Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фазы психодраматического действия



Фазы работы группы: 1. «разогрев» и разминка, 2. драматическое действие, 3. обсуждение (обратная связь, эмоциональный обмен).

Цель первой фазы – подготовка к психодраматическому действию. Для решения этой задачи могут быть использованы специальные упражнения, групповые дискуссии, даже молчание. Часто началом работы становится дискуссия «Что я хочу получить от этой группы?» или «Для чего я здесь?». Однако уже на этой фазе могут применяться специфические средства психодрамы, например, участники в парах обсуждают вопрос о целях прихода в группу, а затем каждый участник пары говорит от имени другого, являясь его «внутренним голосом». Темы разминки должны быть связаны с проблемами, актуальными для группы. На этом этапе ведущий предлагает участникам символически изобразить барьеры, которые стоят на его жизненном пути, с помощью рисования, пантомимы или других средств. В процессе обмена переживаниями по поводу выполнения данного упражнения осуществляется выбор протагониста для углубления проблемы барьеров. Ведущему на начальном этапе важно дифференцировать неготовность группы к работе и готовность, блокированную страхом. В случае сопротивления необходима его проработка, которая осуществляется специфическими средствами психодрамы.

Фаза психодраматического действия – главная и центральная в психодраме, отличается наибольшей длительностью, динамичностью, эмоциональным накалом. На данной фазе достигается инсайт. Когда протагонист выявлен, ведущий готовит его к работе: помогает освоить сам способ драматизации, проявлять спонтанность, войти в роль, преодолевая беспокойство и сопротивление. Вначале проблема предъявляется через описание ситуации без интерпретаций и рассуждений, затем протагонисту предлагается разыграть сцену, в которой она проявляется. Ведущий советует ему походить по сцене, описывая проблему, метафорически изобразить ситуации «Стена непонимания», «Раздирающие меня противоречия» и т.п. Для прояснения проблем в семье применяется построение пространственной социограммы. Описание сцены и действие происходят в настоящем времени, определяются значимые для действия люди, вспомогательные «Я». В психодраме могут разыгрываться не только ситуации межличностных отношений, но и фантазии, сны. Важна не точность воспроизведения обстановки, а точность и глубина отображения субъективной реальности протагониста. Действующими лицами могут быть не только люди, но чувства, идеи, предметы-символы. В ходе разыгрывания психотерапевт выделяет факторы, определяющие проблему, это могут быть, например, детские травматические переживания. Тяжесть нахлынувших на протагониста переживаний уравновешивается максимальным комфортом в роли: поддержка группы, контроль ситуации протагонистом и ощущение возможности ее изменить. Психотерапевт предлагает протагонисту не только заново пережить, но и «переиграть» ситуаций, изменив жизненный сценарий.

В фазе обсуждения почти не используется действие. Основные средства этой стадии – выражение чувств, обсуждение, анализ. Исключение составляют невербальные упражнения или игровые действия, направленные на регуляцию эмоциональной напряженности. Иногда применяется разыгрывание ситуации в будущем. Для активизации работы иногда предлагается разыграть сцену обсуждения этого сеанса с кем-либо из группы или обратиться к кому-либо, имеющему сходные проблемы. Третья фаза подразделяется на две части – идентификация и ролевая обратная связь. Идентификация позволяет выразить чувства и отношения, которые вызваны игрой и знакомы участникам группы из прошлого опыта. Обсуждение служит отправной точкой для формулировки проблемы другим протагонистом. Во второй части участники описывают чувства, возникшие у них в роли (протагониста, вспомогательного «Я», зрителя). Ведущий следит, чтобы участники говорили о чувствах, не подменяя их оценками, интерпретациями, советами. На завершающей фазе протагонист приобретает душевное равновесие и уверенность в своей способности решать проблемы. В конце обсуждения протагонист высказывается о своих переживаниях.

Морено предлагал также четвертую фазу анализа как дополнение к третьей (анализ точности исполнения роли, особенностей поведения в разных ролях, значения предложенных интерпретаций и выводов).

В конце напряженного сеанса группа выражает сопереживание протагонисту в глубоких идентификациях или даже в молчании. Эта функция психодрамы определяется как шеринг. Шеринг дает возможность плавно вернуться в реальность после болезненных переживаний, почувствовать внутреннее единство группы, взаимосвязь и взаимозависимость.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.