В когнитивной подходе основное внимание уделяется мыслям клиента о себе и о мире, организации познавательных структур, осуществляется обучение новым способам мышления. Способы мышления рассматриваются как определяющая детерминанта поведения. Этот подход директивен, активен, ориентирован на конкретную проблему клиента (а не на проработку глубинных проблем личности).
Джордж Келли – известный американский психолог, предшественник когнитивной психологии, взгляды которого повлияли на теорию и практику когнитивной психотерапии. Келли считает задачей психолога выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые являются источником негативных переживаний, и обучение клиента новым способам мышления. Он предлагает техники непосредственной коррекции неадекватных способов мышления. В основе его подхода – теория личностных конструктов – сконструированных человеком субъективных средств, помогающих ему понимать мир. Конструкт является биполярной оценочной шкалой, фиксирующей канал движения информации, способ поведения, форму отношения. Личность рассматривается как система определенным образом иерархизированных (ядерных и периферических) конструктов. Конструкты имеют индивидуальный характер; так, конструкт «интересный – скучный человек» у одного клиента представлен полярностями «гармоничный, саморегулирующийся – незрелый, несамостоятельный», у другого – «веселый – грустный, постоянно находящийся в депрессии» (в свою очередь эти конструкты также интерпретируются индивидуально, требуют уточнения; порожденные ими конструкты тоже субъективно трактуются и т.д.).
Известный американский психотерапевт когнитивного направления Альберт Эллисстремится освободить человека от барьеров и стереотипов индивидуального сознания, обеспечить клиенту более свободный и непредубежденный взгляд на мир. Выделяется две системы «когниций»: рациональная, которая отличается гибкостью суждений (имеют вероятностный характер, характер пожелания, предпочтения, вызывают умеренные эмоции) и иррациональная, содержащая ригидные убеждения (категоричны, вызывают неадекватно-сильные эмоции). Психолог помогает клиенту анализировать поведение по схеме: событие – его восприятие – обдумывание – исход. Выявляются иррациональные установки и суждения клиента: катастрофические, обязательного долженствования, обязательного удовлетворения потребностей, глобальные оценки; обсуждаются эмоциональные последствия их принятия.
Американский психиатр Аарон Бек,наиболее видный когнитивный психотерапевт, считает необходимым научить клиента видеть свою склонность к порождению ошибочных идей и отказываться от таких идей. Основой личностных убеждений выступают когнитивные структуры (схемы), формируемые на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. Когнитивные схемы могут быть адаптивными и дисфункциональными (например, «когнитивная триада депрессии», содержащая представления о себе как неприспособленном и всеми отверженном неудачнике, о мире, предъявляющем чрезмерные требования и воздвигающем непреодолимые барьеры, о будущем как безнадежной перспективе). Когнитивные искажения, систематически проявляющиеся в суждениях человека под влиянием эмоций, требуют коррекции. Таковы, например, персонализация – склонность интерпретировать любые события только в аспекте личных значений, дихотомическое мышление – поляризованная оценка событий, выборочное извлечение – концептуализация событий на основе вырванных из контекста деталей, произвольные умозаключения (уставшая от тяжелой работы женщина считает себя плохой матерью, т.к. стремится к отдыху, а не занятиям с ребенком), сверхгенерализация – обобщение на основе единичного случая, катастрофизация, преувеличение («меня засмеют», «это будет ужасно»).
Содержание психотерапевтического процесса и этапы когнитивной терапии
Психотерапевтический процесс направлен на изменение неконструктивных когнитивных схем клиента, на решение конкретных проблем. Сначала психотерапевт устанавливает с пациентом отношения сотрудничества, соисследования. Далее проводится выявление и анализ проблем: функциональный (в каких ситуациях они проявляются, насколько интенсивно, часто, длительно), когнитивный (какие мысли возникают в напряженных ситуациях, контролирует ли эти мысли пациент). Психотерапия включает в себя следующие этапы:
1 этап – идентификация (опознание) неадаптивных мыслей. Пациента просят сосредоточиться на мыслях, возникающих в реальных психотравмирующих ситуациях, проигрывая эти ситуации в воображении. Используются вопросы, позволяющие продвинуться к плохо осознаваемым неадаптивным убеждениям.
2 этап – отдаление.Пациент должен стать в объективную позицию по отношению к собственным мыслям, т.е. отдалиться от них. Пациент должен усомниться в неадаптивной мысли, сделать ее гипотезой, понять ее автоматизм, влияние на возникновение негативных эмоций.
3 этап – проверка истинности неадаптивной мысли. Пациент должен понять, что неадаптивные мысли необоснованны, беспочвенны, связаны с особенностями его характера и воспитания, а не с объективными характеристиками среды, ситуации. Неадаптивные мысли подвергаются критике, проверяются на практике.
4 этап – замена неадаптивных убеждений адаптивными. Принятие новых мыслей, представлений.