Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Любовь, уважение, знание



Любой человек скажет, что к историческому и культурному на­следию надо относиться бережно, но очень часто можно вспомнить грустные примеры обратного

Однажды я был на Бородинском поле вместе с замечательным реставратором Николаем Ивановичем Ивановым, который не пред­ставлял свою жизнь без этого места. Мы обнажили голову перед па­мятниками, воздвигнутыми благодарными потомками героям Боро­дина.

И вот здесь в 1932 году взорвали памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это посягнули на святыню, на самое благородное чувст­во: чувство благодарности и признательности защитнику Национальной свободы России. А как можно назвать тех, кто примерно в это же время намалевал на стенах монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова — огромную надпись: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»

Я родился и провел большую часть жизни в Ленинграде. Для ме­ня архитектурный облик этого города ассоциируется с такими име­нами, как Растрелли, Росси и других. По дороге с главного ленин­градского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в плохом состоянии, но нужно было только, чтобы рука реставратора коснулась этих стен, и тогда бы увертюра к Ленинграду стала радо­стной. Во время войны дворец стоял слишком близко к линии фрон­та, но наши бойцы сделали все, чтобы спасти это здание. Но дворец снесли в шестидесятых годах. Снесли, и стало место пустым. Так же было пусто и в душе, когда проезжаешь это место, ведь памятники культуры всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами.

«Запас» памятников культуры в мире ограничен, и он становится все меньше. На земле остается все меньше места для них, и это про­исходит не потому, что становится меньше земли. Слишком много говорили о патриотизме, а его надо воспитывать с раннего детства.

Любовь к родине, родной культуре, родной речи надо воспиты­вать с любви к семье, школе. И еще с уважения к чувствам других людей, даже если мы их не понимаем.

Все эти важнейшие человеческие качества и поможет открыть в душе история: любовь, уважение, знание.

Определите стиль текста и докажите свою точку Зрения Стиль данного текста — публицистический. Цель автора — привлечь внимание к поднятой в тексте проблеме — проблеме культурного наследия. Для большего эффекта автор приводит фак­ты, даты, имена. Д.С. Лихачев провоцирует читателя на обсужде­ние этой темы.

 

 

№34

I

Потерянная любовь

Орфей любил Эвридику. И не было этой любви равных. Однаж­ды, гуляя по лугу, Эвридика случайно наступила на змею. Вскрикну­ла она и упала; лоб покрылся испариной, закатились светлые очи.

На крик прибежал Орфей и увидел свою любимую. Ударил он по струнам кифары, но не открыла Эвридика глаз своих, не потянулась к нему, как обычно. Долго оплакивал Орфей любимую, а потом решил спуститься за ней в царство теней и соединиться с ней. Ничего не взял с собой Орфей в подземное царство, кроме кифары и нерас­пустившей веточки вербы.

Спустился он к берегам священного Стикса, за которым лежал мир мертвых. Вот и Харон. Но когда Орфей сделал шаг по направле­нию к ладье, он наткнулся на поставленное лодочником поперек вес­ло. Он знал свое дело и сказал: «Царство мертвых не для живых. Придешь, когда придет твое время».

Рванул Орфей струны кифары и запел песню. Над царством веч­ной тишины и безмолвия зазвучала земная песня. Харон поднял вес­ло и облокотился на него, прислушиваясь в неведомым звукам. Про­должая петь, Орфей ступил в ладью, и вот уже он на другом берегу. На звуки его музыки бежали тени, а за ними — подземный пес Кербер. Услышав музыку, он остановился и замер, как земная охотничья собака по знаку охотника.

Когда Орфей добрался до трона подземных владык Аида и Пер-сефоны, он начал петь лучшую из своих песен — песню о любви. Пока он пел, веточка вербы распустилась. Из лопнувших почек пока­зались зеленые листочки. Так упоителен был запах свежей зелени, лишенной смерти и тлена, что у Персефоны на глаза навернулись слезы.

Кончилась песня, и наступило молчание. Когда Аид спросил Ор­фея, что он хочет, тот ответил, что пришел ради своей любимой Эв-ридики. Он знал, что рано или поздно все попадут в царство мерт­вых, но он просил у Аида время, дать возможность Эвридике испы­тать радость жизни.

Аид согласился, но с одним условием: Эвридика пойдет в мир живых за Орфеем, а Орфей — за Гермесом. Если Орфей обернется, дар будет отнят.

Привел Гермес тень Эвридики, бросился к ней Орфей, но Гермес сказал ему: «Имей терпение».

И двинулись они в путь. Миновали царство Аида, Харон взял их на ладью. Вот уже и Стикс позади. Тропинка вела вверх. Гермес шел впереди, Орфей — за ним. Забрезжил свет, и вот уже осталось не­сколько шагов, но Орфей заволновался: не отстала ли Эвридика? Он замедлил шаг, но ничего не услышал, так как тени ходят бесшумно. Не выдержал он и обернулся. Ничего не увидел он, но уловил легкое дуновение. Аид отнял свой дар, и Орфей сам был виноват в этом.

Снова спустился к Стиксу Орфей, надеясь вновь уговорить богов. Но милость дается лишь один раз...

Какие мысли и чувства вызывает у вас миф об Орфее и Эвридике?

Миф об Эвридике и Орфее — прекрасный пример настоящей ис­кренней любви. Орфей пошел на все, чтобы вернуть любимую. Он сделал то, что никому не удавалось: он сумел разжалобить сурового повелителя подземного царства Аида. Чуть-чуть не хватило Орфею, чтобы вернуть в царство живых любимую. Мне кажется, что в конце мифа есть мораль: нельзя вернуть то, что утрачено навсегда, как бы сильно тебе этого не хотелось.

 

 

№34

II

Упущенный шанс

Орфей любил Эвридику, и не было силе этой любви равной. Од­нажды, гуляя по лугу, Эвридика случайно наступила на змею. Де­вушка вскрикнула и упала; лицо побледнело.

На крик прибежал Орфей. Он пытался разбудить возлюбленную музыкой своей кифары, но девушка так и не проснулась. Долго горе­вал Орфей, а потом решил вернуть Эвридику из царства мертвых. Отправляясь в путь, он с собой взял только кифару да нераспустив­шуюся веточку вербы.

У берегов священного Стикса его встретил Харон, который не пускал Орфея дальше. Он говорил, что живым нет входа в царство мертвых. Тогда Орфей рванул струны кифары и запел. Харон заслу­шался незнакомой музыкой, которая никогда не звучала в безмолв­ном царстве, а Орфей перебрался на другую сторону. Он не прекра­щал петь, и на звуки его песни сбежались тени, а за ними бежал под­земный пес Кербер. Услышав звуки, пес замер, как земная собака по знаку охотника.

Когда Орфей добрался до трона подземных владык'Аида и Пер-сефоны, он запел свою самую прекрасную песню — песню о любви. Пока он пел, веточка вербы распустилась, показав зеленые листики. Аромат зелени, не ведающий тлена и смерти, был упоителен. Слезы навернулись на глаза Персефоны.

Когда Аид спросил Орфея, чего тот хочет, он ответил, что просит вернуть ему на время Эвридику, дать ей почувствовать радость жизни.

Сжалился Аид и согласился отдать Эвридику, но при одном ус-'ловии: Эвридика пойдет за Орфеем, а Орфей пойдет за Гермесом. Орфей не должен был оборачиваться.

Привели дух Эвридики, и они пошли обратно в царство живых. Когда уже оставалось всего несколько шагов до того, как выйти на свет, Орфей забеспокоился: не отстала ли Эвридика? Он замедлил шаг, но ничего не услышал: тени двигаются бесшумно. Не выдержал Орфей и обернулся. Ничего не увидел он, только почувствовал лег­кое дуновение. Аид отнял свой дар.

Кинулся Орфей обратно, надеясь снова уговорить богов. Но ми­лость дается лишь один раз...

Согласны ли вы с утверждением А. Немировского, что сипа люб­ви Орфея и Эвридики не имела себе равных?

Я согласен с утверждением А. Немировского, что сила любви Орфея и Эвридики не имела себе равных. Ведь на какие жертвы пошел молодой человек, чтобы вернуть возлюбленную, дать ей возможность еще чуть-чуть насладится миром живых. Орфей сде­лал невозможное: он не только сумел пробраться в царство мерт­вых, но и разжалобить своей музыкой сурового владыку подземно­го мира.

 

 

№35

I

Работа над картиной

Художнику, решившему написать историческую картину, надо хорошо знать ту историческую эпоху, которую он собрался описы­вать. Когда Суриков задумал писать «Боярыню Морозову», он про­читал много книг о той эпохе, он ходил по Москве, всматривался в Кремль и храм Василия Блаженного. Он, как у людей, спрашивал их: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели».

В написании картины художнику очень помогли воспоминания детства. Родился он в сибирском городе Красноярске. Он был по­томком сибирских казаков, пришедших туда с Дона под предводи­тельством Ермака. В детстве мальчик слышал много сказаний и пре­даний, в том числе и историю про боярыню Морозову.

В то время в Сибири еще сохранился образ жизни Руси XVI и ХУП веков: та же одежда, те же обычаи. Все эти черты художник и изобразил в своей картине.

Суриков работал очень много над созданием каждого героя кар­тины. Он часто посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском Московской области. Он вспоминал: «Там меня все знали. Даже старушки и девушки-начетчицы позволяли мне себя рисовать. Им нравилось, что я казак и не курю».

Дольше всего Суриков искал образ самой боярыни Морозовой. Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. Ее внешность поразила художника. Он нарисовал с нее этюд за два часа. Этюд — это небольшая картина, в которой художник изобра­жает часть своей будущей картины. С этого первого этюда Суриков потом написал еще один, окончательный, который сейчас хранится в Третьяковской галерее. Он называется «Голова боярыни Морозо­вой». Суровое лицо женщины как будто освещено внутренним ог­нем.

Очень много написал Суриков этюдов зимы. Он вспоминал, что все рисовал с натуры: и розвальни, и сани, и колеи. Тогда он жил в Долгоруковском. В переулках всегда были глубокие сугробы. Как только выпадал глубокий снег, Суриков просил кого-нибудь про­ехать на розвальнях, а потом начинал колею рисовать.

Вот так работал Суриков. Он сам шутил, что если бы он нарисо­вал, то и под землю бы залез и в котле позировать заставлял бы.

Очень большое значение в работе художника имеет его жизнен­ный опыт, те ассоциации, которые возникают у него во время рабо­ты. Чем больше впечатлений откладывается в душе художника, тем ярче и полнее его искусство. Иногда во время работы художника эти ассоциации появляются сами собой.

Суриков в своей картине «Боярыня Морозова» долго искал соче­тание черного платья женщины и белого снега. В поисках этого цве­тового решения он внезапно вспомнил, как однажды поразило его одно сочетание: черная ворона на ослепительно белом снегу.

Композиция позволила художнику расположить на картине все, что он хотел, а светотень и колорит помогли передать все разнообра­зие мира.

О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?

Данный текст свидетельствует о том, что Суриков был очень от­ветственным человеком. Он подходил к написанию картины, осо­бенно исторической, очень ответственно: он изучал книги, всматри­вался в сооружения той эпохи. Он даже сам шутил над своей дотош­ностью, говоря, что если задумает ад рисовать, то и худа полезет и заставит в котле позировать.

Суриков умел расположить к себе людей, потому что он был к ним внимателен. Даже суровые старушки и девушки-начетчицы в старообрядческой церкви были к нему благосклонны и позволяли рисовать себя.

И, конечно, Суриков обладал необыкновенным талантам худож­ника. Он создал картину, которая до сих пор поражает посетителей Третьяковской галереи. Он сумел дать нам почувствовать тот внут­ренний огонь, который он ощутил, когда встретил ту женщину, с которой писал лицо боярыни Морозовой.

 

 

№35

II

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.