Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Спектр Исиды в ритуальном одеянии



 

В своем аспекте владычицы света Исида управляет всеми цветами солнечного спектра, и ее многокрасочные одежды предназначены для того, чтобы вселять благоговейный трепет в сердца ее почитателей. Хотя белый цвет был предпочтительным для жреческого сословия (или, по крайней мере, наиболее распространенным), существовали отдельные исключения. Мелапофоры, или «одетые в черное», носили черные балахоны, символизирующие скорбь Исиды, ищущей тело Осириса.

Древний стиль одежды был очень консервативным и мало изменился с течением времени. Современная западная одежда по большей части сковывает движения, термин «застегнутый на все пуговицы» недаром относится не только к одежде, но также к умственной и эмоциональной скованности, ограниченности кругозора. Египетский, греческий и римский стиль одежды во многом опирался на искусство драпировки ткани. Отдельные части сшивались или скреплялись брошью и булавкой, но все остальное требовало умения тщательно сворачивать и подвязывать свободные концы. В определенном смысле, древние не столько одевались, сколько облачали свое тело в одежды.

Хотя для молитвы или ритуала не обязательно иметь специальную одежду, вы можете обнаружить, что ритуальное одеяние создает соответствующий духовный настрой. Ткань постепенно пропитывается вибрациями того места, где она находится.

Цвет, плотность и фактура материала играют свою роль при выборе ткани. Иногда различия очевидны: к примеру, некоторые ткани заставляют вас потеть, а другие создают ощущение прохлады. Состояние вашего тела напрямую влияет на состояние ума. Если вы хотите создать себе ритуальное одеяние, то выберите ткань, которая кажется вам приятной во всех отношениях.

Помните, что одежда сохраняет тепло человеческого тела. Если принять во внимание горящие свечи, воскурения, наличие большого количества людей и небольшие размеры помещения, то можно понять, почему некоторые предпочитают работать практически обнаженными. Жрецов Исиды, как правило, изображали в юбочках – килтах, обнаженными по пояс, и гораздо реже – в праздничных тогах. Наиболее распространенное ритуальное одеяние для мужчин и женщин имеет вид современной галабии – прямого, свободного балахона с рукавами, который можно приобрести в любой из стран Среднего Востока или в магазинах, где торгуют африканской одеждой.

 

Одеяние жрицы

 

Исиду и ее жриц изображали в одеяниях, настолько различающихся по цвету, стилю и фасону, что современным жрицам предоставляется широкий простор для выбора. В храмовых и погребальных росписях Исиду часто изображали в облегающем платье, покрытом яркими ткаными или вышитыми узорами.

В своей книге «Об Исиде и Осирисе» Плутарх, посвященный в мистерии Исиды, описывает ее одежды как «многокрасочные, где сочетаются день и ночь, свет и тьма, вода и пламя, жизнь и смерть, конец и начало». Таким образом, сила богини заключена в материале, который объемлет все и становится всем.

Плутарх противопоставляет это многоцветное одеяние мантии Осириса, в которой, по его словам, нет ничего темного или изменчивого. Вместо этого мантия имеет «один простой цвет – свет света, ибо начало вещей не замутнено и первичный элемент духовного постижения остается чистым. Поэтому они надевают ее лишь один раз, а потом снимает и сохраняют незримой и неприкосновенной, в то время как одеяниями Исиды пользуются многократно».

Жрица Исиды Вивьен не Фэй описывает свои предпочтения в классическом романе Дион Форчун «Лунная магия». Она избегает основных цветов выбирает утонченные вешанные тона и переливчатые оттенки, по контрасту с яркой губной помадой и длинными лакированными ногтями, хотя для ритуальной работы руки должны оставаться без украшений. Ей нравятся меха и тайные мантии из роскошных тканей. Она носит разные кольца и самоцветы, которые тщательно выбираются в зависимости от своих свойств, для дневного или ночного времени суток. Изумруды приберегаются на ночь вместе с жемчугами и опалами, днем она носит янтарь, кораллы, малахит, лазурит или нефрит.

 

Одеяние жреца

 

Апулей описывает одежды, которые он надевал после успешного посвящения в мистерии Исиды. Связанный священными обетами, он чувствует себя вправе говорить о своем одеянии лишь потому, что после ритуала он предстал перед множеством людей, так что подробное перечисление нельзя считать нарушением клятвы, данной во время обряда инициации.

Апулей был облачен в двенадцать священных стол – покровов из тонкого льна, расшитых цветами. Верхняя стола, которая называется Олимпийской, была украшена цветными изображениями индийских драконов и гиперборейских грифонов, «порожденных другим миром». В правой руке он держал ярко горящий факел, а голову его окружал великолепный венок из пальмовых листьев, расходящихся в виде солнечных лучей. «Словно воздвигнутая статуя, оказался я пред взорами народа», – говорит он.

Хотя парадное одеяние Апулея было роскошным, повседневная одежда жреца состояла из простой длинной туники белого цвета. Иногда жрец Исиды носил только узкий килт, оставляя туловище обнаженным или частично прикрытым столой в виде легкого плаща. Жрец очень высокого ранга мог носить леопардовую шкуру в дополнение к килту.

В более поздние времена греко-римские жрецы носили длинные тоги. Их можно было отличить главным образом по бритым головам; часто сбривались брови, ресницы и все прочие волосы на теле. Жрицы греко-римского периода часто прибегали к завивке, или носили «густые длинные волосы, незаметно на пряди разобранные» (так Апулей описывает волосы самой Исиды при встрече с ней на морском берегу). В Египте женщины часто брили голову наравне с мужчинами, но носили парики во время религиозных церемоний.

 

Воздействие света

 

Свет горящей свечи, помимо своей ассоциации с теплым солнечным светом, очень благотворно действует на человеческий мозг. Освещение ламп накаливания может меняться от «теплого» до «холодного»; в целом, «теплое» освещение не только приятнее для глаз, но и полезнее для здоровья. И свет свечи, и свет обычной лампочки накаливания усиливает элемент желтого цвета в той одежде, которую вы носите.

Флуоресцентное освещение, которое считается более дешевым и экономичным, оказывает негативное воздействие на разум человека. Частота мерцания и резкое сужение спектра затрудняют мыслительные процессы и снижают уровень внимания. Было бы интересно провести исследование о возможной связи между резким падением уровня научных открытий в США и почти повсеместным переходом к студенческому образованию в аудиториях без окон, с искусственным флуоресцентным освещением.

Как ни странно, хотя неоновые лампы по конструкции сходны с флуоресцентными, они дают очень чистый окрашенный свет ярких оттенков, которые почти невозможно получить другим способом. Хотя постоянное неоновое освещение неблагоприятно для здоровья, оно может служить источником окрашенного света для некоторых ритуалов.

 

Воздействие цвета

 

Стиль и покрой вашей одежды по большому счету не влияет на эффективность вашей духовной работы и искренность служения Исиде. Однако хорошо подобранное ритуальное одеяние может обогатить ваш духовный опыт. Цвета одежды, которую вы носите, влияют даже на повседневное восприятие, а тем более – на восприятие священного.

Даже ортодоксальные врачи и ученые начинают признавать силу воздействия разных цветов на деятельность мозга человека. Цвета, которые «вам к лицу», могут не иметь ничего общего с цветами, которые необходимы для вашего мозга. Некоторые цвета возбуждают, другие оказывают расслабляющее, успокаивающее действие. Для ритуальной одежды лучше выбирать цвета, которые способствуют медитации и мыслям о возвышенном.

Возможно, вы удивитесь, когда узнаете, какие цвета на самом деле вызывают у вас желаемую реакцию. Кроме того, воздействие цвета может меняться в зависимости от эмоционального настроя, состояния здоровья и времени года.

Среда обитания во многом определяет наше восприятие цвета. К примеру, житель пустыни вряд ли будет испытывать большую тягу к желтому цвету, а человек, который живет на берегу моря, не будет тосковать по «ослепительной голубизне». С другой стороны, люди, живущие в условиях городского смога и работающие при флуоресцентном освещении, будут испытывать цветовую недостаточность практически по всему спектру и компенсировать ее за счет яркой одежды для ритуального или повседневного использования.

Некоторые ткани отражают больше света, чем другие. Шелк, несмотря на свою дороговизну, обладает отливом и чистотой цвета, которую трудно найти в других тканях. Искусственный шелк, хотя и синтетического происхождения, приятен на ощупь и обладает многими качествами настоящего шелка при гораздо меньшей цене – например, он очень красиво развевается при ходьбе. Ткани из хлопка тоже хороши, но краски на них тускнеют со временем, и это влияет на ваше восприятие цвета.

Сочетание цветов может быть очень эффективным для создания особого впечатления при проведении ритуалов. Цветовая насыщенность зависит от мощности и расположения источников света и от фоновых расцветок в вашем ближайшем окружении.

 

 

Выбор цвета

 

Выбор цвета для ритуальной одежды – личное дело человека, осуществляется он методом проб и ошибок. Вот некоторые распространенные ассоциации, которые помогут вам при изучении цветового спектра.

Пастельные оттенки считаются более мягкими разновидностями основных цветов и обладают менее выраженным эффектом. Все цвета обладают собственной яркостью: к примеру, желтый цвет очень яркий, поэтому даже пастельный оттенок желтого может дать мощный заряд энергии.

На противоположном конце шкалы яркости находятся темные оттенки синего и матовый черный, которые не столько отражают, сколько поглощают свет. Однако темная ткань, хорошо отражающая свет, будет отбрасывать свой цвет с незначительными добавлениями других частей спектра.

Блестящий темный или черный мех отбрасывает крошечные лучики света всевозможных оттенков — можете проверить это, когда будете гладить дружелюбного Лабрадора или ньюфаундленда, которые греются на солнышке. Но такие спектральные отражения обычно бывают слишком слабыми для эффективного использования или создания особого настроения. Строгая черная одежда усилит воздействие цветов в вашем непосредственном окружении и привлечет больше внимания к оттенку вашей кожи и волос. Всевозможные масла, нанесенные на кожу, отражают белый цвет (все цвета спектра одновременно) независимо от цвета кожи.

Бирюзовый. Успокаивает, но не обладает умиротворяющим эффектом некоторых глубоких оттенков синего. Может вызвать легкую эйфорию. В целом хороший цвет для духовной работы.

Желтый. Оказывает мощное стимулирующее воздействие. Отсутствие или недостаток желтого цвета быстро угнетает психику. В искусственном освещении желтому солнечному свету ближе всего соответствуют обычные лампочки накаливания.

Зеленый. Усиливает творческие способности. Недостаток или отсутствие зеленого цвета может способствовать апатии и шаблонному мышлению. Зеленый цвет превалирует в земном спектре, поэтому его «передозировка» — сравнительно редкое явление. Даже оттенок кожи человека имеет удивительно большую примесь зеленого, поэтому во время телепередач в прямом эфире часто пользуются зеленым фильтром, если оборудование установлено не совсем правильно.

Красный. Повышает уровень энергии; стимулирует умственную и половую активность. Отсутствие или недостаток красного цвета может привести к депрессии. Избыток красного цвета приводит к беспокойству, агрессивности и раздражительности.

Оранжевый. Это стимулирующий цвет. Сходен с желтым и обладает целительным воздействием.

Пурпурный. Оттенки фиолетового, насыщенные красными тонами, оказывают более стимулирующее воздействие, чем такие же оттенки, насыщенные синими тонами.

Многие люди так сильно привержены одному или нескольким из перечисленных цветов, что избегают носить все остальные. Это не очень разумное решение. Если вы носите только пурпурный цвет, это создает недостаток желтого и зеленого, а также тех участков красной и синей части спектра, которые не входят в данный оттенок.

Синий. Утешает и успокаивает. Недостаток синих и голубых оттенков может привести к нервозности и раздражительности. С другой стороны, избыток синего цвета может привести к унынию и депрессии.

Фиолетовый, лиловый, сиреневый. Поскольку все эти оттенки содержат красный и синий цвет в разной пропорции, они оказывают уравновешивающее воздействие и в то же время могут играть роль слабых стимуляторов.

Окрашенный свет можно использовать при проведении ваших личных ритуалов в честь Исиды. Стеклянные масляные лампы с цветным маслом и свечи в сосудах из цветного стекла создают желаемый цветовой эффект.

При экспериментировании с цветом для улучшения качества своих ритуалов вы, вероятно, обнаружите, что гораздо более восприимчивы к различным оттенкам, чем думали. Способность разбираться в тонких градациях тонов и полутонов может приятно удивить вас.

 

ШЕСТОЙ ЧАС ДНЯ ПРОСЛАВЛЕНИЕ ИСИДЫ

 

Хвалебные песни и воззвания

 

Во все времена истории культа Исиды ее почитатели обращались к ней и славили ее на разных языках. Хвалебные песни, любовно перечисляющие благодеяния Исиды и описывающие драматические моменты ее истории, были обнаружены во многих храмах. Современные авторы создали молитвенные обращения, порождающие глубокий резонанс в душе верующих и призывающие частицу божественной силы снизойти к человеку, так что жрица и богиня как будто становятся одним существом.

 

----------------

Я пользуюсь здесь термином «жрица», поскольку успешные обращения к Исиде в целом лучше удаются женщинам, чем мужчинам. Однако мужчина может установить контакт с богиней точно так же, как женщина может установить контакт с богом. В таких случаях бывает важно сначала наладить связь с теми аспектами собственной личности, которые, по вашему представлению, имеют одинаковую природу с божеством, которое вы призываете. Это не имеет ничего общего с «пассивным» или «активным» аспектами божества; речь идет о точках соприкосновения между человеком и божеством. К примеру, некоторым мужчинам бывает легче призывать Исиду, обращаясь к ней через визуализацию идеального партнера женского пола. Все сказанное относится только к обращению (инвокации), то есть к внутреннему контакту с божественной энергией. С другой стороны, воззвание к божеству (эвокация) с легкостью выполняется лицами обоих полов для разнополых божеств.

 

Возможно, наиболее мощные и вместе с тем наиболее чарующие обращения к Исиде можно найти в магических книгах Дион Форчун. Они лучше всего воспринимаются в контексте повествования, но я осмелюсь привести одно из них:

 

ОБРАЩЕНИЕ К ИСИДЕ

 

Я — звезда, что восстает из моря, сумеречного моря,

Я приношу людям сны, что правят их судьбой,

Я вздымаю лунные силы в душах людей,

Приливы, отливы и снова приливы,

Что приходят и уходят попеременно —

Это мой секрет, который принадлежит мне.

Я — Вечная Женщина, Я — Она,

Приливы и отливы человеческих душ принадлежат мне.

Приливы, отливы и снова приливы,

Тайные, безмолвные силы, правящие людьми —

Вот мой секрет, который принадлежит мне.

Из моих рук человек принимает свою судьбу,

Прикосновение моих рук дарит покой —

Это лунные силы, мои владения.

Исида на земле и на небе, Персефона,

Лунная Диана и Геката,

Исида под вуалью, морская Афродита —

Все это я, и они во мне.

Полная луна в небесах сияет ярко,

Я слышу слова призыва, слышу и внемлю...

 

Поклонение Апулея Исиде

 

Нижеследующий отрывок взят из книги Апулея «Метаморфозы» (перевод Михаила Кузмина):

 

Исида-Афродита (Венера)

 

«Около первой ночной стражи внезапно в трепете пробудившись, вижу я необыкновенно ярко сияющий полный диск блестящей луны, как раз поднимающийся из морских волн. Невольно посвященный в немые тайны глубокой ночи, зная, что владычество верховной богини простирается особенно далеко и всем миром нашим правит ее промысел, что чудесные веления этого божественного светила приводят в движение не только домашних и диких зверей, но даже и бездушные предметы, что все тела на земле, на небе, на море то, сообразно ее возрастанию, увеличиваются, то, соответственно ее убыванию, уменьшаются, полагая, что судьба, уже насытившись моими столь многими и столь тяжкими бедствиями, дает мне надежду на спасение, хотя и запоздалое, решил я обратиться с молитвой к царственному лику священной богини, пред глазами моими стоявшему. Без промедления, сбросив с себя ленивое оцепенение, я бодро вскакиваю и, желая тут же подвергнуться очищению, семикратно погружаю свою голову в морскую влагу, так как число это еще божественным Пифагором признано было наиболее подходящим для религиозных обрядов. Затем, обратив к богине могущественной орошенное слезами лицо, так начинаю:

- Владычица небес, будь ты Церерою, благодатною матерью злаков, что, вновь дочь обретя, на радостях упразднила желуди - дикий древний корм, - - нежную, приятную пищу людям указав, ныне в Элевсинской земле ты обитаешь; будь ты Венерою небесною, что рождением Амура в самом начале веков два различных пола соединила и, вечным плодородием человеческий род умножая, ныне на Пафосе священном, морем омываемом, почет получаешь; будь сестрою Фебы, что с благодетельною помощью приходит во время родов и, столько племен взрастившая, ныне в преславном эфесском святилище чтишься; будь Прозерпиною, ночными завываниями ужас наводящею, что триликим образом своим натиск злых духов смиряешь и над подземными темницами властвуешь, по различным рощам бродишь, разные поклонения принимая; о Прозерпина, женственным сиянием своим каждый дом освещающая, влажными лучами питающая веселые посевы и, когда скрывается солнце, неверный свет свой нам проливающая; как бы ты ни именовалась, каким бы обрядом, в каком бы обличий ни надлежало чтить тебя — в крайних моих невзгодах ныне приди мне на помощь, судьбу шаткую поддержи, прекрати жестокие беды, пошли мне отдохновение и покой; достаточно было страданий, достаточно было скитаний! Совлеки с меня образ дикий четвероногого животного, верни меня взорам моих близких, возврати меня моему Луцию! Если же гонит меня с неумолимой жестокостью какое-нибудь божество, оскорбленное мною, пусть мне хоть смерть дана будет, если жить не дано.

 

Исида-Церера (Деметра)

 

Излив таким образом душу в молитве, сопровождаемой жалобными воплями, снова спускаюсь я на прежнее место, и утомленную душу мою обнимает сон. Но не успел я окончательно сомкнуть глаза, как вдруг из средины моря медленно поднимается божественный лик, самим богам внушающий почтение. А затем, выйдя мало-помалу из пучины морской, лучезарное изображение всего тела предстало моим взорам. Попытаюсь передать и вам дивное это явленье, если позволит мне рассказать бедность слов человеческих или если само божество ниспошлет мне богатый и изобильный дар могучего красноречья.

Прежде всего густые длинные волосы, незаметно на пряди разобранные, свободно и мягко рассыпались по божественной шее; самую макушку окружал венок из всевозможных пестрых цветов, а как раз посередине, надо лбом, круглая пластинка излучала яркий свет, словно зеркало, или, скорее, верный признак богини Луны. Слева и справа круг завершали извивающиеся, тянущиеся вверх змеи, или хлебные колосья, надо всем приподнимавшиеся... [пропуск нескольких слов в рукописи]... многоцветная, из тонкого виссона, то белизной сверкающая, то как шафран, золотисто-желтая, то пылающая, как алая роза. Но что больше всего поразило мое зрение, так это черный плащ, отливавший темным блеском. Обвившись вокруг тела и переходя на спине с правого бедра на левое плечо, как римские тоги, он свешивался густыми складками, а края были красиво обшиты бахромою. Вдоль каймы и по всей поверхности плаща здесь и там вытканы были мерцающие звезды, а среди них полная луна излучала пламенное сияние. Там же, где волнами ниспадало дивное это покрывало, со всех сторон была вышита сплошная гирлянда из всех цветов и плодов, какие только существуют.

 

Исида-Диана

 

И в руках у нее были предметы, один с другим совсем несхожие. В правой держала она медный погремок, узкая основа которого, выгнутая в кольцо, пересекалась тремя маленькими палочками, и они при встряхивании издавали все вместе пронзительный звон. На левой же руке висела золотая чаша в виде лодочки, на ручке которой, с лицевой стороны, высоко вздымал голову аспид с непомерно вздутой шеей. Благовонные стопы обуты в сандалии, сделанные из победных пальмовых листьев. В таком-то виде, в таком убранстве, дыша ароматами Аравии счастливой, удостоила она меня божественным вещанием:

- Вот я пред тобой, Луций, твоими тронутая мольбами, мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшая из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновенья, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная.

Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской матерью богов, тут исконные обитатели Аттики -- Минервой кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, — Парфийской Венерой, критские стрелки -Дианой Диктиннской, трехъязычные сицилийцы — Стигийской Прозерпиной, элевсинцы - Церерой, древней богиней, одни — Юноной, другие — Беллоной, те — Гекатой, эти - Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем — царственной Исидой.

Вот я, пред тобою, твоим бедам сострадая, вот я, благожелательная и милосердная. Оставь плач и жалобы, гони прочь тоску - - по моему промыслу уже занимается для тебя день спасения...»

 

Гимн Исидора

 

Ниже приводится одна из хвалебных песен, написанных Исидором, который служил Исиде в Фаюмском оазисе в I в. до н. э. Оригинал этого гимна был высечен на плитах храма и служил образцом почитания богини для тех, кто приходил в ее священное место.

 

ГИМН ТРЕТИЙ

 

О высшая над высшими богами,

Чистая, трижды священная именем мощным Исида,

О благословенная подательница добрых вещей

Для всех людей праведных,

Ты даруешь великую милость —

Жизнь, что приятна, покой и блаженное счастье,

Славу, удачу и радостный дар пониманья.

Всем, кто благословен свыше, лучшим из людей,

Скиптроносным царям и державным владыкам

Ты даруешь правленье на долгие годы,

Щедрой рукой оставляешь обильную лепту

Их сыновьям, сыновьям сыновей и далеким потомкам.

Но есть тот, кто возлюблен Небесной Владычицей более прочих,

Он правит равно Азией и Европой,

Он хранит мир, хлеба зреют тучно под его десницей,

И каждое доброе дело приносит плоды...

Твоя власть и божественная сила

Испепеляет множество тех, кто восстает против него,

Но тем, кто вместе с ним, она придает мужество.

Услышь мои молитвы к тебе, Владычица,

Путешествуешь ли ты по пустыням Ливии с южным ветром,

Или уносишься с северным ветром в земные пределы,

Или стремишься с ветрами восточными к лику восхода,

Или возносишься ты на Олимп многосклонный,

Или царишь в небесах, судьей меж бессмертными богами,

Или восседаешь на колеснице стремительно мчащего солнца,

Ты правишь миром людей,

Взираешь на дела неправедных,

Или склоняешь лицо свое к праведным.

О милосердная Исида, облаченная в черное,

И вы, великие боги, что с ней в этом храме,

Посылаете мне пеан [хвалебную песнь], о целители всех недугов.

 

ДРЕВНИЙ ГИМН ИЗ КУМА

 

Я Исида, владычица каждой земли,

Меня учил Гермес и вместе с ним я изобрела буквы,

Как священные, так и демотические, так что все вещи

Могут быть написаны одинаковыми [буквами].

Я дала и учредила законы для людей,

Которые никто не может изменить.

Я старшая дочь Хроноса.

Я жена и сестра Царя Осириса.

Я та, кто посылает плоды для людей.

Я — мать Царя Гора.

Я та, что восходит с Собачьей звездой [Сириусом],

Которую женщины называют богиней.

Для меня построен город Бубастис.

Я отделила землю от неба и назначила пути звезд.

Я направила ход солнца и луны.

Я изобрела морскую торговлю.

Я сделала человека сильным.

Я свела вместе мужчину и женщину.

Я назначила женщине приносить младенца на девятый месяц.

Я заповедала детям любить родителей.

Я определила наказание тем, кто не чтит своих родителей.

Я с моим братом Осирисом положила конец поеданию человека человеком.

Я открыла людям свои Мистерии.

Я научила людей почитать образы [богов].

Я освятила храмы и алтари богов.

Я ниспровергла правление тиранов.

Я убедила женщин принять любовь мужчин.

Я сделала истину сильнее золота и серебра.

Я определила, что истина будет считаться благом.

Я установила брачные обязательства.

Я подарила грекам и варварам их языки.

Я провела различие между прекрасным и уродливым в природе.

Я установила высшую святость клятвы.

Я отдала Устроителя Зла в руки тех, против кого он злоумышлял.

Я назначила наказания для неправедных и награду для праведных.

Я защищаю тех, кто чтит меня.

Со мною истина торжествует.

Я — Владычица моря, рек и ветров.

Никто не возвышается без моего ведома.

Я правлю над полями войны, повелеваю громами и молниями.

Я волную воды и успокаиваю их.

Я нисхожу с лучами солнца.

Чего я пожелаю, то и свершится.

Во мне все ответы и объяснения, я освобождаю от оков.

Я повелеваю мореплаванием и делаю проходимое непроходимым,

по своему усмотрению.

Я возвела стены городов.

Меня называют Подательницей Законов*.

Я подняла острова к свету из темных глубин.

Я — Повелитель Ураганов**.

Я превозмогаю судьбу, и судьба внимает мне.

Славься, Египет, что взрастил меня!***

 

--------------------------

* «Подательница Законов» — также один из эпитетов в описаниях Деметры.

** Здесь Исиду называют мужским титулом.

*** Фредерик С. Грант, «Эллинистические религии: эпоха синкретизма». Liberal Arts Press, 1953.

 

Создание новых песнопений

 

Песнопения — это гимны, которые можно либо петь, либо декламировать. Они обычно, хотя и не всегда, написаны в рифму, что способствует более восприимчивому состоянию слушателей и помогает лучше запомнить текст. Песнопения обычно характеризуются сильным ритмом и значительным числом повторений, вызывающими подобное сну, почти гипнотическое состояние завороженности и концентрации внимания, самые простые и древние песнопения почти целиком состоят из перечисления имен и титулов Исиды.

 

Исида и Осирис

 

В упрощенном виде модель песнопения состоит из трех строк с именем богини, начинающихся с одного и того же слова; затем следует призыв-восклицание, например: «Исида, будь с нами!», или «Богиня, приди к нам!». Это очень хорошо подходит для спонтанного исполнения, поскольку вы едва ли можете ошибиться при перечислении трех титулов богини (в крайнем случае, можно быстро придумать новые) и коротком призыве к ней с просьбой обозначить свое присутствие. Уже после нескольких строк такое песнопение может набрать огромную силу. Еще одно интересное предложение: попробуйте исполнять песнопение по кругу, начиная с жреца или жрицы, а затем каждый из участников церемонии в свою очередь произносит свой стих или строку. Вот простой пример:

 

Владычица Света, (строка имени)

Владычица Жизни, (строка имени)

Владычица зеленых растений, (строка имени)

Приди к нам! (строка призыва)

Богиня Магии,

Богиня Целительства,

Богиня Радости,

Благослови нас, твоих детей!

Повелительница стихий,

Повелительница добродетели,

Повелительница Вечерней Звезды,

Научи нас твоей мудрости!

Исида из Филы,

Исида из Мемфиса,

Исида из Александрии,

Покажи нам твои святые места!

 

И так далее. Поскольку Исиду называют «богиней с десятью тысячами имен», возможности поистине безграничны. См. раздел об именах Исиды для более полной информации.

 

Именование мест

 

Другой простой, но действенной моделью гимна является «Именование мест». Он состоит из перечисления разных мест, где присутствует сила Исиды, и завершается призывом или обращением к богине. Копии таких гимнов были обнаружены в некоторых храмах, иногда с именами авторов (например, Исидора, один из гимнов которого приведен выше).

В самом упрощенном виде эти древние гимны представляли собой список всех мест служения Исиде, известных автору. Этот формат легко приспособить к вашему географическому окружению и личному опыту. Где вам довелось побывать во время медитации или молитв, обращенных к Исиде? Выберите подходящий способ перечисления городов, мест или даже названий улиц. Проговаривайте вслух слова или сочетания слов. Постарайтесь чередовать ударные и безударные слоги, как в известной детской песенке «У Мэри славный был щенок». Этот размер создает четкий ритм, который легко запоминается и придает силу вашей декламации. Пользуйтесь рифмами по своему усмотрению. Точное количество слов в строке, соблюдение метрического размера и схемы рифмовки не имеет большого значения. В первую очередь важно то, как данный гимн/ стих/песнопение будет работать для вас.

Поскольку созданный вами гимн — ваше личное произведение, то, возможно, вам будет гораздо легче запомнить его, чем тот материал, который вы читаете в книге. Не стесняйтесь изменять слова при каждом повторении, чтобы описать новые события или пробудить образ времени и места, который приобрел для вас особенно важное значение. Можно присоединять новые строки к вступительным стихам, которые вы обычно оставляете без изменений.

Вот один из моих гимнов «Именования мест»:

 

На закате над Тихим океаном,

На песках Лагуна-Бич,

В лесах на склонах горы Джулиан,

В темных турмалиновых шахтах Пало,

В свете луны, встающей над Коронадо,

На оживленных шумных улицах Сан-Диего,

В водах морской пещеры близ Ла-Йоллы,

У многоярусного фонтана над Дель-Мар,

Глядя на холмы Коста-Меса, где по-прежнему бродят койоты,

На плоских равнинах вокруг Новато,

В пустынном оазисе Палм-Каньон,

В ясном прозрачном воздухе Альп,

Меж высоких башен Лос-Анджелеса,

На дорогах, забитых машинами,

Я всегда искала тебя и находила, святая Исида.

 

Простота обладает могучей силой. Просто повторяйте разные имена Исиды вслух или про себя в молитвенном песнопении. Когда это происходит в группе, где каждый участник вступает, в свою очередь, с именованием и прославлением Исиды, это создает невероятный вихрь энергии, который можно предложить в дар Исиде и направить на достижение приятных ей целей, таких, как исцеление от недугов или прекращение войны.

 

БОГИНЯ С ДЕСЯТЬЮ ТЫСЯЧАМИ ИМЕН

 

Изучи все ее имена, и ты узнаешь,

Как Земля соотносится с небом.

Мудрец, говорящий от имени Исиды

в книге «Эр-Бак, египетский посвящечньш»

Айши Швэллер де Любич

 

Простое перечисление имен Исиды было священной литанией. Хотя многие титулы богини давно утрачены, а еще больше их, предстоит обнаружить, здесь приводится перечень некоторых из них, на которые она отзывалась за долгие тысячелетия своей истории.

 

Агапе

Александрия Альбула

Анкит — Обнимающая Землю, дающая плодородие

Анкхет — Создательница и Подательница жизни

Асет — одно из произношений ее египетского имени

ACT — еще одно произношение

Аут — титул Исиды в Дендере

Афина

Африка

Афродита

 

Нут порождает Солнце, озаряющее ее дочь, Хатор-Исиду

 

Благодетельница Дуата (Нижнего Мира)

Богиня влаги

Богиня всех богинь

Богиня перекрестков Богиня,

Богатая Именами

Божественная Мать

Великая Белая Свинья в Гелиополисе

Великая богиня Нижнего Мира

Великая Владычица

Великая Дева Великая Целительница

Владычица всех вещей

Владычица всех стихий

Владычица жизни

Владычица Земли женщин

Владычица зеленых растений

Владычица Исида

Владычица моря

Владычица пирамид

Владычица пламени

Владычица света

Владычица слов силы

Владычица Фаросского Света — хранительница Александрийского маяка

Возрождение и Жизнь

Всевидящая

Всезнающая

Всеслышащая

 

Исида-Гестия

 

Галактрофоза - - кормящая Исида, дающая чудесное молоко жизни

Гера — Исида как аналог Геры

Глаз Ра

Госпожа Великого Дома

Госпожа вечности

Госпожа дома огня

Госпожа Изначального Мира

Госпожа изобилия

Госпожа нового года

Госпожа северного ветра

Дарительница света небес

Делательница королей

Диадема жизни

Дика — аспект, связанный с правосудием

Дитя Нут

Дочерь Геба

Дочерь Нут

Дочерь Ра

Дочерь Себа

Дочерь Тота

Драгоценность ветра Единая

Жена Повелителя Бездны (Осириса)

Женское начало в природе

Зеленая Богиня Земля

 

Исида-Хатор в образе священной коровы выглядывает из погребального кургана в Фебесе

 

Изобильная Исида-Астарта

Исида-Афродита

Исида-Афродита-Астарта

Исида-Афродита-Пелагия

Исида-Инанна

Исида-Ника, богиня победы

Исида-Фортуна, богиня судьбы и удачи

Исида-Хатор

Кормилица всех богов

Корона Ра-Неру

Луна

Луч Солнца

Майя

Матерь богов

Мать Золотого Гора

Менотис — этот аспект Исиды почитался в Менотисе и

Александрии как особо могущественная богиня - целительница

Мери — Исида как морская богиня Многоименная

Нанайя — Исида как аналог богини Нанайи

Неферсес — Прекрасная

Норейя — Исида как аналог богини Норейи

Носительница лотоса

 

 

Богиня Муг (Великая Мать), аспект Исиды- Сотис

 

Основание Совершенного Треугольника

Пелагия -- Исида как защитница моряков и покровительница мореплавания

Первый отпрыск Времени Персефона

Плодоносящая

Повелительница грома

Повелительница Двух Земель

Повелительница магии

Повелительница муз

Царица Египта, Облаченная в Лен

Царица Земли Царица Мира

Царица Небес

Царица Юга и Севера

Повелительница огня и тепла

Повелительница пчел

Повелительница роста и упадка

Подательница жизни

Подательница трона

Подательница хлеба

Покровительница любви

Покровительница нильских разливов

Посредница между небесным и земным

Природа

Рененутет - - Богиня урожая и плодородия

Селена — Луна

Сешат - - Богиня литературы и библиотек

Сила, Исцеляющая Мир

Сотис — Исида как богиня звезды

Сотис (Сириус) и нового года

София — Исида как Божественная Премудрость

Спасительница моряков Та, Кто Правит Пламенной Колесницей

Уто — Исида как Богиня-Кобра Фария -- одно из александрийских имен, связанное с Фаросским маяком

Хекет — Исида как великая волшебница

Хент — Царица Хут — Дарительница Света

Юстиция — Исида Справедливая

Amenti — Скрытая

Dea ex Machina — «Богиня из машины», сила божественного вмешательства

Dynamis

Dynastis

Epekoos — Всеслышащая

Eulopia — Покровительница мореплавания

Inventrix — Изобретательница всех вещей

Linopeplos — Исида, Одетая в Лен

Lydia Educatrix — Исида, просветившая Лидию (государство)

Medicina Mundi — Сила, Исцеляющая Мир

Myrionymos — Обладательница десяти тысяч имен

Panthea — Всеобщая Богиня

Pantocrateira — Всеобщая Правительница

Phronesis —персонификация мудрости

Placidae Reginae — Владычица покоя

Ploutodotai — Исида, подательница даров

Pluonumos — Исида с многими именами

Polionymos — Исида с различными именами

Pterophoros — Крылатая Исида

Saeculi Felicitas — Счастье нашего времени

Urthekau — Владеющая многими заклятьями

Venerandum — Обожаемая

 

ЛИЧНЫЕ ИМЕНА ЖРИЦ, ЖРЕЦОВ И ПОСВЯЩЕННЫХ

 

Некоторые имена жриц, жрецов и посвященных в мистерии Исиды дошли до нас благодаря манускриптам того времени, а также надписям в храмах и гробницах. Вот короткий список:

 

Александра (ж.) Антия (ж.) Антоний (м.) Ануф (м.)

Аполлодор (м.)

Арсиноя (ж.)

Августа (ж.)

Август (м.)

Деметрия (ж.)

Диодора (ж.)

Дионисия (ж.)

Дорион (м.)

Динамис (ж.)

Гарпократ, Гарпократион (м.)

Исидора — Дар Исиды (ж.)

Исия (ж.)

Исидор — Дар Исиды (м.)

Исидот — Данный Исидой (м.)

Исигинея (ж.)

Исион (м.)

Исократ (м.)

Клеа (ж.)

Каласирис (м.)

Кантрия (ж.)

Клеопатра (ж.)

Култилия (ж.)

Луций (м.)

Митрас (м.)

Никиппа (ж.)

Педузия — учительница (ж.)

Пасия (ж.)

Партена, Парфена (ж.)

Паулина (ж.)

Петосирис — Дар Осириса (м.)

Селена — Луна (ж.)

Серапион (м.)

Синтия (ж.)

Тесенисида.-— Дочерь Исиды (ж.)

Тетрация (ж.)

Теопомпия — Госпожа Священной Процессии (ж.)

Трифена (ж.)

Фабия (ж.)

Флавия (ж.)

Эльфис (ж.)

Юлиана, Джулиана (ж.)

Ясон (м.)

 

РИТУАЛ САМОНАЗВАНИЯ

 

На каком-то этапе вашего служения Исиде у вас может возникнуть чувство, что ваше нынешнее имя больше не соответствует вам в качестве жреца или жрицы богини. Хотя брать особое или ритуальное имя совсем не обязательно, некоторые находят это удобным для своего религиозного служения. За время своего духовного развития вы можете не раз сменить имя, но лучше пользоваться им только для священных обрядов, а не в повседневной жизни.

Тщательно обдумайте выбор имени. Возможно, вам захочется присовокупить к нему короткое описание, например, «Фария, жрица маяка» или «Серапион, слуга Сераписа».

Сшейте или приобретите новое ритуальное одеяние. Встаньте перед алтарем. Зажгите свечи или масляную лампу, возложите цветы и совершите воскурение для богини.

 

О Священная Исида,

Обладательница десяти тысяч имен,

Сегодня я стою перед тобой, чтобы объявить свое новое имя.

Ты наполнила меня такой радостью и изобилием,

Что мое прежнее имя устарело.

Объявляю пред тобой, что я, который пришел к тебе

как [старое имя],

Теперь буду именоваться [новое имя], Твоим слугой.

Научи меня, [новое имя], твоим путям, Дай мне знание о твоих святых именах, Многообразная, Многоименная, Великая Исида!

 

СЕДЬМОЙ ЧАС ДНЯ ДНЕВНОЙ РИТУАЛ

 

Шар солнца достиг высшей точки небосвода и висит над нами, проливая на землю свой благодатный свет. Его сила находится в зените. Для этой новой силы, как и для Исиды в ее солнечном аспекте, нужен другой ритуал.

 

Тот — писец богов и величайший из магов

 

В полдень ритуал пробуждения, приветствующий божество на рассвете, подкрепляется дневным ритуалом, отмечающим верхнюю часть путешествия солнца по небосклону. Обычно в каждом храме почитаемое божество отождествлялось с Солнцем для целей ритуала. На алтари клали дополнительные дары; в храмах Исиды совершали воскурения ароматной миррой.

В западной культуре время ланча, или второго завтрака, примерно соответствует полудню. Как и для утреннего ритуала, для дневного обряда годится любое время, означающее для вас середину дня. Он не такой продолжительный и не считался таким же исключительно важным, как утренний, когда контакт храма или отдельного верующего с богиней восстанавливался после ночного странствия, наполненного вызовами и опасностями. Дневной ритуал (был менее торжественным: люди обращались к Исиде с (индивидуальными просьбами и молитвами.

Как и утром, не стесняйтесь предлагать свою дневную (трапезу в качестве символического дара богине. Хотя физически вы можете находиться далеко от храма, воспользуйтесь этой возможностью, чтобы визуализировать свой храм — будь то домашний алтарь или храмовый комп-(лекс, который вы надеетесь когда-нибудь посетить.

Хотя этот ритуал, в первую очередь, — приветствие бо-кества, его можно использовать с выгодой для своего здо-эовья. Многие люди, включая и меня, страдают от недо-гатка солнечного света. Недостаток естественного осве-дения может привести к вялости и депрессии; некоторые даже считают его причиной необычно высокого количе-гва самоубийств в северных странах. Солнечный свет помогает также при некоторых глазных недомоганиях.

Найдите в своем рабочем окружении такое место, кото-эое создает у вас особое ощущение и может послужить «храмом» для ритуала вдали от дома. Прозорливые современные архитекторы начинают включать места, усиливающие чувство священного, даже в самые урбанистичные и функциональные интерьеры. Гостиничный комплекс в Сан - Диего имеет форму кристалла с шестью гранями и дентральной площадкой, заливаемой солнечным светом в равноденствия — точно так же, как в древних храмах, некоторых офисах есть зоны отдыха с растениями и искусственными водоемами, которые можно использовать для короткой медитации

Дневной ритуал предоставляет возможность приветствовать Исиду в ее аспекте солнечной богини, который часто остается без внимания из-за преклонения перед ее мощными лунными силами.

 

 

Геб (Отец-Земля) и Нут (Мать-Небо) с солнечными ладьями

 

Признание этого аспекта - - важный шаг в расширении ваших собственных способностей и восприятия, особенно когда вы имеете дело с ярко освещенным, совершенно материальным миром повседневных дел.

Вы можете предпочитать лунные и морские аспекты Иси-ды, работая в основном с ними, но вместе с тем важно чтить ее во многих других формах. Величайшие возможности для нашего духовного развития иногда заключаются в тех сферах, с которыми мы меньше всего знакомы и которые на первый взгляд кажутся наиболее чуждыми. Солнечный аспект - - это концентрированная форма энергии звездного света, отправная точка для исследования роли Исиды как всеобщей космической богини, чья власть простирается далеко за пределы «родного дома» нашей Солнечной системы.

 

ИСИДА И СОЛНЕЧНЫЙ БОГ РА

 

Хотя в ранних текстах Исида не ассоциируется с солнечным богом Ра, более поздние авторы соединяют их родственными узами отца и дочери. Возможно, эта взаимосвязь была установлена в помощь жрецам солнечного бога, чтобы объяснить устойчивую власть Исиды даже тогда, когда культ Осириса был низведен до религии мертвых и Нижнего Мира, а боги солнца безраздельно правили на земле в дневное время. Исида же свободно перемещалась между обоими мирами и в некоторых случаях выступала в роли божественной посредницы между земными и космическими богами и богинями.

Считалось, что на склоне дня Ра начинает слабеть, путешествуя к закату на «нисходящей» ладье Семкет после утреннего путешествия к зениту на «восходящей» ладье Матет.

Исида особенно стремилась обрести власть над солнцем из-за одного случая, описанного в ее мифологии. После рождения Гора Исида долгое время жила одна на камышовых болотах, ежедневно отправляясь на поиски пищи для себя и своего маленького сына.

Как-то жарким днем она вернулась и обнаружила Гора лежащим на земле. Младенец был как мертвый, с запекшейся пеной на губах, ужаленный Сетом в обличье скорпиона. Исида отдалась на милость Ра, умоляя его остановить движение солнца по небосводу и дать ей возможность спасти своего сына с помощью волшебства.

В конце концов Ра уступил, и солнце застыло в небе, а Тот (в мифе — один из аспектов самого Ра) спустился на землю и научил Исиду могущественному заклинанию, чтобы вернуть ее сына к жизни. Как только Гор был исцелен, солнце возобновило движение по своему маршруту.

В Туринском папирусе сохранилась любопытная история о связи между Исидой и Ра — в данном случае, ее отцом. Согласно этой истории, относящейся к эпохе Нового Царства (1539—1075 гг. до н. э.), Ра состарился и стал недееспособным. У него течет слюна изо рта, его поступки лишены осмысленности; в результате человечеству и всему космосу угрожает уничтожение.

Исида решает, что она не может допустить гибели вселенной, и стремится узнать тайное имя Ра — высшее слово силы, которое позволит ей исцелить его или править вместо него, если это будет необходимо.

 

Бог Гор в облике ребенка

 

Эта история, по всей видимости, имеет отношение к актам ритуального самоубийства (или убийства), когда фараон становился слишком слаб и не мог больше управлять страной.

Из грязи, смешанной со слюной Ра, Исида создает фигурку гадюки и оставляет ее на пути божества, так как только нечто созданное из сущности Ра может причинить ему вред.

В своих скитаниях по земле Ра проходит мимо гадюки. Змея кусает его и вонзает зубы в божественную плоть, впрыскивая ужасный яд. Охваченный лихорадкой, Ра сначала противится предложению Исиды исцелить его в обмен на тайное имя. Но яд все сильнее терзает его, и в конце концов он уступает.

Исида лечит Ра с помощью тайного имени и возвращает ему здоровье. Теперь их силы равны. Исида преуспела в своем замысле и завладела тайной солнечного огня, увеличив собственную божественную силу.

С первого взгляда этот миф довольно сложен и может быть истолкован по-разному, включая алхимические аллегории, о чем будет подробнее сказано в главе 18 «Исида и алхимия». Здесь Исида, которая в египетской мифологии всегда выступает как милосердная богиня, прощающая свою развратную сестру, в последний момент спасающая жизнь вероломного Сета и щедро раздающая свою целительную силу, как будто шантажирует другого бога, чтобы расширить пределы своей власти.

 

-------------------

Однако у Исиды может быть оправдание. В одной из записей египетской «Книги Мертвых», когда покойник должен поименовать отдельные части ладьи, используемой ддя, перевозки душ по небесному Нилу, ладья просит его открыть свое имя, и тот отвечает: «Нога Исиды, отрубленная Ра, чтобы дать кровь для Ладьи Ночи». Это очевидная ссылка на другой миф, подобный тому, который имеется в Туринском папирусе, но утраченный для нас.

 

 

Бог Ра с некоторыми из его атрибутов

 

В противоположность традиционному пониманию верховного божества, Ра время от времени дряхлеет и становится неспособным выполнять свои божественные обязанности. Миф мог бы иметь логическое объяснение, если бы культ 1сиды вытеснил культ Ра, но на самом деле оба культа суще-

вовали одновременно, причем первый древнее второго.

В своей увлекательной книге «Египетские мистерии» Артур Верлуис предлагает объяснение этого мифа и высказывает интересные предположения относительно природы Исиды. Он выдвигает гипотезу, согласно которой одряхление Ра является метафорой упадка его культа в период усиливающегося невежества населения и жреческого сословия. Неспособное более взаимодействовать напрямую с верховной силой, человечество наделяет Исиду полномочиями божественной посредницы, и та похищает власть у божества, чьи поступки свидетельствуют о прогрессирующем слабоумии.

 

--------------

Другое объяснение мифа о Ра и Исиде как алхимической аллегории см. в главе 18 «Исида и алхимия».

 

Роль Исиды как божественной посредницы и спасительницы человечества особенно усилилась в более позднее время. Именно в этой роли она пользовалась наибольшим почетом среди верующих. Исида могла отвести от человека карающий меч судьбы и свободно путешествовала между обоими мирами — мертвых и живых.

 

ПОЛУДЕННОЕ ПРИВЕТСТВИЕ

 

Этот ритуал нужно выполнять на свежем воздухе или там, где вы можете хорошо видеть солнце. Приветствуйте возможность наполнить свое тело живительным солнечным светом и теплом. Если же на улице пасмурная погода расслабьтесь, глубоко подышите, постарайтесь как можно лучше вспомнить последние минуты, которые вы провели на солнце, и представить себе, что вы произносите слова приветствия тогда, а не сейчас.

Если вы не можете вспомнить слова или они кажутся вам лишенными глубокого смысла, сочините собственное приветствие или просто обратитесь к богине как к вашей божественной подруге, которой она и является на самом деле. Взгляд на солнце и слова «Здравствуй, Исида!», произнесенные вслух или про себя, — вполне достаточное выражение вашей любви и благодарности.

Суть в том, что Исида не умаляется и не возвеличивается, какие бы ритуалы ни проводились в ее честь. Наоборот, обостряется ваше восприятие божественного, ваша способность осознавать духовные измерения бытия и проецировать их на мир, в котором мы живем.

Во время этого ритуала солнечный свет оказывает такое сильное воздействие на «третий глаз», что легко забыть о других энергетических центрах тела. Плотно упритесь ногами в землю (или в пол) и глубоко подышите, ощущая, как энергия кислорода наполняет каждую клеточку вашего тела. Обратите внимание на приток энергии в области сердца.

Древние египтяне называли седьмой, или полуденный час дня «часом расширения сердца», которое ликует за Гора. Пусть солнечный свет и тепло, наполняющие ваше тело, пробудят чувство божественной любви.

 

Привет тебе, Исида,

Владычица, Осиянная Солнцем,

Чье тепло оживляет деревья и травы,

Чей свет озаряет небо и землю,

Позволь нам жить в сиянии,

О Владычица Огня и Света!

 

Другой вариант приветствия:

 

От утренней земли привет тебе,

Исида, Благодарю тебя за то, что направляла мой путь

В часы между ночью и полуднем.

Добро пожаловать в послеполуденное небо,

Вечерние часы даруют отдых.

 

ПРИВЕТСТВИЕ СОЛНЕЧНОГО ЗАТМЕНИЯ

 

Затмение — это время великой ясности, поскольку те воздействия, к которым мы привыкли, внезапно исчезают или преображаются, а повседневные предметы и ситуации представляются в совершенно новом свете, пусть даже и временно.

Нефтида, богиня заката и сестра-близнец Исиды, тоже ассоциировалась с затмениями, как солнечными, так и лунными. Моменты «неестественных» сумерек находились под ее влиянием.

Время от времени нам предоставляется возможность наблюдать полное или частичное солнечное затмение. В таких случаях вы можете воспользоваться особым приветствием, предназначенным для затмений. Если вы предпочитаете работать только с энергиями Исиды, замените имя Нефтиды ее именем.

 

Привет тебе, Нефтида,

Солнце и луна в одном,

Владычица яркого полумесяца и темного круга,

Повелительница ночи, скрытой светом!

Открой мне глаза,

Чтобы я мог видеть тебя во всех твоих формах.

 

СОЛНЕЧНАЯ ИНИЦИАЦИЯ: ВОСХОЖДЕНИЕ НА ЛАДЬЕ РА

 

Исида в аспекте солнечной богини передает животворную силу или отражает свет солнца. Она «светлая» и «сияющая» — та, что рассеивает тьму при переходе между жизнью и смертью, и наоборот. Она символизирует тепло и свет в сочетании с влагой: идеальные условия для возникновения и развития жизни.

Здесь под лунным и водным покровом скрывается горячее солнечное сердце, которое, в свою очередь, скрывает темное пространство, где находится «солнце, что за солнцем», звезда Сириус.

 

Нефтида, сестра-близнец Исиды и богиня заката, ассоциировалась также с лунными и солнечными энергиями

 

По возмущениям гравитационного поля было установлено, что сам Сириус является двойной звездой с маленьким темным двойником, «черным солнцем». Итак, покровы богини сходятся, расходятся и вновь сходятся. Исида танцует перед нами, и каждый покров инициации может скрывать тайну или раскрывать ее — еще одно озарение, еще один поворот в огромном лабиринте.

Солнечная инициация может быть одной из наиболее приятных, потому что она тесно связана с рациональными аспектами разума, с повседневными вещами, которые мы принимаем как должное. Когда такая инициация происходит, мысли приобретают необыкновенную ясность и всякие сомнения исчезают, точно рассеянные ярким полуденным светом.

Солнечная инициация создает динамичность как на внешнем, так и на внутреннем плане бытия, благодаря чередующимся фазам силы. Часто после инициации посвященному удается заметно поправить свои дела на материальном плане; может быть, это происходит потому, что он наконец объединяет лунные, интуитивные аспекты своей личности с солнечными, рациональными аспектами.

При солнечной ассоциации часто присутствует союзник противоположного пола. Отношения не обязательно должны быть романтическими или плотскими — это могут быть отношения ученика и учителя или двух друзей.

Если вы добиваетесь знания о солнечном аспекте Исиды, следует регулярно проводить дневной ритуал и медитировать над солнцем на различных этапах его движения по небосводу. Отмечайте место восхода и заката. Поставьте в вашем саду солнечные часы. Заряжайте кристаллы солнечным излучением. Подумайте о двух аспектах ядерной энергии: созидательном и разрушительном. Солнце питает себя энергией ядерного синтеза, нескончаемой реакцией ядер гелия и водорода в своих недрах. Поэкспериментируйте с призмой и осветите темный участок с помощью зеркал и отраженного солнечного света.

 

ГЛАВА 8

 

ВОСЬМОЙ ЧАС ДНЯ ИСИДА КАК БОГИНЯ ВОЙНЫ

 

Исида, почитаемая сначала в Египте, а потом и в греко-римском мире, была хорошо известна как богиня любви, материнства и магии. Ее роль как «делательницы царей» и богини войны часто оставалась незамеченной в длинной веренице титулов, которая послужила основанием для другого собирательного титула — «Богиня с десятью тысячами имен». Фактически, Исида возводила на трон и покровительствовала не только царям, но и царицам; некоторые истории о них сохранились до наших дней.

Многим царицам и принцессам, должно быть, была знакома история о невзгодах Исиды и Осириса - - особенно та ее часть, где повествуется о семейных ссорах и вынужденных браках для укрепления политических альянсов. Isis Victrix, или Исида Победоносная, была естественным выбором для тех, кто желал покровительства в делах войны.

 

Клеопатра VII

 

Клеопатра VII — наиболее известная из цариц-воительниц, чтивших Исиду и открыто поддерживавших ее культ. Клеопатра называла себя «новой Исидой» и часто одевалась в подражание богине. Насильно выдав ее замуж за младшего брата Птолемея, хитроумные советники замышляли избавиться от умной и волевой царицы в пользу более послушной сестры Арсинои.

Судя по всему, Исида, властвующая над судьбой, имела другие планы в отношении своей жрицы Клеопатры. Хотя Рим сначала был более склонен поддержать притязания ее брата, неожиданная и мощная поддержка появилась в лице Юлия Цезаря. Обычно его помощь Клеопатре объясняют очарованием ее красоты и силой убеждения, может быть, и то, что именно ее роль как высшей жрицы Исиды склонила Юлия Цезаря к решению поддержать ее претензии на трон.

Рим в то время вел жестокую борьбу с чужеземными культами, набиравшими приверженцев во всех слоях римского общества. Однако Юлий Цезарь показал удивительную терпимость по отношению к чужой вере. Хотя он подавлял деятельность независимых сословий, считая, что они представляют скрытую угрозу для стабильности правительства, но оставил в покое жрецов Исиды.

 

Картуш Клеопатры VII

 

Очевидно, в Египте Цезарь встретился с человеком, которого называли «первосвященником Исиды», но личность этого религиозного лидера остается неясной. Этот человек заверил его в поддержке влиятельного жреческого сословия Исиды в разных странах, если он окажет помощь их кандидату на египетский трон. Что касается популярной легенды о том, будто Клеопатра проникла к Цезарю, спрятавшись в скатанном ковре, то это не столь важная подробность, учитывая достигнутый результат.

Все же встреча между ними действительно произошла. Скорее всего, она была организована жрецами Исиды, которые видели в преданной Клеопатре и прославленном римском полководце шанс для союза, равного по масштабу союзу божественной Исиды и Осириса. На более прагматичном уровне их союз положил бы конец гонениям римских чиновников, закрывших многие храмы и святилища Исиды.

Несмотря на задержки и неожиданные повороты событий, этому плану было суждено осуществиться. Хотя Юлий Цезарь был предательски убит, погибнув от рук тех, кому он доверял (здесь прослеживается любопытная параллель со смертью Осириса), культ Исиды продолжил свое существование.

 

Клеопатра VII

 

Когда Клеопатра вступила в союз с другом и «наследником» Цезаря Марком Антонием, она передала мощь египетского трона другому римлянину, известному своим сочувственным отношением к религии Исиды, на которого она могла рассчитывать в трудных обстоятельствах.

Хотя Клеопатра в конце концов потерпела поражение после того, как привела в свои объятия двух величайших воителей Рима, та вера, которую она проповедовала, продолжала распространяться и процветать еще долгие века после ее смерти.

 

Гравюра XIX в., изображающая Клеопатру во время битвы при Актиуме

 

КЛЕОПАТРА СЕЛЕНА -ОТРАЖЕНИЕ МАТЕРИНСКОЙ СЛАВЫ

 

Величайшей проповедницей веры в Исиду была сравнительно малоизвестная Клеопатра Селена, одна из девочек-двойняшек, рожденных Клеопатрой VII от Марка Антония. Воспитанная в Риме, Клеопатра Селена после смерти матери вышла замуж за Джубу, правителя Мавритании, который, очевидно, нуждался в этом браке, чтобы подтвердить свои права на трон.

Дочь Клеопатры спокойно следовала по стопам своей матери, основав большой храм Исиды в Кесарее. Вскоре после постройки этого храма в центре Рима город дал разрешение на строительство святилища Исиды в своих стенах.

Клеопатра Селена правила в одиночестве, когда ее муж был задержан и жил под стражей в другой части Римской империи. Как царица из династии Птолемеев, она санкционировала чеканку монет, где изображения Исиды соседствовали с другими египетскими символами.

 

Юлий Цезарь

 

Она последовала за своей матерью в привычке одеваться как Исида по случаю государственных праздников и других важных событий. Сохранив воспоминания о прекрасном городе своего детства, Клеопатра Селена попыталась воссоздать величие Александрии на берегах своего нового дома в Кесарее.

Клеопатра Селена была проницательным политиком и вполне могла возглавить армию в сражении, но благодаря ее искусству дипломатии в этом не было необходимости. В течение ряда лет она встречалась с вождями недовольных племен и искусно предотвращала открытый мятеж против Римской империи, которую по иронии судьбы ей пришлось представлять. Через год после ее смерти хрупкое равновесие, которое она поддерживала, было разбито, и Мавритания превратилась в арену борьбы противоборствующих группировок.

 

Антоний и Клеопатра, как Осирис и Исида (иллюстрация XIX в.)

 

ЗЕНОБИЯ, ЦАРИЦА НАБАТЕЯН И ПОКОРИТЕЛЬНИЦА ЕГИПТА

 

И Клеопатра VII, и ее дочь увидели бы отголоски своих деяний несколько столетий спустя в образе Зенобии, царицы набатеян (которая, кстати, не только называла себя духовной наследницей Клеопатры, но и вела от нее свою родословную).

Набатеяне были таинственным полукочевым племенем, которое тем не менее строило каменные города в горах и глубоких пустынных каньонах. Петра — город, который много веков оставался скрытым от чужих глаз, — был столицей набатеян, где стоял храм Исиды, высеченный из розово-красного камня.

Потребность в храмовых благовониях впервые свела набатеян и последователей культа Исиды в I в. до н. э. Клеопатра, возможная прародительница Зенобии, воевала с набатеянами за сохранение доступа к ладану, торговля которым была почти полностью монополизирована ими.

По мере роста римского могущества богатые и независимые набатеяне стали источником раздражения для империи. Регулярно повторяющиеся атаки на крепость Петры заставили набатеян перенести их столицу в город Пальмиру. Однако император Север, завоевав Пальмиру, впоследствии убил правителя города Одената, которого он подозревал в заговоре.

Рим ошибался, считая, что гибели Одената будет достаточно, чтобы сломить дух гордых обитателей Пальмиры. Младший сын правителя, которого тоже звали Оденатом, отправился в пустыню, где заручился поддержкой бедуинов и других кочевых племен. Под его руководством они обучались сражаться с римскими легионами.

Оденат нашел свою будущую царицу, познакомившись с дочерью Заббы, своего главного военного советника. Предположительно происходившая от Клеопатры через свою мать-гречанку, Бат-Забаи (или Зенобия) отличалась умом и красотой; как вскоре обнаружилось, она была блестящим военным стратегом. Она лично руководила тренировкой пальмирской кавалерии и научила войска одерживать верх над традиционной римской тактикой, нанося жалящие, изматывающие удары в стиле партизанской войны.

Подражая Клеопатре, Зенобия овладела египетским языком. Возможно, она обучалась у одного из египетских жрецов в храме Исиды-Афродиты в Пальмире. Вместе с Оденатом она усыпила бдительность Рима. Они представили себя послушными вассалами, воюющими лишь для защиты интересов империи с непокоренными племенами Месопотамии. Это обстоятельство, в сочетании со списком «покоренных врагов» Рима, оказалось настолько убе-

-ггельным для Сената, что Одената назвали императором Востока.

Но в 267 г. произошла трагедия. Оденат погиб от руки своего родственника, и Зенобия приняла регентство над троном для ее старшего сына. Вдовствующая царица обрела власть над империей, простиравшейся от Кавказских гор до ливийских пустынь. Она не раз вела войска в битву, чтобы отстоять свои владения. В походе она носила шлем, нагрудную броню и плащ, скрепленный алмазной застежкой. Зенобия продолжала расширять власть Пальми

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.