Карл Рэнсом Роджерс – американский психолог и психотерапевт, представитель гуманистической психологии. Клиент-центрированная терапия не ориентирована на теорию (когда имеется концептуальный аппарат анализа клиента, и терапевт выступает в качестве эксперта, лучше понимающего проблему, чем сам клиент) или на проблему (когда признается, что единственный способ решить проблему – это погрузиться в нее), она ориентирована на клиента, свободного говорить и делать в терапии то, что он хочет, и выступающего ключевой фигурой в создании психотерапевтических изменений. Если клиент избегает говорить о проблеме, а, например, стремится говорить об успехах, психотерапевт не рассматривает это как форму сопротивления, а уважает выбор клиента. В клиент-центрированной терапии предполагается, что человеком, который лучше понимает и изменяет клиента, является сам клиент. Термин «клиент» в большей мере, чем термин «пациент», адекватен неманипулятивной, немедицинской модели психотерапии, подчеркивающей, что человек не является объектом диагностики и лечения, а сам ответственен за свое изменение.
Генезис невроза К. Роджерс связывает с утратой ребенком позитивного отношения к себе и ориентацией на ожидания других вследствие страха потери одобрения и принятия, что ведет к развитию гнева в сочетании с чувством вины. У невротика появляется неконгруэнтность между сознанием и бессознательным, чувствами и словами, поведением и чувствами. Неконгруэнтность охраняет «Я-концепцию» личности: человек воспринимает себя таким (и ведет себя так), каким его хотят видеть другие. Неконгруэнтность поддерживается защитными механизмами отрицания (недопущение в сознание травмирующего опыта) и искажения (интеллектуальная переработка информации в безопасном для «Я-концепции» ключе). Расхождение жизненного опыта с «Я-концепцией» ведет к напряжению и конфликтам.
Основные теоретические положения клиент-центрированной психотерапии заключаются в следующем:
· решающая роль творческой силы человека;
· приоритетность целей, а не причин, как детерминант развития личности;
· личность психотерапевта, а не технические приемы, как средство психотерапии;
· основополагающее значение установок психотерапевта как необходимых и достаточных условий терапевтической эффективности;
· восприятие мира клиента психотерапевтом таким, каким его видит сам клиент;
· ориентация на изменения в переживаниях, на достижение способности более полно жить в настоящий момент;
· применимость гуманистических принципов психотерапии к лицам всех категорий (здоровым, невротикам, психотикам);
· направленность психотерапии на изыскание ресурса изменения (внутри или вне клиента) и присоединение этого ресурса к проблемному переживанию;
· значимость личностного контакта терапевта с клиентом и взаимоотношений «психотерапевт-клиент» как средства терапевтических изменений;
· эмпатическое понимание клиента терапевтом, поощрение к исследованию своего внутреннего мира;
· избегание банальных утверждений («Я вас хорошо понимаю» и т.д.), точность реплик терапевта («Вы чувствуете обиду», «Вы как будто ощущаете раздвоение»), возможно – метафоричность обозначения состояние клиента («На Вас много навалилось», «»Вы чувствуете, как будто стоите на краю пропасти»);
· реагирование психотерапевта на эмоционально акцентированные места в речи клиента;
· особенности психотерапевтической эмпатии – сохранение собственной позиции эмпатирующего, сохранение психологической дистанции с клиентом (неотождествление переживаний терапевта и клиента), наличие в эмпатии сопереживания, а не просто положительного отношения к клиенту, динамичность, а не статичность эмпатических переживаний; психотерапевт ощущает внутренний мир клиента так, как если бы он был внутренним миром терапевта (без утраты «как если бы»);
· уважение и доверие к клиенту, сердечность, безусловное принятие, забота, поддержка самоактуализации клиента;
· конгруэнтность, искренность психотерапевта, отсутствие несоответствия между чувствами психотерапевта и их осознанием, между осознанием и выражением чувств, отсутствие расхождения между вербальным и невербальным поведением;
· актуализация готовности клиента к изменению, принятие им ответственности за это изменение.