Герой — образ собирательный, как бы ни был реален ставший им человек. Образ Юрия Гагарина создан не только историей, но и народным воображением. Одну из легенд о нем поведал космонавт Павел Попович, отвечая на вопрос о том, почему именно Гагарин стал первым человеком, вышедшим в открытый космос.
Однажды вечером академик Королев повел будущих космонавтов взглянуть на корабль «Восток». Они вошли в ангар, он щелкнул выключателем, и ровный безжизненный свет запил длинное помещение с хрупкой скорлупой космической лодки. Всем стало как-то не по себе, словно прообраз космической пустоты оледенил их. Затем Королев сказал: «Я понимаю. Лететь первому страшно. У нас нет полной уверенности, как там все получится. Дело это...добровольное». Чуть помедлив, все космонавты подтвердили, что готовы лететь. Тогда Королев добавил, что с завтрашнего дня они будут проходить дополнительные медицинские обследования.
Неделю или месяц ни глотали таблетки, вдыхали и выдыхали, подставляли руки для уколов. Позже их снова позвали к академику. «Железный король», как его называли в шутку, был озабочен и хмур. Он стал по очереди спрашивать у вставших в ряд космонавтов, как они себя чувствуют, готовы ли к полету. Все подтверждали готовность, а на челе академика, к полному недоумению присутствующих, все явственнее собиралась гроза. Что не так? Чем вызвано его недовольство?
Гагарин не замыкал ряд, но все же стоял ближе к концу. Сергей Павлович язвительно проронил: «Ну, вы, конечно, тоже вполне здоровы и готовы лететь?» Юрий замешкался, внутри происходила короткая борьба. Он смотрел прямо в глаза Королеву и с усилием начал: «К сожалению, у меня сейчас болит голова. Но я готов выполнить любое задание».
«Железный король» с облегчением рассмеялся, а потом воскликнул: «Чертовы сыны! У вас у всех болят головы... Вам дачи такие порошки, Я знаю, что все вы герои, не нужно мне сейчас ваше геройство. Я хочу знать, от кого могу получить объективную информацию».
Юмористически вздохнув, Попович закончил под громкий смех товарищей: «Так Юра и полетел первым». J
И даже если бы этого эпизода не было, то миф был бы прав! Ибо попал в цель самой сущности натуры Гагарина. Он был как все, удивительно как все! И лишь чуточку смелее, добрее и прямодушнее...
Дополните свой пересказ текста рассуждением о своем понимании героизма.
Для меня героизм заключается в том, чтобы всегда быть верным самому себе. Как часто я слышу от своих друзей: «Я хотел поступить так, но не смог, и поэтому сделал вот так». Люди, забывая себя, подстраиваются под окружающие их обстоятельства.
Однажды мы ехали в метро и, как обычно, мимо преходила старушка, просившая милостыню. Когда мы вышли, мой друг сказал, что хотел ей подать, но никто этого не делал, вот н он не стал...
А ведь именно с осуществления маленьких желаний мы начинаем путь к большим, поэтому мы должны постоянно слушать себя, свои чувства и по возможности выполнять свои мечты.
№66
II
Такой же, как все
Как бы ни был реален человек, ставший героем, это всегда собирательный образ. Личность Юрия Гагарина создана не только историей, но и народным воображением. На вопрос о том, почему первым был выбран именно Гагарин, космонавт Павел Попович ответил легендой.
Однажды вечером академик Королев повел будущих космонавтов посмотреть на корабль «Восток». Когда они оказались в ангаре, академик щелкнул выключателем, и ровный безжизненный свет наполнил длинное помещение с хрупкой скорлупой космической лодки. Всем стало не по себе от этого прообраза космической пустоты. А потом Королев сказал, что понимает опасения космонавтов, ведь никто действительно не знает, как все получится, но это дело добровольное. Космонавты, поколебавшись секунду, подтвердили свое решение лететь. И академик добавил, что с завтрашнего дня они будут проходить дополнительные медицинские обследования.
Неделю или месяц космонавты глотали таблетки, вдыхали и выдыхали, подставляли руки шприцам.
Когда их снова вызвали к Королеву, он был озабочен и хмур. Космонавты встали в ряд, и он начал по очереди спрашивать их о самочувствии, о готовности к полету. Все отвечали, что чувствуют себя отлично и готовы лететь, а на челе академика все явственнее собиралась гроза.
Юрий стоял ближе к концу ряда. Когда до него дошла очередь, Сергей Павлович язвите 1ьно проронил, что он, конечно, тоже вполне готов лететь. Гагарин замешкался из-за короткой внутренней борьбы. Глядя прямо в глаза Королеву, он с усилием признался, что у него сейчас очень болит голова, но он готов выполнить любое задание.
Королев облегченно рассмеялся, а затем пожурил всех, сказав, что у них головы просто раскалываются на части, так как им дали специальные порошки. Он признал, что все они герои, но сейчас ему нужно знать, от кого он может получить объективную информацию.
«Вот так Юра и полетел первым» — таким словами закончил Попович свой рассказ.
А если бы этого и не случилось, то легенда все равно была бы права, так как копнула самую сущность натуры Гагарина. Он был на удивление таким же, как все, только чуточку смелее, доорее и прямодушнее.
Дополните сжатый пересказ текста известной вам историей из жизни Ю. Гагарина.
Как-то раз Юрий Гагарин проехал на подаренной ему «Волге» на красный свет, и по его вине случилась авария. К счастью, постра давших не было, но вот свою машину и старенькую «Победу» он разбил основательно. К месту аварии тут же подоспел милиционер, и, конечно же, узнал Ю. А. Гагарина. Улыбнулся, потом отдал честь и заверил, что «накажет виновного». А потерпевший пенсионер тоже улыбался: ведь перед ним все-таки Гагарин... Остановив попутную машину, милиционер попросил шофера довезти Гагарина, куда ему нужно. И, конечно же, тот согласился.
Гагарин уехал. Но скоро вернулся к месту аварии, видно, что-то скребло у него на душе. Там он увидел, что вину его милиционер приписывал старику. И Юрий Алексеевич восстановил справедливость. А потом помог отремонтировать «Победу» и оплатил все работы.
№67
I
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этот гусь получил бы адмирала. Все у него было под стать этому чину: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с другими деревенскими гусями. Двигался он важно, обдумывая каждый шаг.
Поднимется гусь на отмели в полный рост и начнет размахивать упругими полутораметровыми крыльями, а на воде пробегает серая рябь, и шуршат прибрежные камыши.
Этой весной, лишь пообдуло проселки, я собрал свой велосипед и поехал открывать рыбачий сезон. Когда я проезжал вдоль деревни, Белый гусь заметил меня и, пригнув шею, с угрожающим шипением двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом, «Вот собака, — сказал подбежавший мальчик. — Другие гуси как гуси, а этот... Никому проходу не дает». Он объяснил мне, что у него сейчас гусята, поэтому гусь так и лютует. «А мать их где?» — спросил я. «Машина переехала», — был ответ.
Гусь не прекращал шипение. Я ему крикнул: «Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение...»
Я и не заметил, как из-за леса наползла туча, превратилась в серо-сизую тяжелую монолитную стену и продолжала медленно пожирать синеву неба. Гуси, перестав щипать траву, подняли головы. Едва я успел набросить на себя плащ, как начался холодный косой ливень. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву, спрятав под собой выводки.
Вдруг что-то жестко стукнуло по козырьку кепки, и белая горошина упала к моим ногам. Выглянув из-под плаща, я увидел волочившиеся по лугу седые космы града.
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. По его голове бил град, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особо крупная градина попадала ему в темя, он, согнув шею, тряс головой.
Свирепствование тучи нарастало. Казалось, она распоролась, как мешок, и сыплет ледяными горошинами, хаотично подпрыгивающими, отскакивающими и сталкивающимися на тропинке.
Гуси не выдержали и побежали. В перемешанной с градом траве мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк, внезапно обрывающийся, когда иссеченный градом желтый «одуванчик» поникал в траву.
Гуси все бежали, пригибаясь к земле. Тяжелыми валунами они падали с обрыва в воду, забивались под кусты лозняка. А вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались немногие малыши-счастливцы.
Круглые горошины, скатывающиеся к моим ногам, сменились кусками наспех обкатанного льда. Они больно секли меня по спине.
Но туча скрылась так же внезапно, как и наползла. Солнце согрело снова зазеленевший луг. Иссеченные гусята запутались в поваленной мокрой траве, будто в сетях. Не добежав до воды, почти все они погибли.
В середине луга никак не растаивала белая кочка. Подойдя ближе, я понял, что это Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Из маленькой ноздри по клюву сбегала струйка крови.
Все двенадцать невредимых пушистых «одуванчиков», толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу.
Придумайте свое название к данному рассказу и обоснуйте его
«Уцелели».
Название подразумевает двенадцать пушистых «одуванчиков», которых спас Белый гусь. Ведь именно ограждать свой выводок от опасности было его целью, и он ее с честью выполнил.
«Пара».
Название подразумевает гусыню, погибшую под колесами машины, и гуся, умершего во время града. Они оба умерли, выполняя родительский долг, в отличие от других гусей, допустивших смерть гусят из своих выводков.
№67
II
У этого гуся все было адмиральское: выправка, походка, тон, каким он разговаривал с другими гусями. Он важно ходил, обдумывая каждый шаг. На отмели, размахивая своими упругими полутораметровыми крыльями, гусь вызывал рябь на воде и шуршание прибрежных камышей.
Этой весной, пишет автор, он собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. Проезжая вдоль деревни, он встретился с Белым гусем, который, заметив его, пригнул шею и, угрожающе зашипев, двинулся навстречу. Как замечает автор, он едва успел отгородится велосипедом.
Прибежавший мальчик объяснил ему, что гусь сейчас заботится о выводке, так как гусыню переехала машина, поэтому он и лютует. Гусь продолжал шипеть, а автор тем временем назвал его легкомысленной птицей.
Переругиваясь с гусем, он и не заметил быстро набежавшей тучи, стремительно разросшейся в монолитную стену.
Суси перестали щипать траву и подняли головы.
Автор пишет, что едва успел набросить плащ, как туча прорвалась и обрушилась на землю холодным ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву, укрыв собой выводки.
Вдруг ливень сменился седыми космами града. Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. По его голове бил град, а он вздрагивал и прикрывал глаза. Он лишь сгибал шею и тряс головой, когда в темя попадала особенно крупная градина.
Туча свирепствовала еще сильнее. В перемешанной с градом траве мелькали, жалобно пища, головки гусят. Порой эти желтые «одуванчики», иссеченные градом, поникали в траву.
А гуси продолжали бежать. Тяжелыми глыбами они падали с обрыва в воду и забивались в кусты лозняка. За ними в реку прыгали успевшие добежать малыши.
К ногам автора стали скатываться куски наспех обкатанного льда, больно секущие его по спине.
Но туча исчезла так же внезапно, как и появилась. Согретый солнцем луг снова зазеленел. В поваленной мокрой траве лежали иссеченные гусята. Почти все из них погибли.
На середине луга никак не растаивала белая кочка. Автор подошел ближе. То был Белый гусь, раскинувший могучие крылья. По его клюву сбегала струйка крови.
Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, высыпали наружу.
Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?
Концовка для меня была неожиданной, но тем больше она меня поразила. Очень жаль было, что этот благородный гусь погиб, но, с другой стороны, он не изменил себе, потому что умер, заботясь о гусятах. На фоне его жертвенной смерти еще большим ужасом выступает гибель иссеченных гусят, родители которых не смогли уберечь их от такого града, им не хватило воли Белого гуся и сознания своего родительского долга.
Кроме того, мне понравилось, как автор описал ливень, переходящий в постоянно усиливающийся град. Вся картина явственно встала перед моими глазами. Но я восприняла эту тучу, как некое испытание, посланное проверить сильнейших, и в этом смысле именно Белый гусь его прошел.
№68
I
Для иных Чистые пруды лишь улица, бульвар, пруд, а для меня — место, где сосредоточились самые прекрасные воспоминания моего детства, самые радостные и самые печальные моменты, ибо печаль детства тоже прекрасна.
Чистые пруды стали нам школой природы. Нас так волновала желтизна первого одуванчика на зеленом окоеме пруда! Его пуховые, непрочные шарики учили нас нежности, бережности, а двухцветное сродство иван-да-марьи — верности. В Чистых прудах мы ловили рыбу, и хотя часто на крючке извивалась черная пиявка, порой попадалась и настоящая серебряная плотичка. А поймать рыбу в центе города считалось чудом. Несметным богатством для городских мальчишек стало плаванье на рассохшейся плоскодонке, смелые броски со свай в леденящую майскую воду, теплота весенней земли под босыми ногами, потаенная жизнь жуков-плавунцов, стрекоз, рачков, открывавшаяся на воде. Многие городские мальчишки и лето проводили в Москве.
Не скупилась на щедроты и Чистопрудная осень, когда бульвар захлебывался опавшей разноцветной листвой берез, осин, кленов, лип. И мы собирали прекрасные печальные букеты из этой палой листвы, и несли их домой, вбирая в себя их горький запах...
Чистые пруды стали для нас и школой мужества. Не просто было завоевать высокое звание «Чистопрудных». Жившие на бульваре мальчишки отказывали в нем нам, обитателям ближних переулков, долго не признавали нашего права наслаждаться всеми радостями пруда. Они считали, что только им можно рыбачить, кататься на лодке, лазить зимой по обледенелым валунам и строить снежные крепости. А бесправные смельчаки, пытавшиеся приобщиться к запретным берегам, беспощадно карались. Вокруг своих владений «чистопрудные» старались создать что-то наподобие мертвой зоны, пресекая все наши попытки не только приблизиться к пруду, но и просто пересечь бульвар на пути в школу. Платой за дерзость был разбитый нос, синяк под глазом, сорванная с головы шапка. Но и мы не мирились с их жестоким произволом, даже самые слабые из нас не изменили привычному маршруту, не поддались страху. Это требовало развития характера и воли, ведь, сделав маленький крюк, можно было счастливо избежать опасности.
Наконец, мы выступили против «Чистопрудных» единым фронтом. Битва происходила возле театра «Колизей», где ребята Телеграфного, Мыльникова, поддержанные дружественными соседями с Потаповского, Сверчкова, Златоустинского переулков наголову разбили «Чистопрудных». Отныне пруд и аллеи бульвара стали доступны всем мальчишкам округи, а о былой вражде постепенно было забыто. Ты считался «Чистопрудным» со всеми прилегающими правами вне зависимости от того, куда смотрели твои окна...
Как вы думаете, почему Чистые пруды были для Ю, Нагибина «средоточием самого прекрасного, чем было исполнено» его детство?
Потому что именно на Чистых прудах он познавал тайны природы, наблюдал за ней и ассоциировал ее с жизнью. Здесь он творил чудо — ловил рыбу в центре города, а такое не скоро забудешь. В эти пруды он бросался холодной весной, а ведь со свай в майскую воду просто так не прыгнешь. Необходимо преодолеть внутренний барьер, надо решиться на это. И это преодоление наверняка ему запомнилось надолго.
Воспоминания осени пропитаны счастьем и грустью; конечно, на маленького ребенка не может не подействовать вид пестреющего в опавшей листве бульвара, когда детям все кажется большим, чем оно есть.
Чистые пруды —• школа мужества. Пожалуй, это один из сильнейших поводов назвать их средоточием прекрасного, потому что именно здесь автор вырабатывал свой характер, здесь развивалась его личность, и здесь, у кинотеатра «Колизей» он одержал, возможно, свою первую осознанную серьезную победу.
Именно поэтому Ю. Нагибин и назвал Чистые пруды «средото чием самого прекрасного, чем было исполнено его детство».
№68
II
Для кого-то Чистые пруды олицетворяют }лицу, бульвар, пруд, для меня они воплощают самое прекрасное, чем было исполнено мое радостное и печальное детство.
Чистые пруды были для нас, мальчишек, школой природы. Нас несказанно волновала желтизна первого одуванчика, непрочность его шарика учила нас нежности, бережности, а неразлучные иван-да-марья— верности. В прудах мы ловили рыбу, и порой на крючок попадалась настоящая серебряная плотичка. Какое чудо — поймать рыбу в центре города. Плаванье на плоскодонке, храбрые прыжки со свай в холодную майскую вод), тепло весенней земли, ощущаемое босой ногой, потаенная жизнь водяных насекомых, рачков — все это было для городских мальчишек бесценным сокровищем: многие и летом оставались в Москве.
Щедрой была и Чистопрудная осень, заливающая бульвар пестрой листвой берез, осин, кленов, лип. И мальчишки, набрав огромные охапки, несли домой прекрасные печальные букеты, пропитываясь их горьким запахом...
Чистые пруды научили нас мужеству. Мальчишки, жившие на бульваре, отказывали обитателям ближних переулков в привилегиро' ванном звании «Чистопрудных», считая, что лишь им позволено рыбачить, кататься на лодке, зимой лазить по валунам, строить снежные крепости. Они беспощадно наказывали тех, кто смел нарушить границы этой своеобразной мертвой зоны приблизиться к пруду или просто пересечь бульвар на пути к школе. Платой за такую вылазку был разбитый нос, фонарь под глазом, сорванная с головы шапка. Но никто из наших мальчишек не изменил маршрута, не поддался слабости, что требов-ало развития в себе характера и воли. И даже самые слабые из нас не } ступили страху.
Против «Чистопрудных» они выступили единым фронтом: ребята Телеграфного, Мыльникова, Потаповского, Сверчкова, Златоустин-cko.ro переулков наголову разбили «Чистопрудных» в решительной битве у кинотеатра «Колизей». Теперь пруд и аллеи бульвара свободны для всех мальчишек округи, а былая вражда постепенно сошла на нет. Ты считался Чистопрудным, и неважно, куда смотрели твои окна.
Расскажите об улице вашего детства
Мое детство прошло на Новочеркасском бульваре. Не могу похвастаться обильной зеленью, которая распускалась по весне и пестрела осенью, так как район, где располагался бульвар, тогда был еще новым. Тоненькие деревья лишь только посадили, и весной они мило зеленели, радуя глаз редкими листочками.
Но главным на Новочеркасском бульваре были разнообразные магазины. Открывался он магазином для женщин под названием «Леди», дальше шла парикмахерская, потом «Универсам», где всегда было много народа и большие-большие очереди в кассу. За ним располагался еще один магазин, а потом — кинотеатр «Экран». Самым интересным было то, что я всегда мечтала в него попасть, но ребенком я так и не осуществила свою мечту. Потом был «Дом быта», где предлагали все, что только можно: фотосервис, ателье, химчистка, ремонт бытовой техники, прокат и так далее. За ним располагался старый «Уверсам». До сих пор не знаю, почему он был именно «старым», ведь выглядел ничуть не хуже нашего.
И это лишь маленькая частичка Новочеркасского бульвара, но именно на ней я провела большую часть моего детства, и именно она своей постоянной сутолокой и изменчивостью впечатлила меня в наибольшей степени.
№69
I
Тетя Оля, заглянув в мою комнату, в который раз застала меня за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала, что хватит писать: «Поди проветрись, клумбу помоги разделать».
Она достала из чулана берестяной короб и, присев на завалинку, высыпала на колени пакетики и узелки с цветочными семенами. Я в это время с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю. Неожиданно я спросил, почему тетя Оля не сеет на клумбе маков, а она убежденно ответила: «Ну, какой из маков цвет! Цветом он всего два дня бывает. Для клумбы это не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит».
Но я тайно все же сыпанул шепотку мака на середину клумбы, которая через пару дней зазеленела. Тетя Оля, заметив мою проделку, сказала только: «Ах озорник ты этакий!»
Неожиданно мне пришлось уехать по делам. Две недели меня не было.
Как приятно после жаркой и утомительной дороги было вернутся в тихий старенький домик тети Оли. Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, она сказала: «А маки твои поднялись».
Я пошел посмотреть на них. Клумба изменилась до неузнаваемости: по краю расстилался коврик, густым покровом с разбросанными по нему цветами напоминавший настоящий ковер. А в центре югумбы поднялись мои маки, вытянув навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.
На следующий день они распустились. Если смотреть издали, то они походили на весело полыхающие факелы, языки пламени словно танцевали на ветру. Алые лепестки чуть колыхал ветер, а солнце наполняло светом их полупрозрачные бутоны, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, прикоснешься — сразу шалят!
Буйное пламя маков полыхало два дня, а потом вдруг погасло: осыпались маки. И как-то пусто стало без них на пышном ковре клумбы.
Подняв с земли еще совсем свежий, смоченный росой лепесток, я расправил его на ладони. «Да, сгорел..., — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает». Странно сгорбившись, тетя Оля поспешила в дом.
Я уже знал, что ее сын, Алексей, погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.
Теперь я живу на другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я был у нее. Сидя за летним столиком, мы пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, и их лепестки, словно искры, падали на землю, другие лишь раздували еще небольшие костерки. А на влажной, плодородной земле подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.
Как вы понимаете смысл этого рассказа?
Я постоянно ассоциирую жизнь маков с жизнью человека. Именно поэтому я воспринимаю этот текст как иносказательный рассказ. Для меня он таков.
Иногда рождаются люди, живущие ярко, но мало, как и маки. Они появляются в жизни других людей и оживляют огнем души свое окружение, как маки оживили ковер на клумбе. Но они быстро умирают и оставляют нас, и без них все те люди, с которыми они общались, кажутся неинтересными, как пышная клумба пуста без маков.
Тетя Оля права: для клумбы такие цветы не подходят, потому что выставишь их напоказ, они два дня полыхают, а потом все лето торчит колотушка и только вид портит. Так и люди, которые общались друг с другом, пока маки были рядом, по их уходе не знают, о чем говорить и как вести себя. И отношения начинают портиться. И лишь постоянная смена маков маками может сохранить этот вечный огонь. Остается надеяться, что такие люди будут часто озарять нашу жизнь.
№69
II
Тетя Оля опять застала меня за бумагами и, повысив голос, повелительно попросила помочь ей разделать клумбу. Пока я разминал спину, разрыхляя влажную землю, она высыпала из берестяного короба пакетики и узелки с семенами и разложила их по сортам.
Я спросил, почему она не сеет на клумбе маков. Ольга Петровна объяснила, что этот цветок не подходит для клумбы, так как цветет всего два дня, «пыхнет и сразу сгорит».
Но я все же украдкой бросил щепотку в самую середину клумбы. Через несколько дней показались первые побеги. «Ах ты озорник этакий!» — сказала мне тетя, заметив на клумбе и маки.
Неожиданно я уехал по делам. Вернувшись через две недели, увидел сильно изменившуюся клумбу, походившую своим густым покровом с разбросанными по нему цветами на настоящий ковер, в самой середине которого возвышались маки.
На другой день они распустились и стали напоминать зажженные факелы. Ветер чуть колыхал их, а солнце пронизывало светом алые лепестки, отчего маки то вспыхивали ярким огнем, то наливались багрянцем. Коснись их — и будто опалят!
Два дня буйствовало пламя. А на исходе вторых суток маки осыпались и погасли. И опустела клумба без них. Я поднял с земли еще свежий лепесток и расправил его на ладони. «Да, сгорел...», — вздохнула тетя Оля, словно по живому человеку, а затем добавила, что раньше не замечала эти маки, ведь короткая у них жизнь, чо без оглядки, прожитая в полную силу. Сгорбившись, тетя Оля ушла в дом.
Мне уже рассказывали историю о сыне тети Оли. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.
Теперь я живу в другом конце города, но изредка навещаю тетю. Недавно я снова был у нее, пил чай, делился новостями. А на клумбе полыхал большой костер маков. Некоторые уже осыпались, искрами роняя лепестки, другие только раскрывали свои бутоны навстречу кратковременной жизни. А из влажной земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы поддержать живой огонь.
Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ? Отрадно, что есть на свете такие люди-маки. Но хотелось бы, чтобы они, сохранив свой запал, прожили гораздо больше двух дней. Потому что от общения с ними люди просыпаются, начинают быстрее думать и решать для себя, казалось, тупиковые ситуации. Люди-маки своим примером могут подвигнуть других на серьезные решения.
И такое случается довольно часто. Сейчас можно увидеть какой-нибудь музыкальный клип, который заденет за живое, и все это перевернет твою жизнь.
Нам повезло: благодаря СМИ, люди-маки стали гораздо более доступны, чем были раньше. Я считаю, что пообщаться с несколькими из них не помешает никому.
№70
I
В старину в одном городе жители потеряли улыбку...
Уверяю, это страшная болезнь, гораздо ужаснее, чем кажется на первый взгляд.
Никто не знал, откуда она взялась, и местные доктора денно и нощно изучали причины ее появления.
Касторка выдвигал версию, что это что-то желудочное. Ему возражал Стрептоцид, относя болезнь к области простудного характера.
А недуг с каждым днем принимал все более угрожающий характер. Люди не замечали наступление весны, не радовались солнцу, друзьям. На улицах только и слышалось: «Не твое дело! Не суй свой нос! Иди своей дорогой!»
В это трудное время с гор спустился молодой Лесоруб. На подходе к городу он увидел тонущего в реке человека и только собрался бросится ему на помощь, как утопающий, сказав «не твое дело», мрачно ушел под воду.
Не тратя зря время, лесоруб бросился в реку и вытащил человека на берег со словами: «Ты что же это сопротивляешься, когда тебя спасать хотят? Смотри, чудак, так и утонуть недолго». На что человек ответил: «Да кто ж тебя знал, что ты всерьез спасать надумал? У нас это не принято».
Лесоруб пожал плечами и продолжил свой путь в город. На одной из улиц он встретил толпу народа, окружившую маленького старичка, пытающегося поставить на колеса опрокинутую телегу. Лесоруб предложил свою помощь, на что старик буркнул: «Не твое дело». Лесоруб засмеялся, сказав: «Ишь ты, гордый какой. У меня-то сил побольше твоего. А вдвоем не справимся — люди подсобят: вон их сколько собралось тебе на подмогу». Когда он это говорил, толпа попыталась разойтись, но передние столкнулись с задними, и волей-неволей люди взялись помогать старику.
Очень скоро пересуды о Лесорубе охватили весь город: он во все вмешивается, о каждом хлопочет, ему до всего есть дело. Сначала это вызывало у людей улыбку (кстати, первую за время разразившейся в городе эпидемии), а потом многие решили присоединится к Лесорубу, потому что он был веселым парнем, делающим интересное дело.
Как-то утром профессор Пенициллин выглянул в окно и поперхнулся словом «чепуха», так как заметил сотни улыбающихся лиц. Но по плану больница должна бороться с эпидемией в продолжение всего следующего года, поэтому профессор решил не замечать факты и хотел уже сказать: «Не мое дело». Но тут к нему вошел Лесоруб и произнес: «Не произносите этой фразы: ведь она и есть причина заболевания, которую вы так долго искали».
Вот так и закончилась эта эпидемия.
А Лесоруб ушел в горы, где его ожидало много работы.
Объясните смысл рассказа.
Если убрать из текста все сказочные элементы, то он, к сожалению, станет напоминать описание нашего сегодняшнего города. Города, где люди, даже если бы и хотели, просто не могут помогать всем подряд.
Москва огромна, ней живет больше девяти миллионов людей. Безусловно, в такой обстановке, когда в метро людское наводнение, а на улицах многочасовые пробки, мало кто еще захочет с улыбкой на лице предлагать помощь. Поэтому отчуждение просто неизбежно.
Но этот рассказ правилен в том смысле, что учит помогать друг другу в критической ситуации, учит не отворачиваться друг от друга со словами: «Не твое дело». Потому что, если неисправная машина встанет, то немедленно образуется пробка. Подобные проблемы, затрагивающие других людей, решаются сообща.
№70
II
Однажды в одном городе жители перестали улыбаться, а это очень страшно. Никто не знал причину появления этой болезни, и доктора изо дня в день пытались найти ее. Касторка говорил, что это что-то желудочное, Стрептоцид предполагал, что явление носит простудный характер.
А болезнь тем временем угрожала перерасти в эпидемию. Люди позабыли о весне, о солнце, не радовались друзьям, и везде только и слышалось: «Не твое дело!»
В это трудное время с гор спустился молодой Лесоруб. Вблизи города он увидел человека, тонущего в реке, и собрался бросится ему на помощь. Утопающий же мрачно сказал: «Не твое дело»,__и погрузился
под воду. Лесоруб бросился в реку и вытащил упрямца на берег, а затем спросил, почему тот так отреагировал на его помощь. Человек ответил, что не принимал его всерьез, потому что у них помогать не принято.
Удивленный Лесоруб отправился в дальше в город. На одной из улиц он увидел окруженного толпой старичка, пытающегося поднять опрокинутую телегу. Лесоруб предложил свою помощь, но, как тогда, в ответ услышал: «Не твое дело». Однако такая реакция не смутила Лесоруба и он сказал, что у него сил побольше, да и люди, стоящие вокруг, могут помочь.
При этих словах толпа начала расходится, но передние натолкнулись на задних, и волей-неволей люди взялись помогать старику.
Вскоре город наводнили слухи о странном поведении Лесоруба, которому до всего есть дело. Сначала к этому относились с улыбкой (первой улыбкой, появившейся со времени эпидемии), потом нашлись энтузиасты, захотевшие присоединиться к Лесорубу, потому что с ним было весело и он делал интересное дело.
Однажды профессор Пенициллин выглянул в окно и увидел сотни улыбающихся лиц. Но борьба с эпидемией была запланирована больницей на весь следующий год, поэтому он уже приготовился сказать: «Не мое дело», — как вдруг его перебил вошедший Лесоруб: «Не произносите этой фразы: ведь она и есть причина заболевания».
Так и кончилась эпидемия.
А Лесоруб вернулся в горы к своей работе.
Как вы думаете, почему причиной исчезновения улыбок в сказоч-нем городе было употребление фразы «Не твое дело»?
Люди стали чужими друг другу.
А потом, искренняя помощь всегда приносит удовольствие как тому, кто ее принял, так и тому, кто ее оказал. Твое удовольствие и есть твоя улыбка. А если все вокруг настроены враждебно и не хотят от тебя помощи, значит, ты никому не нужен. А быть бесполезным — это сильный удар по настроению человека. Вот поэтому-то и исчезли улыбки.
№71
I
Дымковские улыбки
На правом берегу Вятки разместилась Дымковская слобода. Исстари в ней селились печники и игрушечники — настоящие мастера в деле изготовления глиняных свистулек. Говорят, что слобода потому и получила название Дымковской, что в ней по утрам над каждой избой поднимались хвостатые клубы дыма.
Существует легенда, связывающая происхождения глиняного промысла с местным праздником «Свистуньей».
По всей вероятности, «Свистунья» когда-то была праздником вятичей, пением глиняных дудок встречающих по весне бога солнца Ярилу. Но есть и другое объяснение.
Легенда гласит, что как-то раз к Хлынову (так по-старинному называлась Вятка) подошли враги — несметное множество кочевых полчищ. Гибель грозила местным жителям, и тогда вятичи решили схитрить. Все поселяне, даже дети, получили по глиняной свистульке. Ночью они подошли к вражескому стану и подняли отчаянный свист, наверно, похожий на свист сказочного Соловья-разбойника. Проснувшиеся кочевники решили, что их застали врасплох подошедшие на помощь Хлынову дружины, и в страхе бежали. С тех пор горожане и отмечают этот особый праздник — «Свистунью»...
Вятскую расписную игрушку долгое время не замечали, и лишь в наши дни к ней пришли интерес и далее мировое признание.
Что же изображают изделия дымковских мастериц?
Нянек с детьми, водоносок, золоторогих баранов, гусей, уток, индюшек с индюшатами, петухов, оленей и, безусловно, молодых людей в лодке, скоморохов на коньках, барышень с зонтиками.
Дымковская игрушка яркая, броская, горящая разноцветными пятнами, ей чужды полутона и незаметные переходы. Она напоминает скорее детские рисунки, проникнутые бьющей через край радостью и полнотой жизни.
Дымковка — это добрая улыбка, а не резкий смех.
Злобный серый волк никогда не станет дымковской игрушкой. Дымковская собака безобидна и лает разве что от радости. Водоноска в пышном сарафане добра и торжественна! Величественный всадник на пятнистом коне вызывает улыбку! Уморительна пара, катающаяся в лодке: он одет в матросский костюм, бескозырку, у нее густые кудри, румянец на всю щеку и букет цветов в руках. Сразу представляешь, как мастерица, добродушно посмеиваясь, лепит и расписывает красками своих глиняных человечков.
Дымковская игрушка не подруга одиночеству. Ей ближе даже не пара, а группа таких, как она сама.
Художник и археолог Аполлинарий Васнецов удачно сравнил дымковскую игрушку с античной скульптурой: «На далеком Севере, в древнем городе Хлынове, в селе Дымково каким-то далеким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожженные из глины статуэтки окрашивали водяными знаками, так и здесь».
Самым величественным праздником в жизни игрушек была грандиозная выставка, проходившая в Москве осенью 19о5 года, когда в Манеже разместились куклы, игрушечные звери, сказочные персонажи.
Это был праздник детей, но вместе с тем и торжество кукол, игрушек. И посреди всего этого пестрого великолепия выделялись глиняные куклы вятских мастериц, не только не затерявшиеся в нем, но и привлекавшие внимание своей живописностью и своеобразием.
Докажите принадлежность данного текста к публицистическому стилю
Этот текст может быть свободно опубликован в :kj риале как познавательно-развлекательная статья.
Цель текста — сообщить о Дымковской слободе; убедить в том, что ее игрушки очень мипы и необычны; воздействовать на читателя, как на будущего почитателя дымковской игрушки; формировать мнение о дымковской игрушке вообще.
Отличительные признаки: наличие восклицательных и вопросительного предложений, наличие многочисленных имен собственных, цитирование, наличие вводных слов, сложных предложений с цепочкой однородных членов.
№71
II
Мастера Вятки
Сейчас Дымковская слобода, расположившаяся на правом берегу Вятки, знаменита своими игрушками.
Исстари в ней селились печники и игрушечники — мастера по изготовлению глиняных свистулек. В местном празднике «Свистульке» народное предание видит корни возникновения здесь глиняного промысла.
Скорее всего, ('Свистунья» когда-то давно была праздником вятичей, по весне встречавших бога солнца Ярилу свистом глиняных дудок. Есть и другое объяснение.
Однажды к Хлынову, как называлась тогда Вятка, подошли враги; грозя жителям неминуемой гибелью. Тогда вятичи решили спасти город хитростью: они дали каждому поселянину по глиняной свистульке, и ночью, подкравшись к врагам, разом принялись дудеть. Переполошившиеся кочевники решили, что их окружают подоспевшие союзники Хлынова, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают этот особенный праздник.
В своих изделиях дымковские мастерицы изображают нянек с детьми, водоносок, домашних зверей и птиц и, конечно, молодых людей, скоморохов, барынь.
Дымковскую игрушку отличает отсутствие незаметных переходов, полутонов, наоборот, она знаменита своей кричащей яркостью, бьющей через край полнотой ощущения радости жизни. Дымковка — это всегда добрая улыбка.
Серому волку любая мастерица предпочтет доброго барана, если она будет лепить собаку, то безобидную дворнягу. Красавица-водоноска будет добра и торжественна, всадник забавен в своем величии, а пара, катающаяся в лодке, вызовет неудержимое веселье. Так и кажется, глядя на игрушки, что мастерица, создавая их, тихо посмеивалась.
Одиночество не пара дымковской игрушке, она хороша в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
Художник и археолог Аполлинарий Васнецов удачно сравнил дымковскую игрушку с античной скульптурой — терракотой Херсо-неса и Древней Греции.
Величайшим праздником в многовековой жизни игрушек была грандиозная московская выставка, прошедшая осенью 1965 года в Манеже. Это был праздник детей, кукол и игрушек.
И среди этого великолепия куклы вятских мастериц не только не затерялись, но привлекали внимание живописностью и своеобразием.
Расскажите об одном из известных вам народных промыслов.
Я расскажу о бисероплетении, так как сама занимаюсь им.
В 1670—1680 годах в Измайлове была организована мастерская по изготовлению бисера — первая попытка наладить в России массовое производство. Но она была неудачной. Следующие попытки также не дали положительных результатов. Пока в 1883 году в Одессе не открылась стеклярусная фабрика Я.Б. Ронигера.
Бисер и стеклярус широко использовались для отделки интерьеров, а также в светском и церковном шитье. Издревле жемчугом украшалась церковная утварь.
Чтобы представить сложность и трудоемкость жемчужного шитья, можно назвать количество используемых в работе зерен. Например, фелонь митрополита Платона, изготовленная петербургской белошвейкой Дарьей Лихновской, была украшена рельефным орнаментом из скрещивающихся ветвей, набранных из ста пятидесяти тысяч жемчужин различного диаметра.
Веком бисера в России можно считать период с середины ХУШ века до 50-х годов ХГХ столетия. Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, различные предметы, народные костюмы. На рубеже XIX— XX веков бисер использовали для отделки женской городской одежды.
Крупнейшими коллекциями изделий из бисера располагают Государственный Исторический музей, Эрмитаж.
В последнее время заметно некоторое оживление старинного промысла.
№72
I
Вдохновение Пушкиным
Много лет за Михайловским смотрела простая крестьянская женщина Александра Федоровна Федорова — настоящий музейный работник, хотя и не прошедший специализированной подготовки. Даже грамоту она узнала под старость, когда устроилась работать в заповеднике. Она осознала, что нельзя быть неграмотной и служить в доме Пушкина, потому что хранить пушкинский дом — значит не только сберегать, ценить и любить, но и понимать как его, так и посетителей.
Руки Александры Федоровны от природы обладали живительной силой, их прикосновения преображали.
Она заботилась об усадьбе, о комнатах Пушкина и всегда знала, где, что и как. Ее простые речи наполняли наши сердца отрадой, но могли и укорить, если кто-нибудь из нашей ученой братик позабудет накинуть шторку на пушкинскую реликвию или закурит, где не положено. Ничто не укрывалось от глаз Александры Федоровны. Она словно воплощала пушкинское время: утром приведет музей в порядок, сядет у окна кабинета— самой памятной комнаты — в извечной позе русской крестьянки и займется рукоделием. Так, наверно, сиживала и няня Пушкина, Арина Родионовна. И гости музея это подмечали.
И действительно, она любила Пушкина и его бумаги, книги, вещи особой материнской любовью.
Понедельник в доме Пушкина — день генеральной уборки усадьбы, поэтому она частенько бывает закрыта. Информация об этом пропечатана во всех справочниках и путеводителях, разосланы объявления, но все равно в этот день приходят экскурсанты. Если это были добрые, вежливые люди, то старуха согрешит и впустит, предупредив: «Сейчас все прибрала, вымыла, выскребла, полы навощила. Снимайте сапоги, идите уж быстрехонько». И посетители, разувшись, смиренно входили в дом Пушкина.
Чудесным даром была наделена Александра Федоровна, она могла останавливать время. Она не проводила экскурсий, давала лишь пояснения, сливающиеся в великолепную народную сказку, которую она без вступления сказывала нараспев: «Здесь Пушкин мучился за всех ровно два года и месяц. Здесь все его. И хоть самого его сейчас нетути и он незрим, все он видит — кто и зачем сюда пришел». И рассказывала дальше, что Пушкин все, в чем есть жизнь, любил, и это подтверждают все его книги. И что теперь все идут к нему, потому что его творения могут оградить от дурного, очистить душу. Она приравнивала воздействие его дома на современных людей, к влиянию храма на людей прошлого и говорила, что если нужен добрый советчик, то можно идти к Пушкину, он укажет истинного друга, даст справедливый совет, и ты «возрадуешься и возвеселишься». Она была уверена, что нужно лишь хорошенько подумать и спросить Пушкина, и все ответы можно найти в его книгах...
Какие размышления вызывает у вас данный текст9
Меня восхищает то, с каким усердием эта женщина хранит память об А.С. Пушкине. Она самозабвенно увлечена своим трудом и, сама не замечая того, стала настоящим специалистом. Но душа ее осталась такой же простой, и ее народная сказка, которую она рассказывает экскурсантам идет прямо от сердца.
По-моему, Пушкин для Александры Федоровны представляет смысл ее жизни, именно в любви к нему и к его вещам она находит свой покой и счастье.
Хотелось бы, чтобы как можно больше людей, подобно Александре Федоровне, нашли такое место, где могли бы применить не только все свое умение, но и вложить в дело душу.
№72
II
Александра Федоровна
Много лет музейной смотрительницей Михайловского работала простая крестьянская женщина Александра Федоровна Федорова. Не получив специального образования, она все же была настоящим музейным работником. Даже грамоту она освоила, лишь когда устроилась туда работать, когда осознала, что хранить пушкинский дом — значит не только сберегать его, ценить, любить, но и понимать его и экскурсантов.
Многими достоинствами обладала Александра Федоровна Под ее руками все преображалось, оживало. Она тщательно заботилась об усадьбе и всегда знала, где, что и как. Она общалась просто и наполняла сердца радостью, а когда кто-нибудь из посетителей по забывчивости нарушал музейные правила, она тут же замечала и укоряла виновника.
По утрам, когда в музее порядок, она, как русская крестьянка, са~ дилась у окна самой памятной комнаты — кабинета — и принималась за рукоделие. И посетители невольно сравнивали ее с няней Пушкина, Ариной Родионовой. Справедливо, ведь она действительно любила Пушкина и его вещи особой материнской любовью.
Информация о том, что в понедельник дом Пушкина закрыт для генеральной уборки, была пропечатана во всех справочриках, но даже в этот день кто-нибудь стучался в двери. И если люди добрые, старушка согрешит и впустит, только скажет разуться.
Она обладала даром останавливать время. Не являясь заг, 'сным экскурсоводом, она провожала людей по комнатам и нараспев сказывала великолепную народную сказку о жизни Пушкина, о том, что его сейчас здесь нет, но он все видит и знает — кто и зачем пришел сюда. Она говорила, что Пушкин любил все, в чем горит жизнь, что это можно сразу увидеть в его произведениях. По ее мнению, творения Пушкина охраняют людей и очищают душу, и люди приходят в его дом, как в храм. И если тебе нужен искренний советчик, иди к Пушкину, и все ответы ты получишь в его книгах...
Напишите о своем отношении к высказыванию музейной смотрительницы Александры Федоровны. <>.. иди к Пушкину, он у камсе т па истинного друга, даст верный совет...»
Пушкин хорошо разбирался в психологии, и на страницах его произведений мы видим множество характеров, отвечающих действительности. Да, если хорошо подумать и сформулировать вопрос, то, читая Пушкина, можно найти типовую ситуацию и, осмыслив ее, сделать для себя выводы.
Но в то же время слишком большой временной отрезок отделяет меня от Пушкина, нравы изменились, и теперь его трафарет образов перестал быть актуальным.
Я не выступаю против мнения Александры Федоровны. Если она так говорит, значит, для себя нашла в Пушкине именного такого истинного друга, дающего ей посредством книг ценные советы.
№73
I
Я стоял на вершине пологого холма и смотрел на раскинувшуюся передо мною и пестревшую то золотым, то посеребренным морем спелую рожь. Великая гроза назревала на нем, и не было видно ни зыби, ни струящегося душного воздуха.
Я еще был тускло освещен солнцем, но за рожью, не совсем далеко, уже лежала туча — темно-синяя грузная громада. Она занимала половину небосклона.
Постепенно все притихло, изнывая под блеском последних солнечных лучей. Исчезли птииы, и даже воробьи. Лишь одинокий крупный лист лопуха своим шептанием и хлопаньем продолжал нарушать общее безмолвие.
Как сильно пахнет полынь на межах! От вида синей громады на душе стало смутно, хотелось прекратить это тоскливое томленье. Скорей же, скорей! Сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Пролейся, злая туча!
Но туча никак не реагировала на мои просьбы, лишь пухла и темнела, продолжая давить притихшую землю.
Но вот одноцветная синева разбавилась белым платочком, ровно и плавно мелькавшим — то был голубь, он летел со стороны деревни. . .и вот уже исчез за лесом.
Несколько мгновений стояла та же жестокая тишь, но глядь — уже два снежных комочка летят назад: домой стремятся два белых голубя.
И вот, наконец, вступила в свои права буря, и пошла потеха! Я едва добежал домой, а в это время ветер визжал и метался как бешеный, разорванные облака обгоняли друг друга, а ливень нещадно хлестал землю, молнии слепили огнистой зеленью, раздавались пушечные удары грома, запахло серой, все смешалось и закрутилось...
А в это время под навесом крыши, на самом краю слухового окна, прижавшись друг к другу, сидели два белых голубя — тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел, а может и спас. Оба нахохлились и чувствуют своим крылом крыло соседа.
Хорошо им! Глядя на них, стало хорошо и мне, хотя я был один, впрочем, как всегда.
Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение в прозе И. С. Тургенева?
Это стихотворение в прозе вызвало во мне восторг. Картины, описываемые И.С. Тургеневым, оживали на глазах, и вот я увидела это солнце, эту темно-синюю тучу. Вместе с автором я ждала начала бури, томилась и изнывала. Но вокруг установилось безмолвие.
И я увидела его, сначала одного, а потом двоих, они летели в деревню. Но не они занимали мое воображение. Мне интересно было проследить потеху бури. И вот она визжит передо мной, беснуется, и мчатся рваные облака, а я уже лечу среди них, меня не пугает дождь, не слепит молния, не душит гром, тэк как я сама буря, я растворилась в ней. Буря — это моя душа!
№73
II
Я стоял на вершине пологого холма, а передо мной морем раскинулась и пестрела спелая рожь. Штиль был на море, но назревала гроза.
Горячо и тускло освещало солнце, но уже недалеко была темно-синяя туча, закрывшая половину небосклона.
В природе воцарилось безмолвие. Исчезли птицы. Лишь шепот и хлопанье лопуха нарушали всеобщее ожидание.
Я глядел на эту синюю громаду, и на душе стало смутно. И я ожидал, и тоскливо томился.
Но туча не внимала мне, она готовилась к удару: пухла и темнела.
И вот в монотонной синеве появилась прореха — белое пятнышко, оказавшееся голубем. Он летел со стороны деревни в сторону леса. Исчез.
Жестокая тишь продолжала давить, но вот уже два пятнышка несутся назад, домой.