Уголовная ответственность (УО) базируется на общем понимании ответственности. Исходя из философского понимания сути ответственности необходимо четко представлять 2 основных ее момента:
1. Ответственность – всегда принудительное ограничение в различных формах его выражения.
2. Ответственность возможна только в том случае, когда лицо реально своими действиями осуществляет изменение объективной действительности.
Существует несколько подходов к определению УО. Наибольшее распространение получили следующие 3 подхода:
1 подход: УО как обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть меры государственного принуждения. Ответственность возникает с момента совершения преступления → возникают юридические основания для осуществления различного рода следственно-оперативных мероприятий.
«-» - исполнение обязанности не всегда является неотвратимым: она может быть исполнена и не исполнена, что обусловлено волей лица, должного исполнить обязанность.
2 подход: УО – фактически воспринимаемые лицом ограничения и лишения, обусловленные фактом совершения преступления.
В этом случае признается, что УО начинается с момента, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством лицо привлекается в качестве подозреваемого или обвиняемого.
«+» - лицо ощущает ограничения и лишения (содержание под стражей до вынесения приговора идет в счет наказания).
«-» - нарушается КРФ, т.к. в соответствии с законом виновным признается лицо по приговору суда. Принятие решения о данной мере пресечения (содержание под стражей) осуществляется судьей, но судья не в полной мере осуществляет оценку доказательств.
3 подход: УО – претерпевание лицом мер государственного принуждения, налагаемое в соответствии с приговором суда на лицо, совершившее преступление.
Признаки УО:
1) это всегда принуждение, т.е. ограничение или лишение лица каких-либо прав и свобод.
2) игнорирование воли лица.
3) применяется только специализированным государственным органом – судом.
4) применяется только за совершение преступления.
5) формы реализации УО определены только уголовным законодательством.
Традиционно выделяют 2 основания УО:
1. юридическое основание закреплено в ст.8 УК. Им выступает наличие в деянии всех признаков конкретного СП.
2. философское основание.
Рассмотрению вопросов ответственности с философских позиций посвящено множество учений. Наиболее крайние из них фактически отрицают возможность ответственности вообще:
1) фатализм
Судьба человека (вплоть до конкретных поступков) предопределена заранее → вопрос: зачем наказывать человека, если все предопределено судьбой?!
2) индетерминизм (Кант)
Полная свобода человека от объективной действительности. Поведение лица не связано ни с его прошлым, ни с его будущим.
Философским основанием ответственности является наличие объективной возможности конкретного лица непосредственно изменить окружающую действительность, и при этом у данного лица присутствует возможность выбора из нескольких вариантов изменения этой действительности. Степень ответственности прямо пропорциональна возможности выбора.
Особенностью УО является наличие совершенного преступления, что позволяет объединить юридическое и философское основание.
Выделяют 3 основные формы реализации УО:
1. осуждение в обвинительном приговоре.
2. исполнения налагаемого судом ограничения прав и свобод.
Под исполнением ограничений, в первую очередь, понимается наказание – это наиболее жесткая форма реализации УО и в силу этого наиболее регламентированная.
Однако уголовный закон предусматривает формы реализации УО без исполнения наказания:
* условное осуждение.
* принудительные меры воспитательного воздействия, налагаемые судом.
* принудительные меры медицинского характера.
3. судимость.
Является последствием назначаемого наказания. Наказание, в отличие от судимости, носит индивидуальный характер (судимость носит личный характер).
УО ≠ наказания. УО шире наказания. Наказание – одна из форм реализации УО.
Меры пресечения и УО
Меры пресечения определяются уголовно-процессуальным законодательством. Цель УО – недопущение повторного привлечения к ответственности, а цель мер пресечения – лицо не должно препятствовать полному раскрытию преступления.