В 50-е годах XVIII в. выходят первые тома его «Естественной истории»,8 сразу же привлекшей всеобщее внимание. Церковь реагировала на появление его трудов клеветой и травлей. Сорбонна постановила сжечь его книги, специалисты называли его «талантливым дилетантом», отрицательно относясь к широким обобщениям и гипотезам, выдвигавшимся им, друзья говорили о Бюффоне как о «Плинии XVIII в.», публика читала его книги с увлечением.
"Естественная история" вышла в свет в 44 томах. К этому следует добавить, что он писал статьи по естествознанию в знаменитую "Энциклопедию или толковый словарь наук, искусств и ремесел". Редакторами этого многотомного издания - 17 томов текста и 11 томов таблиц - были Дидро и Д'Аламбер.
Книги Бюффона, написанные образным языком, прекрасно иллюстрированные, произвели огромное впечатление на читающую публику. "Естественная история" переиздается и переводится на иностранные языки. Под ее влиянием начинает формироваться материалистическое мировоззрение широких слоев общества. Из "Естественной истории" взошли ростки эволюционизма Ламарка, выросло могучее эволюционное учение Дарвина.
Бюффон отрицает миф о божественном происхождении Земли. В ее долгой истории он выделяет семь периодов. Первые четыре периода - это геологическая предыстория Земли: первый - рождение планет Солнечной системы; второй — от общей массы вещества, составляющего Землю, отделились более легкие частицы, образовавшие первичную атмосферу; Земля в это. время была огненно-жидкой, затем она постепенно оделась твердой оболочкой; третий - поверхность Земли остыла, и водяные пары, охладев, полились на нее потоками дождей, покрывших Землю "всемирным океаном"; четвертый - уровень всемирного океана начал понижаться, и над его поверхностью выступила суша, которая была единой.
Во время пятого и шестого периодов последовательно происходило "образование животных и растений и разделение единого материка на части, заложившие основу современных материков. Для доказательства того, что все материки были некогда едины, Бюффон пользуется современным научным методом доказательств, а именно данными палеонтологии и биогеографии. В последний, седьмой период появился человек.
Предложенная Бюффоном периодизация истории Земли в целом не противоречит современным научным представлениям.
Профессора парижского университета Сорбонны сочли богохульством деление истории Земли на многовековые периоды, в то время как в Священном писании акт творения занял всего лишь шесть дней. Сорбонна постановила сжечь произведения Бюффона руками палача. Однако это событие не воспрепятствовало просветительской деятельности Бюффона, имя которого было окружено популярностью и славой во всех цивилизованных странах.
Много страниц в обширном труде Бюффона посвящено влиянию окружающей среды на организмы. "Каждое животное, -говорит он, - имеет свою страну, свое естественное отечество, в котором оно и держится силой физической необходимости. Каждое является детищем обитаемой им местности... В кругу животных каждый вид изменяется согласно различию климата, и общим результатом этих изменений являются различные расы..."
Отмечая изменчивость организмов под влиянием условий окружающей среды, Бюффон вплотную подходит к эволюционным идеям происхождения организмов от одного, предка.
В своих работах Бюффон рассматривает наиболее актуальные и трудные вопросы естествознания: историю Вселенной и Земли, происхождение и развитие жизни, судьбу животного и растительного мира, место человека в природе.
Бюффон многократно подчеркивает в своих трудах мысль о единстве природы. Он увлечен лейбни-невской идеей непрерывности природы. В своем труде «Сравнение животных и растений» 10 Бюффон стремится обосновать идею об отсутствии резкой границы между животными и растениями, о единстве плана строения животных, о промежуточных формах между различными группами животных.
Он всячески подчеркивает влияние внешних условий на организм. Отсюда вывод о том, что изменение Земли на протяжении пережитых эпох должно было неизбежно отразиться и на судьбах животного и растительного мира, вызвать его изменение. Различные климат, пища, влияние скрещивания обусловливают как индивидуальную изменчивость в пределах расы, так и возникновение новых рас внутри вида. Создание таких разновидностей — дело длительной истории.
В «Естественной истории» Бюффон обсуждает вопрос об образовании новых видов в природе. Он указывает, что обычно в каждом семействе можно отметить один, общий, основной ствол, от которого как бы выходят различные ветви, соответствующие родам и видам.
Время, по Бюффону, есть «великий мастер природы», оно движется постепенно и закономерно, плавно, без скачков. Это приводит и к постепенному изменению организмов. Такие изменения — пишет он в «Эпохах природы» — сперва неуловимые, становятся мало-помалу чувствительными и оказываются в конце концов результатами, в которых нельзя ошибаться.
Однако его представления о причинах и путях эволюции еще весьма расплывчаты, и он не может считаться создателем какой-либо логически стройной и полной научной теории эволюции.