Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Постановка психодинамического диагноза



Психодинамическая диагностика (в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода) представляет собой диагностику структуры личности с точки зрения ее развития, что обеспечивает целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии. Психодинамический диагноз учитывает следующие факторы: планирование стратегии и тактики психотерапевтического воздействия, вероятный прогноз психотерапии, защита интересов пациента, помощь в установлении терапевтом эмпатии к пациенту, уменьшение вероятности уклонения от лечения тревожных пациентов.

З. Фрейд при установлении диагноза дифференцировал невротический и психотический уровни функционирования: для первого характерно полное понимание реальности, для второго – потеря контакта с ней. Невротики считались страдающими от того, что их Эго-защиты чересчур негибки и отрезают их от энергии Оно, психотики (в силу слабости защит) оказывались затопленными примитивными силами Оно. Задачей психотерапии невротиков выступало смягчение защит и получение доступа к Оно, а терапии психотиков – упрочение защит, развитие устойчивости к стрессам, улучшение тестирования реальности и оттеснение бурлящего Оно обратно в бессознательное.

В Эго-психологии в дополнение к различию между психозом и неврозом вводилось различение степени адаптации внутри невротических категорий (симптоматический невроз или невроз характера). В ходе беседы пациент отвечал на вопросы о том, возникла проблема недавно или существовала с раннего времени, возрастала тревога резко или постепенно, был инициатором лечения сам пациент или его близкие, готов ли пациент к альянсу с психотерапевтом для борьбы с симптомами или видит в психотерапевте спасителя. Утвердительные ответы на первую часть каждого вопроса свидетельствуют о симптоматических проблемах, а на вторую – о проблемах характера. В случае симптоматических проблем выявлялись неадекватные пути решения всплывших в настоящем инфантильных конфликтов и намечались новые пути, предполагался благоприятный прогноз лечения. При проблемах характера осуществляется более длительная терапия, прогноз более сдержан.

В настоящее время постановка психодинамического диагноза предполагает выявление уровня развития личности (психотический, пограничный, невротический) и типа организации личности (истерический, параноидный, депрессивный, шизоидный, нарциссический, мазохистический, обсессивно-компульсивный, психопатический, диссоциативный). Истерический тип проявляется у людей с развитой интуицией и неустойчивыми эмоциями, склонных к тревоге, драматизации, напряжению и реактивности, чаще – у женщин гиперчувствительных и социофильных. Характерно представление о себе как о маленьком, недоразвитом существе, которому грозит опасность. Данный тип формируется в связи с ошибками в воспитании родителей, включающем нарциссические и соблазняющие послания. Используются защитные механизмы репрессии, сексуализации, регрессии, диссоциации, отреагирования. Параноидный тип отличает людей подозрительных и недоброжелательных, мрачных, раздражительных, с отсутствием чувства юмора, склонных к образованию сверхценных идей, подверженных чувствам страха, вины, зависти, стыда. Формируется этот тип в семейной системе угроз, унижений, одержимо-тревожных посланий родителей. Самосознание уязвимое, разрушительное, самоуважение хрупкое. Используются защитные механизмы проекции, проективной идентификации, реактивных образований. Депрессивный типпроявляется у людей со сниженной энергетикой, склонных к печали, имеющих вегетативные нарушения (питание, сон, саморегуляция), испытывающих чувство вины, переживших внешнюю или внутреннюю утрату. Ошибки в воспитании, провоцирующие формирование данного типа – родительская депрессия, критицизм, непонимание, эмоциональное или физическое насилие. Самосознание характеризуется глубинным переживанием вины, ранимости, собственного несовершенства. Отличительные защитные механизмы – интроекция, обращение против себя, идеализация. Маниакальный тип проявляется у людей подвижных, энергичных, работоспособных, с высокой социальностью, возбудимых, мобильных, общительных, фиксированных на оральной стадии. Особенности воспитания близки к тем, что провоцируют депрессивный тип. Самосознание характеризуется боязнью привязанности, стремлением нравиться окружающим, страхом дезинтеграции своего «Я». Используются защитные механизмы отрицания (игнорирования тревожащих событий), отреагирования в форме бегства, обесценивания. Шизоидный тип отличается базальной тревогой по поводу безопасности, избеганием эмоционально насыщенных и интимных контактов, склонностью к уходу в мир воображения и символизму, игнорированию социальных норм, жизненной позицией «наблюдателя», проявляется у людей гиперсензитивных, фиксированных на проблемах оральной стадии. Ошибки в воспитании, способствующие возникновению данного типа – сосуществование депривации и вторжения, противоречивая и дезориентирующая коммуникация «двойного зажима» (сочетание требований выполнять что-либо и одновременного запрета на эти действия, а также запрет на обсуждение и рефлексию противоречивости требований). Особенности самосознания – оппозиционность, болезненное одиночество, стремление к самовыражению, самокритичность, поиск внутренних подтверждений собственной оригинальности и уникальности. Характерные психологические защиты – изоляция, расщепление Эго, проекция, идеализация, обесценивание. Нарциссический тип проявляется у людей, переоценивающих свои достоинства, осуждающих других при зависимости от их мнений, испытывающих глубинные чувства нелюбимости и обманутости, с эксгибионистским стилем поведения, внутренне отчужденных и эмоционально недоступных, склонных к стыду и зависти. Детско-родительские отношения в детстве характеризовались паттерном «использовать и быть использованным». Самосознание отличается чувством стыда, зависти, внутренней пустоты или неуравновешенности, чувством неполноценности или компенсаторного самоутверждения и собственного достоинства, тщеславия, превосходства. Свойственны защитные механизмы идеализации, обесценивания, перфекционизма. Мазохистический тип проявляется у людей, добровольно страдающих, ориентированных на самоповреждение и самообесценивание, испытывающих скрытое желание мучить других своими незаслуженными страданиями, а также печаль и чувство вины. У мужчин имеется предрасположенность к садистическому варианту, у женщин – к мазохистскому. Ошибки в воспитании, способствующие появлению отмеченных качеств – нерадивость в воспитании ребенка или жестокое обращение с ним при редких выражениях сочувствия в случае страдания ребенка. Особенности самосознания – как у депрессивного типа, но без чувства обделенности. Типичные защитные механизмы – интроекция, обращение против себя, идеализация, отреагирование вовне, провокация («Я уже страдаю, воздержитесь от дополнительного наказания»), эксгибиционизм «(«Обратите внимание, мне больно»), избегание чувства вины («Смотрите, что вы заставили меня сделать»), морализация. Обсессивно-компульсивный типотличается методичностью, дисциплинированностью, скупостью, упрямством, склонностью к сдерживанию и утаиванию, перфекционизмом, ритуализацией поведения. Характерна фиксация на анальной стадии. Гнев у таких людей находится в состоянии под контролем и борется со страхом быть осужденным, наказанным, проявляется также чувство стыда. В семейной истории прослеживается чрезмерный контроль родителей или недостаток контроля, а также отмечается формализм отношений и их ритуализация. Самосознание характеризуется наличием нравственных принципов, выраженных в терминах контроля; проявляется беспокойство в моменты выбора, самокритичность. Обсессивный вариант типа склонен к саморегуляции за счет «думания», компульсивный – за счет «делания». Защитные механизмы при обсессивной симптоматике – изоляция, при компульсивной – уничтожение сделанного; для обеих групп характерны реактивные образования, смещение аффекта. Психопатический тип характеризуется потребностью ощущать собственное влияние на других, манипулировать ими, подняться над ними; проявляется у людей агрессивных, с высоким уровнем притязаний. Ошибки в воспитании, провоцирующие становление типа – нестабильность требований, потворство, непонимание, эксплуатация, жестокость. Самосознание отличается выраженным стремлением избежать переживания слабости и зависти. Характерные защитные механизмы – проективной идентификации, диссоциации, отыгрывания вовне, контроля. Диссоциативный тип отличает склонность к диссоциации частей собственного «Я», формированию «множественной личности, социофилия, креативность. Самосознание пропитано парализующими страхами и самообвинительными когнитивными структурами. Особенности воспитания, способствующие диссоциации частей «Я», – детские психотравмы, не облегченные помощью в эмоциональной переработке. Защитный механизм – диссоциация.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.