Естествознание оказало огромное влияние на философию: новая картина мира требовала философского осмысления. Для многих ученых успехи науки являлись подтверждением безграничных возможностей человека. Французский математик и физик гене Декарт создал новую картину мироздания и вывел законы, которые им управляют. Он основывался на данных естественных наук, вводя их в философию. Мир представлялся ему огромным механизмом, движение которого определено Богом - «великим геометром», как называл его Декарт. Р. Декарт отрицал мысль об особой природе нашей планеты и относил Землю к разряду обычных небесных тел, каких во Вселенной множество и выдвинул идею о происхождении Земли. Вначале, по его мнению. Земля представляла собой горячую расплавленную звезду. Постепенно расплавленное вещество затвердевало, образовалась корка, шел процесс дифференциации вещества, и тело планеты разделилось на оболочки различного состава.
Идеи Р. Декарта рвали связь с библейской легендой о сотворении мира в шесть дней. Бога он не отрицал, но ему отводилась роль творца материи, а развитие Вселенной шло по естественным законам природы: от образования небесных тел до развития Земли, до развития органической жизни на ее поверхности и, наконец, до развития человека.
Французская философия XVII в. Рене Декарт (1596— 1650 гг.) был крупный естествоиспытатель, один из создателей науки нового времени. Его работы по аналитической геометрии ставят его в ряды величайших математиков. Разработка Декартом проблем механики (закон сохранения и инерции движения) и оптики (формулировка закона преломления света) имела большое значение для развития естествознания. Природу Декарт понимал как огромный механизм. Принципы механицизма он распространял и на понимание жизни.
Декарт понимал, что мозг есть орган мышления. Нервный импульс идет из мозга по нервным волокнам. Передача импульсов осуществляется при помощи «животных духов», тончайших подвижных частиц материи, движущихся по нервным трубкам.50 И. П. Павлов считал Декарта основоположником учения о рефлексах.
Так же, как и Бэкон, Декарт отвергал схоластическую ученость и призывал построить философию, которая могла бы служить практике. Но в отличие от Бэкона Декарт был ярким представителем рационализма, учения, по которому разум (теоретическое мышление) является высшей по сравнению с чувственным восприятием ступенью познания мира и представляет собою самостоятельный, независимый источник знаний (например, источник математических аксиом).
В области физики Декарт был материалистом, но в философии он оставляет место для религии, философия Декарта дуалистична. Он говорит о существовании двух самостоятельных, независимых друг от друга субстанций: материальной, с атрибутом протяженности, и духовной, с атрибутом мышления. Оба эти начала независимы друг от друга, но они подчинены третьему началу — богу. Таким образом, Декарт не сумел освободиться от теологии, хотя его учение всячески преследовалось теологами.
Материалистическая физика Декарта — одно из важнейших достижений философии XVII в. Это была попытка построить на материалистической основе всеобъемлющую систему природы. Декарт утверждает, что Вселенная материальна и бесконечна. Материя состоит из корпускул, но в принципе делима до бесконечности. Пустоты не существует. Протяженность и движение являются атрибутами материи; материя и движение не уничтожимы. Движение материи есть перемещение ее частиц в пространстве (механическое движение). При перемещении частиц и их контакте возникает удар и происходит изменение формы частиц. Вначале мировая материя была совершенно однородна и находилась в круговращательном движении. В результате этого вихревого движения произошло расчленение материи и возникли «элементы земли», «элементы огня», «элементы воздуха». Таким образом возникла солнечная система и возникают все новые и новые системы миров.
Механистическая точка зрения мешала Декарту правильно истолковать различные явления природы. Это особенно относится к пониманию им явлений жизни. Декарт не видит различия между живым и неживым. Организмы он представляет себе в виде автоматов, по аналогии, например, с часовым механизмом. Психические функции животных — это не что иное, как реакция такого механизма на внешнее воздействие. Однако человек, по его мнению, отличается в своих психических функциях от животных, так как в нем имеются обе субстанции: материальная, образующая механизм человеческого тела, и духовная, образующая разум, разумную душу.
Философия Спинозы.
Родина Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632—1677 гг.) Голландия была наиболее развитой капиталистической страной Европы XVII в., крупнейшей морской и колониальной державой. Буржуазная революция вызвала необычайный расцвет промышленности, торговли, а вместе с тем науки и искусства. Философия Спинозы возникла, однако, уже значительно позже, в то время, когда буржуазия Нидерландов перестала быть революционным классом.
Дуализму Декарта Спиноза противопоставляет материалистический монизм. Монизм Спинозы — это прежде всего признание единства природы. Природа есть причина самой себя («Causa sui»). Природа существует единственно благодаря полноте своих собственных сил. По выражению Спинозы, она «обладает абсолютно бесконечной способностью существования» и ни в каких посторонних причинах для своего объяснения не нуждается.
До появления философии Спинозы материя рассматривалась как нечто производное, вторичное. Причиной материи признавался создатель, бог как внешнее по отношению к природе, активное начало. Спиноза опроверг это распространенное теологическое построение. Он показал, что природа в одно и то же время является и творящей, и сотворенной, и своей собственной причиной, и причиной всех произведенных ею вещей. «Бог, то есть природа» («Deus sivae Natura») —такова была формула Спинозы, из которой следовало, что никакого бога вне природы не существует, бог и природа — одно и то же. Но природа материальна. Таким образом, монистическое учение Спинозы атеистично и материалистично
Спиноза выступает против телеологии. Природа — говорит он — не действует по цели, ибо то вечное и бесконечное существо, которое мы называем богом или природой, действует по той же необходимости, по которой существует.52