Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Техники поведенческой психотерапии



Базовыми техниками поведенческой терапии выступают позитивные и негативные подкрепления, систематическая десенсибилизация, иммерсионные методы, викарное научение. Позитивные и негативные подкрепления направлены на разрыв связи между раздражителем и поведенческой реакцией и на ее замену новой реакцией.Одним из вариантов позитивного подкрепленияявляется жетонный метод: в контролируемой среде клиент получает жетоны за желаемое поведение и может обменять их на привилегии, материальные блага, деньги и т.д. Метод аверсивного обусловливания предполагает отрицательное стимулирование (осуждение, осмеяние, удаление из группы, выполнение дополнительных обязанностей, штраф, легкий удар током и пр.) негативных поведенческих проявлений, таких как употребление алкоголя, обжорство, курение и т.д. Метод парадоксальной интенции заключается в требовании прекратить борьбу с симптомом и умышленно вызывать его (например, не спать при бессоннице, выполнять неадекватные действия типа кручения пуговицы при волнении и т.п.). Систематическая десенсибилизация предусматривает сочетание состояния релаксации с предъявлением тревожащей ситуации; осуществляется по этапам: релаксационная подготовка через внушение, построение иерархии тревожащих стимулов (например, при детских страхах – темнота, врач, милиционер, собака, Баба-Яга, волк и т.д.), визуализация всех элементов иерархии, обсуждение визуализированного ряда с подключением положительных стимулов (изготавливается забавное изображение волка, игрушка вывешивается на новогодней елке) – совместное с психологом преодоление, самостоятельное преодоление. Иммерсионные методы предусматривают предъявление объекта страха без предварительной релаксации. Так, метод наводнения заключается в помещении клиента в тревожащую его ситуацию (узкое пространство, крыша высокого здания, темная комната), где его задерживают до 45 минут. Метод имплозии предполагает моделирование и нагнетание страха в воображении (представить, что укусила змея), удержание моделируемой в воображении ситуации до 40-45 минут. Викарное научение состоит в предъявлении моделей оптимального поведения и следовании им.

 

4. Теоретические основы нейролингвистического программирования, основные понятия теории НЛП (Р. Бендлер, Д. Гриндер)

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – терапевтическая практика, основанная на подстройке к невербальному и вербальному поведению клиента и перестройке его субъективного опыта, включающего динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования. Метод НЛП был разработан американскими исследователями Ричардом Бендлером и Дэвидом Гриндеромв 1975 году, имеет необихевиористскую ориентацию. Коррекция осуществляется посредством подключения к ведущей (отвечающей за извлечение информации) и репрезентативной системе (представляющей информацию) клиента, кодирующей и, в значительной мере, определяющей его субъективный опыт, и далее – переформирования у клиента неконструктивных паттернов поведения и принятия информации об окружающем мире. При этом используется трансформационная модель языка. Ведущая и репрезентативная системы могут иметь визуальную, аудиальную, кинестетическую модальность. Ключами доступа к модальным системам являются выявление и воссоздание особенностей речи клиента, анализ движений глаз, неосознаваемых невербальных ответов. В коррекционной работе осуществляется калибровка – использование тонкости, остроты восприятия, чтобы отметить специфические сдвиги во внешнем состоянии человека и знать, когда в его внутреннем состоянии происходят изменения; применяется якорение – воссоздание позитивных состояний прошлого в настоящем опыте с помощью внешнего стимула (прикосновение, изменение голоса и т.д. в момент воспоминания клиентом положительных впечатлений); практикуются диссоциированные состояния клиента, когда прошлый сенсорный и эмоциональный опыт отражается им с позиции зрителя, наблюдателя; производится расщепление сознания и бессознательного – отмечается, что бессознательное производит необходимую для коррекции работу, хотя она и не осознается.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.