому «эпигенетическому» направлению в учении об индивидуальном развитии.
Здесь четко выражено основное различие двух точек зрения: 1) представлений об индивидуальном развитии как о простом росте, развертывании уже предобразованных ранее зачатков, как о количественном увеличении и 2) представления о развитии как о возникновении нового, образовании разнородного из однородного, последовательном образовании частей и органов в процессе развития («формообразования»). Первая точка зрения получила название «преформации» — предобразования, а вторая была названа Гарвеем «эпигенезом» (возникновение нового в процессе эмбрионального развития).
Гарвей доказал, что развитие у позвоночных животных (птиц и млекопитающих) происходит путем эпигенеза. Но он не занимался специально исследованиями метаморфоза насекомых.
Последовательное наблюдение развития яйца, цыпленка и зародыша косули приводит Гарвея еще к одному очень важному утверждению: он приходит к выводу, что не только птицы, но и млекопитающие ваются из яйца. Это была гениальная догадка. Только два века спустя петербургский академик К. Бэр открыл яйцо млекопитающих.
Сопоставление сравнения зародышевого развития птиц и млекопитающих привело Гарвея к его знаменитой формуле: «все из яйца» (Ех ovo omnia), начертанной на фронтисписе его книги.
Работа Гарвея поставила теоретические проблемы индивидуального развития в центр внимания биологов и в этом смысле имела выдающееся значение.
Жан-Жак Руссо
Руссо развивает мысль об изначально доброй природе человека, о счастливом естественном состоянии первобытных людей, о том, что это состояние было нарушено в результате развития общества. По его утверждению, легендарный Прометей, похитивший для людей искру небесного огня и олицетворявший мыслящую силу человечества, принес не пользу, а вред людям.
Первобытный человек в естественном состоянии не нарушал гармонии природы.
Руссо рисует картину ухудшения условий жизни по мере исторического развития человечества:
"Когда, с одной стороны, смотришь на безмерные труды людей, на такое множество наук, ими разработанных, искусств, ими изобретенных, на такое множество сил, ими приложенных, засыпанных пропастей, срытых гор, снесенных скал, рек, превращенных в судоходные, распаханных земель, вырытых озер, осушенных болот, огромных зданий, воздвигнутых на суше; на море, покрытое кораблями и матроса-
ми; и когда, с другой стороны, исследуешь, немного поразмыслив, какие подлинные блага принесло все это для счастья рода человеческого, то можно лишь поразиться удивительному несоответствию между первыми и вторыми итогами и пожалеть об ослеплении человека, которое, дабы насытить его гордыню и не знаю уж какое тщеславное восхищение самим собою, заставляет его с жаром гоняться за тем, что может его сделать несчастным и что благодетельная природа позаботилась от него отвратить".
Руссо осуждает нерациональное использование лесов:
"Не следует поступать так, как во Франции, где смотрители вод и лесов, имея право срубить одно дерево, находят для себя выгодным уничтожить все; они к тому же делают это весьма старательно. Следует глядеть в далекое будущее: хотя и несвоевременно сейчас создавать флот, но наступит время, когда его должны будут создать; и тогда вы почувствуете выгоду того, что вы не отдали для постройки чужих флотов прекрасные леса, расположенные вблизи моря. Надлежит вырубать или продавать деревья старые и уже бесполезные; но следует оставить все те деревья, которые полны сил; они найдут применение в свое время."
Иммануил Кант
В 1755 г., когда Канту было всего 30 лет, выходит в свет его "Всеобщая естественная история и теория небаВ более завершенном виде теория Канта была изложена позже знаменитым французским математиком и астрономом Лапласом, напечатавшим в 1797 г. "Изложение системы мира". Напомним основные положения гипотезы Канта - Лапласа.
Из__слегка мерцающей туманности, сперва бесформенной , потом шарообразной возникло светило Солнечноа-системы. Вращаясь вокруг воей. .оси, он отбросило от себя ряд таких же, как само, туманных колец,. Кольца эти, сгущаясь, образовали светила значительно меньших размеров. Эти "дети солнца" яркими звёздами сияли в небе, и среди них маленькой звездочкой искрилась Земля. Дочерние звезды, в свою очередь отбросив кольца, образовали спутники. Огненные вращающиеся шары звезд постепенно охлаждались, тускнели, гасли и, наконец, оделись в твердый панцирь. Умерев, звезды оставили свои трупы - планеты Солнечной системы.
Кант был поборником естественного происхождения организмов, их родства и постепенного развития. Приведем мысли Канта о взаимоотношениях организма с окружающей средой. Любой организм относительно "целесообразен", т. е. и построен, и функционирует применительно к текучим, изменчивым условиям места и времени; между организмом и окружающей его средой существуют определенная взаимосвязь и определенные взаимоотношения, устанавливающие необходимый для его существования образ жизни.
Кант обсуждает вопрос о происхождении человеческих рас: все люди на всем пространстве земли принадлежат к одному и тому же естественному роду. Видоизменения людей образуют расы, сформировавшиеся под влиянием географических (особенно климатических) условий.