Базовыми техниками поведенческой терапии выступают позитивные и негативные подкрепления, систематическая десенсибилизация, иммерсионные методы, викарное научение. Позитивные и негативные подкрепления направлены на разрыв связи между раздражителем и поведенческой реакцией и на ее замену новой реакцией.Одним из вариантов позитивного подкрепленияявляется жетонный метод: в контролируемой среде клиент получает жетоны за желаемое поведение и может обменять их на привилегии, материальные блага, деньги и т.д. Метод аверсивного обусловливания предполагает отрицательное стимулирование (осуждение, осмеяние, удаление из группы, выполнение дополнительных обязанностей, штраф, легкий удар током и пр.) негативных поведенческих проявлений, таких как употребление алкоголя, обжорство, курение и т.д. Метод парадоксальной интенции заключается в требовании прекратить борьбу с симптомом и умышленно вызывать его (например, не спать при бессоннице, выполнять неадекватные действия типа кручения пуговицы при волнении и т.п.). Систематическая десенсибилизация предусматривает сочетание состояния релаксации с предъявлением тревожащей ситуации; осуществляется по этапам: релаксационная подготовка через внушение, построение иерархии тревожащих стимулов (например, при детских страхах – темнота, врач, милиционер, собака, Баба-Яга, волк и т.д.), визуализация всех элементов иерархии, обсуждение визуализированного ряда с подключением положительных стимулов (изготавливается забавное изображение волка, игрушка вывешивается на новогодней елке) – совместное с психологом преодоление, самостоятельное преодоление. Иммерсионные методы предусматривают предъявление объекта страха без предварительной релаксации. Так, метод наводнения заключается в помещении клиента в тревожащую его ситуацию (узкое пространство, крыша высокого здания, темная комната), где его задерживают до 45 минут. Метод имплозии предполагает моделирование и нагнетание страха в воображении (представить, что укусила змея), удержание моделируемой в воображении ситуации до 40-45 минут. Викарное научение состоит в предъявлении моделей оптимального поведения и следовании им.
4. Теоретические основы нейролингвистического программирования, основные понятия теории НЛП (Р. Бендлер, Д. Гриндер)
Нейролингвистическое программирование (НЛП) – терапевтическая практика, основанная на подстройке к невербальному и вербальному поведению клиента и перестройке его субъективного опыта, включающего динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования. Метод НЛП был разработан американскими исследователями Ричардом Бендлером и Дэвидом Гриндеромв 1975 году, имеет необихевиористскую ориентацию. Коррекция осуществляется посредством подключения к ведущей (отвечающей за извлечение информации) и репрезентативной системе (представляющей информацию) клиента, кодирующей и, в значительной мере, определяющей его субъективный опыт, и далее – переформирования у клиента неконструктивных паттернов поведения и принятия информации об окружающем мире. При этом используется трансформационная модель языка. Ведущая и репрезентативная системы могут иметь визуальную, аудиальную, кинестетическую модальность. Ключами доступа к модальным системам являются выявление и воссоздание особенностей речи клиента, анализ движений глаз, неосознаваемых невербальных ответов. В коррекционной работе осуществляется калибровка – использование тонкости, остроты восприятия, чтобы отметить специфические сдвиги во внешнем состоянии человека и знать, когда в его внутреннем состоянии происходят изменения; применяется якорение – воссоздание позитивных состояний прошлого в настоящем опыте с помощью внешнего стимула (прикосновение, изменение голоса и т.д. в момент воспоминания клиентом положительных впечатлений); практикуются диссоциированные состояния клиента, когда прошлый сенсорный и эмоциональный опыт отражается им с позиции зрителя, наблюдателя; производится расщепление сознания и бессознательного – отмечается, что бессознательное производит необходимую для коррекции работу, хотя она и не осознается.