Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Создание вашего личного храма



 

Входя в прочный контакт с Исидой, вы обнаруживаете, что физическое окружение становится вашим храмом. Хотя немногие из нас могут построить настоящий храм или хотя бы выделить отдельную комнату для ритуалов и магической работы, ваш дом тем не менее может стать храмом для вас.

В качестве общего правила, чистота, опрятность, порядок и красота жизненно необходимы в доме, выполняющем функции храма. Но если бы содержание дома в безупречном порядке было категорическим требованием для того, чтобы стать жрицей Исиды, то меня бы никогда не приняли. В моем храме еще многое предстоит достроить!

Задолго до того, как ваш дом станет храмом Исиды, в нем начнут появляться предметы, олицетворяющие для вас связь с богиней. Алтари, статуэтки и ювелирные украшения с изображением Исиды находят свои места, потом кто-то приносит подсвечник или масляную лампу; вы приобретаете алтарную ткань, а коллекция камней, благовоний и лекарственных трав пополняется как будто сама собой, без вашего ведома.

Для служения Исиде не нужно ничего, кроме разума и сердца, желающего служить ей. Большинство из нас собирает ритуальные предметы для того, чтобы было легче настроить свой разум на общение с богиней.

Для простого алтаря Исиды необходимо ее изображение или скульптура, курильница для благовония и источник света. Это может быть свеча или лампа; если у вас есть маленькие дети, домашние животные или вы опасаетесь пожара, воспользуйтесь маленьким изящным светильником для освещения алтаря. В магазинах восточных товаров иногда продаются светильники в форме лотоса с цветными лампочками, которые вполне подходят для этой цели. (Во время исполнения определенных ритуалов предпочтительнее пользоваться свечой или масляной лампой, но электрическую лампочку можно оставить в качестве «вечного огня».) Источник света нужно поместить перед изображением или по обе стороны от него.

Большинство современных алтарей, предназначенных для занятий магией или колдовством, довольно низкие, поэтому, чтобы дотянуться до предметов на алтаре, приходится наклоняться или опускаться на колени. Это неудобно, да и не нужно для ритуалов Исиды, где традиционно используется алтарь высотой по пояс, расположенный в центре помещения или у стены.

Верхняя крышка книжной полки или этажерки, прислоненной к стене, вполне годится для алтаря. Можно также построить квадратный алтарь из двух деревянных упаковочных ящиков, поставленных один на другой, и положить сверху мраморную крышку.

Вы можете украсить крышку алтаря символами и образами, но простая чистая поверхность меньше отвлекает внимание. Если вы все же склонны к украшениям, то можно взять алтарный покров, который создаст фон, отвечающий цели ваших ритуалов. Ткань может быть простой, узорной или с вышивкой.

Египетская усыпальница обычно состоит из саркофага или встроенного шкафа для статуи бога или богини, а также церемониальной ладьи, на которую кладется саркофаг. Во время религиозных процессий ладья и саркофаг выносятся наружу, и двери усыпальницы открываются, чтобы все могли видеть статую божества.

Обычно алтарь или усыпальница расположены на востоке, в том направлении, где восходит солнце. Их положение можно менять в зависимости от устройства помещения. Даже в Египте храмовые комплексы иногда ориентировались в соответствии с течением Нила на данном участке, а не с путем солнца по небосклону. Нил считался более важным источником жизни для храма. Кроме того, некоторые храмы ориентировались по звездам, что также изменяло положение храмовой структуры.

Греко-римские храмы Исиды, как правило, строились с учетом особенностей ландшафта, без строгой ориентировки по направлениям. Здесь выбор остается за вами.

 

Посвящение алтаря или святилища

Независимо от того, как вы устраиваете свой алтарь или святилище, на определенном этапе возникает необходимость в его формальном посвящении Исиде. Иногда бывает достаточно произнести: «Эта (комната, стол, полка и т. д.) теперь будет моим святилищем/алтарем Исиды. Богиня научит меня ощущать ее силу в этом месте».

Вы также можете очистить и освятить каждый ритуальный предмет по отдельности, с последующим посвящением Исиде. Для общей церемонии посвящения алтаря или святилища возложите цветы и совершите воскурение ладаном. Кстати, хорошо ежедневно украшать алтарь свежими Цветами.

 

 

Посвящение святилища

 

Приди в свой дом, великая Исида,

Приди в свой дом.

Твои священные предметы готовы и ждут тебя здесь –

В твоем доме,

В Святом Доме Исиды.

Приди в свой дом, святая Исида,

Приди в свой дом.

Двери святилища открыты,

Я жду, когда ты почтишь своим присутствием

Святой Дом Исиды.

Приди в свой дом, великая Владычица,

Приди в свой дом, великая Богиня!

Твой жрец/жрица взывает к тебе:

Приди в свой дом!

(Повторяйте, пока энергия не станет осязаемой.)

 

Слава Исиды здесь.

Сила Исиды здесь.

Любовь Исиды здесь.

Дом Исиды живет!

Пусть твой жрец/жрица всегда найдет тебя здесь —

Здесь, в Доме Исиды!

Пусть твой жрец/жрица всегда знает, что ты обитаешь здесь —

Здесь, в Доме Исиды!

Пусть твое святилище всегда будет озарено

Твоей славой,

Пусть твое святилище всегда будет звенеть

Твоей энергией,

Пусть твое святилище всегда будет наполнено

Твоей великой любовью,

Здесь, в Храме Исиды!

Здесь, куда приходит твой жрец/жрица,

Здесь, в Доме Исиды!

Живи в своем доме, Исида,

Живи в своем доме!

(При необходимости повторите церемонию, чтобы увеличить силу присутствия богини.)

 

Глава 5

Пятый час дня

Одеяние для богини

 

В египетских и греко-римских храмах ритуальное омовение, помазание и одевание священных статуй было неотъемлемой частью храмовых ритуалов. В зависимости от богатства и размеров храма, статую богини переодевали ежедневно, еженедельно или один-два раза в год, во время религиозных празднеств или перед празднованием Нового года.

Хранитель одеяния (жрец или жрица) отвечал за священные одежды и украшения и составлял подробный список предметов, который часто воспроизводился на одной из колонн храма. Когда наставало время одевать статую, в усыпальницу приносили мерит – прямоугольную коробку, украшенную по углам перьями страуса. В коробке находились масла, притирания и другие предметы, необходимые для ритуального очищения и умащивания статуи.

Богатые верующие часто жертвовали храму ювелирные украшения и дорогие ткани для статуи богини. В списке украшений, принадлежащих святилищу Исиды в Испании, перечислено много предметов, включая золотые серьги с изумрудами и диадему, украшенную шестью жемчужинами двух различных видов.

 

Священное одеяние

 

Наша одежда всегда что-то говорит о нас или о том, кем нам хотелось бы стать. Одежда отражает условия окружающей среды, наш общественный статус и степень согласия с нормами культуры, в которой мы живем. Она играет важную роль и в религиозном опыте, когда мы обращаемся к нашему чувству священного.

Правильный выбор одежды может иметь немаловажное значение как для людей с хорошо развитым вкусом, так и для тех, кто общается с ними. Для одних непривычная одежда, даже надетая по случаю религиозного ритуала, кажется стесняющей и мешает сосредоточиться; другие обнаруживают, что во время ритуала любая одежда стесняет и отвлекает их. Все эти чувства вполне оправданы.

Большинство из нас привыкло к ощущению силы и тому особому удовольствию, которое доставляет возможность «принарядиться». В детстве мы подражали взрослым в одежде, желая придать себе ту силу и значимость, которой еще не обладали. Одежда позволяла нам испытывать чувство общности в группе сверстников или производить благоприятное впечатление на людей, пользующихся нашим уважением. С другой стороны, принимая установленные правила, мы осознаем опасность конформизма и стараемся избежать ее, внося подчас самые незначительные изменения в свой стиль одежды.

Статуя Венеры (Афродиты) Книдской. Рисунок XIX в.

Хорошая ритуальная одежда должна создавать чувство священного, подчеркивать отдельность от мира повседневных дел на время совершения обряда. Как и другие элементы ритуала, особая одежда является орудием для достижения цели — полезным, хотя и не абсолютно обязательным дополнением. Ее можно сравнить с инструментом краснодеревщика, который подбирает для работы самые лучшие материалы, содержит свои орудия труда в безупречном порядке и досконально разбирается в особенностях каждого из них. Мастер ценит свои инструменты и гордится ими, но его мастерство не зависит от них; даже с кремневым орудием и куском обычного дерева он сможет изготовить полезную и красивую вещь.

В зависимости от цели обряда и того впечатления, которое вы собираетесь создать, вам понадобятся разные виды одежды. Если ваша вера достаточно прочна, то молитвенный восторг или ощущение контакта с божественным может возникнуть даже в тех случаях, когда вы носите деловой костюм или домашний халат. Духовный опыт не исчезает с огнем задутой свечи и не приходит как по мановению волшебной палочки вместе с ритуальным одеянием. Формальная сторона ритуала усиливает его воздействие, но это не единственный способ, позволяющий вам приблизиться к божественному и испытывать духовное просветление.

Современная копия статуэтки Исиды из гробницы Тутанхамона характерна для египетского стиля, с почти полным отсутствием одежды. Обратите внимание на амулет джед (позвоночник Осириса) у ее ног. Из коллекции автора.

За долгую историю культа Исиды в разных странах верующие пользовались многими видами ритуальной одежды. Статуи Исиды-Афродиты часто изображают богиню обнаженной, как и некоторые египетские статуэтки; лишь искусство скульптора дает намек на тонкую оболочку шелка или хлопка, покрывающую ее тело.

Часто стиль одежды, используемый в изображении Исиды, принадлежит к эпохе, предшествующей ее созданию, чтобы произвести впечатление «древности». Для греков и римлян это было не менее важно, чем для некоторых язычников, и, возможно, представляло сходную проблему. Как облачиться в римскую тогу? Что, кроме молитвы, удерживает воздушное одеяние жрицы на ее теле? Носили ли египетские жрецы Исиды что-либо кроме юбочек-килтов эпохи Старого Царства?

Существует несколько основных соображений по поводу ритуальной и храмовой одежды. Важно провести различие, поскольку во все времена существовали почитатели Исиды, которые были паствой – простые верующие или храмовые работники, – а также жрецы и жрицы, не занимавшиеся храмовой работой, но служившие богине. Был и другой класс жречества, служивший одновременно нескольким божествам; их одеяния отличались большим разнообразием и эклектичностью, сочетая несколько традиций. В дополнение к этой и без того сложной структуре можно отметить, что жрецы и жрицы одевались в соответствии с их рангом в религиозной иерархии.

На протяжении истории культа Исиды наиболее предпочитаемым материалом был лен, особенно белое льняное полотно. У древних авторов встречаются многочисленные упоминания об «облаченных в лен жрицах Исиды». Часто льняная ткань упоминается как предмет храмового убранства.

Хлопок тоже использовался довольно широко. В отдельные периоды жрецам и жрицам Исиды запрещалось носить шерстяную одежду – это было частью общего запрета на все материалы животного происхождения. Причины этого запрета не вполне ясны, но, возможно, связаны с грубостью тогдашних шерстяных тканей, колючая шерсть (вызывала раздражение кожи и плохо подходила для носки в жарком климате.

В римскую эпоху шелк перевозился верблюжьими караванами по Великому шелковому пути из Китая в Индию. Культ Исиды, распространившийся по этому маршруту, вероятно, достиг Чанъ Нань – космополитической столицы Китая времен династии Тан.

Изображения Исиды сильно различаются; особенно хорошо это заметно на примере египетских и греко-римских статуй и фресок. Часто идентификация изображения становится затруднительной, если это не сопровождается соответствующей надписью, прямо указывающей на Исиду.

 

Исида в Египте

 

Чаще всего Исида изображалась с диском и полумесяцем на голове или увенчанная зонной эмблемой, которая была ее особым символом. На изображениях нередко можно встретить и лотосовый скипетр, или урей, обвивающий голову богини.

Египетская Исида. Слева: Крылатая Исида с головным убором в виде диска и полумесяца. Справа: Исида, увенчанная тронной эмблемой. Из коллекции автора.

Другим распространенным, но более поздним образом Исиды была Исида Лактанская, или Галактрофоза, когда богиня изображалась с младенцем Гором (или правящим фараоном) на коленях. Возможно, это послужило прототипом для более поздних статуй Девы Марии, баюкающей младенца Христа.

Крылатую Исиду часто можно видеть на картинах, изображающих воскрешение Осириса. Мощный взмах ее крыльев, наполняющий воздухом легкие Осириса, оживляет его.

 

Греко-римская Исида

 

Типичная Исида греко-римского периода держит систр в одной руке и вазу – в другой, как показано на рисунке.

На других изображениях Исиды греко-римского периода она опирается на руль корабля: знак ее власти над судоходством, а также символ ее способности вести верующих через жизненные бури. Образы, связывающие ее с Деметрой/Церерой, включают рог изобилия, переполненный яствами, что напоминает о власти богини над растениями и животными и о ее благожелательном отношении к человечеству.

Простая ритуальная одежда для женщин и мужчин

Ритуальная одежда может быть простой или сложной, по вашему усмотрению. Обычный балахон очень легко изготовить, и он хорошо будет служить вам. Его покрой сходен с гатибией, которую носят и в современном Египте.

Греко-римская Исида с вазой и систром

Во-первых, снимите мерку с человека, который будет носить одежду. Прижмите один конец измерительной ленты к плечу и попросите держать его там, потом наклонитесь и размотайте ленту до щиколотки. Возьмите замер у выступающей косточки.

Удвойте полученный результат. Отрез такой длины вам понадобится для пошива. По возможности выбирайте ткань из естественных материалов; допустима также смесь хлопка с полиэстером. Ширина отреза должна составлять от 137 до 152 см. Для очень маленького человека хватит и 121 см, но вам будет гораздо проще обрезать излишки ткани. (См. раздел «Спектр Исиды в ритуальном одеянии» в конце этой главы для дополнительной информации о цвете ткани.)

Возьмите ткань и сложите ее пополам. Вырежьте полукруг по центру складки, чтобы сделать отверстие для головы. Раскроите ткань примерно на 15 см по центру от передней стороны выреза.

Отмерьте 30,5 см от верхней складки с каждой стороны. В точке замера сделайте надрез примерно на 30,5 см, затем отрежьте ткань под углом, как показано на рисунке.

Выкройка для простого балахона

Сделайте шов в 1,5 см по этим линиям. Прошейте все грубые края, оставив маленький рубчик примерно в 0,5 см от края ткани. Выверните наизнанку и прогладьте утюгом.

Попробуйте некоторое время поносить готовый балахон, прежде чем решить, хочется ли вам украшать его.

 

Узел Исиды

 

Одной из деталей женского греческого одеяния в греко-римскую эпоху был священный узел (известный также как узел Тота или Сета либо узел Исиды). Это изображение каменного амулета Тота или Сета, создаваемое особым способом завязки передних складок одеяния. В наиболее распространенном виде узел состоит из прямой петли, обернутой несколько раз у основания. При правильном положении он должен находиться в ложбинке между грудями. Если вы носите свободное сари как часть вашего ритуального костюма, то можете завязать узел Тота следующим образом:

1. Возьмите ткань и держите ее перед собой лицевой стороной вперед. Остаток ткани должен ниспадать по левую сторону от вас.

2. Возьмите правый верхний угол в правую руку, держа остаток ткани наготове в левой руке.

3. Сожмите и осторожно вытяните ткань наподобие веревки длиной примерно 35,5 см. Поместите конец под левой грудью, чтобы длинный отрезок свободно проходил между грудями.

4. Оберните ткань вокруг тела столько раз, сколько это необходимо, чтобы ее конец доставал до точки между грудями. Проще говоря, вам нужны оба конца ткани, чтобы завязать узел.

5. Возьмите длинный отрезок и сверните его в петлю, направленную вверх. Поверните петлю так, чтобы она была прижата к телу, и отверстие было видно спереди.

6. Возьмите другой конец ткани и трижды оберните его вокруг основания петли. Скрепите концы брошью или булавкой.

Если у вас остается много ткани, то вы можете обернуть основание центральной петли

И более чем три раза. В таком случае постарайтесь вытянуть по одной петле в обе стороны от основания центральной петли. Это сделает узел более похожим на каменный амулет с двумя боковыми петлями, свисающими по бокам.

Первоначально амулеты Тота делались из красного камня или из золота. После изготовления их окунали в цветочную воду анкхом. Вид растения, использовавшегося для этой воды, еще не определен, но, скорее всего, оно имело соцветия со сладким запахом (жасмин или гардения). При омовении амулета произносились следующие слова:

 

«Кровь Исиды, крепость Исиды и сила слов Исиды будут мощной защитой для этой великой и божественной сущности. Да хранят они ее от тех, кто замышляет недоброе и хочет сделать с ними все то, к чему они питают отвращение».

 

Е. А. Уоллис, «Египетская магия», Нью-Джерси: University Books, принт с издания 1899.

Владение этим амулетом также наделяет умерших силой отправляться туда, куда они пожелают, в Нижнем Мире.

Греко-римская Исида с рогом изобилия и узлом Тота на одеянии

В своей превосходной работе «Пробуждение Осириса» Норманди Эллис приводит медитацию об узле Исиды, вот ее фрагмент:

 

«На концах вселенной – кроваво-красный шнур, связующий жизнь со смертью, мужчину с женщиной, волю с судьбой. Пусть узел этого красного пояса, что покоится на бедрах богини, свяжет во мне концы жизни и сна...

Я – узел, где встречаются два мира. Красная магия течет во мне, как кровь Исиды, – волшебство волшебства, дух духа. Я – доказательство божественной силы. Я – пыль и вода, живущая и сущая в мире».

Норманди Эллис, «Пробуждение Осириса». Майами: Phanes Press, 1988.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.