Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Французская философия XVII в. Рене Декарт



(1596— 1650 гг.)

Естествознание оказало огромное влияние на философию: новая картина ми­ра требовала философского осмысления. Для многих ученых успехи науки явля­лись подтверждением безграничных возможностей человека. Французский ма­тематик и физик гене Декарт создал новую картину мироздания и вывел законы, которые им управляют. Он основывался на данных естественных наук, вводя их в философию. Мир представлялся ему огромным механизмом, движение кото­рого определено Богом - «великим геометром», как называл его Декарт. Р. Де­карт отрицал мысль об особой природе нашей планеты и относил Землю к раз­ряду обычных небесных тел, каких во Вселенной множество и выдвинул идею о происхождении Земли. Вначале, по его мнению. Земля представляла собой горя­чую расплавленную звезду. Постепенно расплавленное вещество затвердевало, образовалась корка, шел процесс дифференциации вещества, и тело планеты разделилось на оболочки различного состава.

Идеи Р. Декарта рвали связь с библейской легендой о сотворении мира в шесть дней. Бога он не отрицал, но ему отводилась роль творца материи, а развитие Вселенной шло по естествен­ным законам природы: от образования небесных тел до развития Земли, до раз­вития органической жизни на ее поверхности и, наконец, до развития человека.

Французская философия XVII в. Рене Декарт (1596— 1650 гг.) был крупный естествоиспытатель, один из создателей науки нового времени. Его работы по аналитической геометрии ставят его в ряды величайших математиков. Разработка Декартом проблем меха­ники (закон сохранения и инерции движения) и оптики (формулировка закона преломления света) имела большое значение для развития есте­ствознания. Природу Декарт понимал как огромный механизм. Прин­ципы механицизма он распространял и на понимание жизни.

Декарт понимал, что мозг есть орган мышления. Нервный импульс идет из мозга по нервным волокнам. Передача импульсов осуществляется при помощи «животных духов», тончайших подвижных частиц материи, движущихся по нервным трубкам.50 И. П. Павлов считал Декарта осно­воположником учения о рефлексах.

Так же, как и Бэкон, Декарт отвергал схоластическую ученость и призывал построить философию, которая могла бы служить практике. Но в отличие от Бэкона Декарт был ярким представителем рациона­лизма, учения, по которому разум (теоретическое мышление) является высшей по сравнению с чувственным восприятием ступенью познания мира и представляет собою самостоятельный, независимый источник зна­ний (например, источник математических аксиом).

В области физики Декарт был материалистом, но в философии он оставляет место для религии, философия Декарта дуалистична. Он гово­рит о существовании двух самостоятельных, независимых друг от друга субстанций: материальной, с атрибутом протяженности, и духовной, с атрибутом мышления. Оба эти начала независимы друг от друга, но они подчинены третьему началу — богу. Таким образом, Декарт не сумел освободиться от теологии, хотя его учение всячески преследовалось теологами.

Материалистическая физика Декарта — одно из важнейших достиже­ний философии XVII в. Это была попытка построить на материалистиче­ской основе всеобъемлющую систему природы. Декарт утверждает, что Вселенная материальна и бесконечна. Материя состоит из корпускул, но в принципе делима до бесконечности. Пустоты не существует. Протя­женность и движение являются атрибутами материи; материя и движе­ние не уничтожимы. Движение материи есть перемещение ее частиц в пространстве (механическое движение). При перемещении частиц и их контакте возникает удар и происходит изменение формы частиц. Вначале мировая материя была совершенно однородна и находилась в круговращательном движении. В результате этого вихревого движения произошло расчленение материи и возникли «элементы земли», «элементы огня», «элементы воздуха». Таким образом возникла солнечная система и возникают все новые и новые системы миров.

Механистическая точка зрения мешала Декарту правильно истолко­вать различные явления природы. Это особенно относится к пониманию им явлений жизни. Декарт не видит различия между живым и неживым. Организмы он представляет себе в виде автоматов, по аналогии, например, с часовым механизмом. Психические функции животных — это не что иное, как реакция такого механизма на внешнее воздействие. Однако че­ловек, по его мнению, отличается в своих психических функциях от жи­вотных, так как в нем имеются обе субстанции: материальная, образую­щая механизм человеческого тела, и духовная, образующая разум, разум­ную душу.

Философия Спинозы.

Родина Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632—1677 гг.) Голландия была наиболее развитой капиталистической страной Европы XVII в., крупнейшей морской и колониальной державой. Буржуазная революция вызвала необычайный расцвет промышленности, торговли, а вместе с тем науки и искусства. Философия Спинозы воз­никла, однако, уже значительно позже, в то время, когда буржуазия Ни­дерландов перестала быть революционным классом.

Дуализму Декарта Спиноза противопоставляет материалистический монизм. Монизм Спинозы — это прежде всего признание единства при­роды. Природа есть причина самой себя («Causa sui»). Природа суще­ствует единственно благодаря полноте своих собственных сил. По выра­жению Спинозы, она «обладает абсолютно бесконечной способностью су­ществования» и ни в каких посторонних причинах для своего объяснения не нуждается.

До появления философии Спинозы материя рассматривалась как нечто производное, вторичное. Причиной материи признавался создатель, бог как внешнее по отношению к природе, активное начало. Спиноза опро­верг это распространенное теологическое построение. Он показал, что при­рода в одно и то же время является и творящей, и сотворенной, и своей собственной причиной, и причиной всех произведенных ею вещей. «Бог, то есть природа» («Deus sivae Natura») —такова была формула Спинозы, из которой следовало, что никакого бога вне природы не существует, бог и природа — одно и то же. Но природа материальна. Таким образом, мо­нистическое учение Спинозы атеистично и материалистично

Спиноза выступает против телеологии. Природа — говорит он — не дей­ствует по цели, ибо то вечное и бесконечное существо, которое мы назы­ваем богом или природой, действует по той же необходимости, по которой существует.52

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.