Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОКАЯНИЕ, СЛЕЗЫ И ПЛАЧ РАДОСТОТВОРНЫЙ



Говоря обо всех аскетических деланиях, мы ведем речь лишь об их человеческой части - о наших собственных усилиях, но при этом мы никогда не забываем, что усилия эти могут что-то значить лишь при Божественном вспоможении. И трезвимся, и смерть помним, и скорби переносим, и молимся мы не сами собою, но с помощью Божественной благодати. Без нее все усилия пропадут даром, хотя верно и. обратное, что и без усилий наших практически никогда не подается благодать.
Это правило относится и к такому важнейшему делу, как покаяние. Оно первое для христианина, ибо составляет главную идею и самый смысл нашего обращения, оно же и среднее и последнее - как свидетельствуют о покаянии святые аскеты. Только предмет и характер покаяния со временем меняются.
Начинаем мы с покаяния в таких делах, которые явно обличают совесть и вопиют к Небесам. Их не нужно напоминать обратившемуся, для него, как правило, они понятны сами собою. В первую очередь, обратившемуся становится ясно, что доселе он жил безбожно, хотя, может быть, "признавал Бога в душе", что по сути мало чем лучше прямого безбожия. Затем и другие грехи, тревожившие совесть, начинают вспоминаться и будить покаянные чувства.
Итак, первое - это покаяние в греховных делах. Дела такие, впрочем, христианин творит не всю жизнь. После обращения хотя бы самые грубые страсти и беззаконные привычки он должен бросить сразу же, что обычно и бывает. (Возвращение же к таким порокам, если оно случается, означает, как правило, и конец христианской жизни.) Но память о прежних преступлениях против Бога и совести не должна исчезать совсем. Бывают такие грехи, о которых стоит помнить до самой смерти, лишь бы такое воспоминание было всегда растворено надеждою прощения. Пример в этом нам показывают первоверховные апостолы Петр и Павел, до самой кончины не забывшие: первый - своего отречения, а второй - своей вражды к христианам до обращения. Подобно тому и преподобный Моисей Мурин, бывший когда-то разбойником, до самой смерти не забывал своего греха, ради прощения которого добровольно принял мученическую смерть. И преподобная Мария Египетская после достижения самых вершин святости не забыла своей молодости и до самой кончины почитала себя скверной блудницею. Таких примеров в житиях святых немало.
После первой исповеди и покаяния в своих злодействах приходит и сокрушение в постоянных поблажках своим страстям, в том, что именуют "мелкими" повседневными грехами. Если первое покаяние не требует учителей, ибо совесть обличает суровее палача, то для постоянного пребывания в покаянии требуется постоянное наставление и самонаставление; нужна регулярная внимательная исповедь. Без нее христианин сначала уживается со своими страстями, мирится с ними, а затем начинает любить их, отвращаясь от Бога.
Чтобы этого не случилось, нужно хорошенько усвоить, а затем почаще приводить себе на память, что евангельские заповеди Господа Иисуса Христа не сводимы только к десяти Моисеевым запретам. Строго и буквально выполненное Десятословие - это та самая праведность книжников и фарисеев, которая никогда не введет человека в Царство Небесное. Христос дал нам переосмысленное Десятословие, и только в таком расширенном и духовном виде оно становится руководством для тех, кто отличает христианство от иудейства. Так, например, запрещено убивать, но Христос повелел не гневаться всуе, то есть бороться со страстью гнева. Запрещено блудить, а Христос заповедует бороться с самыми пожеланиями блудными. Запрещено воровать чужое, а Христос обещал осудить простое немилосердие, если кто не хочет поделиться своим. И так далее.
Одним словом, жизнь по Евангелию - это не только очищение рук от грязных дел, но и очищение сердца от грязных чувств, ума - от грязных мыслей, а воли - от нечистых желаний. Если мы только на запрещенные дела станем обращать внимание, то это будет означать возврат из Церкви в синагогу, от духа к плоти, от Христа к законникам и фарисеям.
Вот нам на будущее непрестанный источник слез духовных и покаяния: неисправленная душа во всех трех ее силах, постоянная нечистота нашего сердца не только в греховных, но даже и в добрых с виду проявлениях. Кроме того, готовясь к исповеди, следует вспоминать не только о том, что сделали дурного, но и о том, чего не сделали доброго, хотя имели к тому силы и возможность. Разделяя овец от козлищ на Суде Своем, Христос обвиняет последних не в их преступлениях, а в их преступном бездействии. Этого нельзя забывать.
Итак, следует почаще просыпаться и приходить в чувство. Одно для этого хорошее средство: регулярное чтение Слова Божия и святых Отцов.
Если же мы это хорошее средство не применяем, остаемся к своей душе невнимательными, кажемся себе вполне хорошими, сравниваем себя с какими-нибудь явными грешниками, то Господь зачастую применяет к нам и более суровое средство, чтобы мы познали свою немощь. Так, Он попускает нам какие-то крупные греховные падения за нашу самонадеянность и безпечность. Приходится оплакивать уже не саму страсть, а порожденное ею злодейство. И мы возвращаемся обратно к точке своего обращения, только уже с большими духовными потерями.
Таковы первые две ступени богозаповеданного плача и покаяния. Это делание духовное, оживляемое Божественной благодатью. Следует помнить отеческое выражение: не плач приходит от слез, а слезы от плача. Здесь плач - это наше собственное сердечное сокрушение, плод душевных усилий, а слезы - благодатный дар утешения за него. Сокрушение необходимо, и мы должны над ним работать, благодать же подается в ответ на наши усилия.
Впрочем, во время обращения или после него случается, что благодатные слезы опережают собственное сокрушение о грехах, чтобы дать человеку лучше прочувствовать свою греховность и тем самым понудить его к покаянию.
Третья, может быть более высокая ступень духовного плача, которую мы обычно мало знаем по себе, но встречаем в писаниях святых аскетов. Это плач Адамов о своей падшей природе, о разобщенности с Богом, о неспособности восходить к предметам духовным. Пребывание в таком плаче предполагает достаточный духовный уровень, некоторое опытное познание благодати, познание и промыслительного лишения ее. Пребывание в таком плаче невозможно для страстных, во всяком случае, в период возмущения страстями. Впрочем, и здесь не станем переходить свою меру и меру читателя. Кто узнал по себе, о чем идет речь, тот имеет более совершенных святых наставников и уже не нуждается в нашем совете. Кто не узнал, пусть почитает, например, аскетическую лирику святителя Григория Богослова или святителя Игнатия Брянчанинова.
Надлежит теперь сказать немного о слезах не духовных, а душевных, более частых и легких, более естественных, но менее ценных пред Богом. Без них, впрочем, жизнь не прожить, и в большинстве случаев они скорее добры, нежели дурны.
Если слезы духовные, о которых шла речь, это признак живого духа, то эти слезы свидетельствуют о том, что в человеке живо его сердце. В первую очередь это слезы страдания (в которых ничего доброго еще нет), затем это слезы радости и, так назовем их, слезы умиления. (Хотя у Отцов под умилением чаще понимается плач Адамов, о котором мы только что сказали, но просто трудно подобрать более подходящее именование.) Они посещают человека в часы воспоминания каких-то добрых духовных переживаний, в часы чтения умилительных страниц, показывающих примеры горячей веры и любви к Богу, показывающих преимущества благ Небесных; так плачут о горе близких к сердцу людей, о горе всей своей страны. Такие слезы вызываются и внешними впечатлениями: умилительною церковною службою (редко здесь бывают настоящие слезы духовные, чаще - душевные), хорошею, высокою музыкою, чьим-то проникновенным словом...
Повторим, что цена этим слезам не столь велика - да и кто, плача, тут же подсчитывает эту цену! - и все же они заповеданы нам Апостолом, повелевшим плакать с плачущими (Рим. 12, 15).
Да что говорить! Живя в такой стране, в такое время, постоянно встречая скорбь соотечественников, - как же не плакать! Только камни не плачут. Камни же суть сердца, одурманенные пропогандою красивой жизни. Они свой плач откладывают до времен вечных, конца не имущих.
Нам не довелось встретить наставников покаяния, молитвы и плача духовного. Но в наставниках плача душевного о погибающих собратиях недостатка не ощущалось никогда. Особенно отличились в таком "наставничестве" твои ровесники, отпадавшие от веры, привыкавшие к тяжким грехам. И поверь, что новый такой наставник в твоем лице уже не нужен...
Плач - делание всем доступное, и в некотором смысле последнее, что нам остается. Если мы не успели в духовной жизни сделать ничего, но только проливали слезы о своих грехах и о чужих страданиях, - то надежда спасения нас не покинет. Если мы на суд Христов принесем только собственные слезы, если с ними встретим последний час и не потеряем надежды на Господа - действенны будут за нас молитвы Церкви, веруем мы, что спасемся. Известно святоотеческое выражение, что не будем мы осуждены за то, что не достигли высокой жизни, не творили чудес, не воскрешали мертвых, но мы непременно будем осуждены, если не плакали о грехах своих, хотя бы и сотворили дела добрые.
Плач рабов Христовых спасает не только их самих, он созидает и саму Церковь, приводит к ней и прилагает людей далеких, но страждущих и ищущих спасения. Плач этот удерживает карающий меч, занесенный над главами упорных грешников, а потому он не есть только наше личное дело.
Плач именуется радостотворным, потому что он приносит дивные утешения, впрочем, не сам по себе, но такие утешения подает Господь всем сокрушенным сердцам. Нужно только закрепить это делание благодушным терпением скорбей. Терпеть все неприятное, что подается нам за грехи, терпеть с плачем, но без ропота, принимать наказание, как заслуженное и милостивое, - все это путь ко спасению, к духовной мудрости, начало которой полагает страх Божий, а продолжает покаяние и плач.

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

 

Итак, мы заканчиваем наш пролог или введение в аскетику. Сказали мы о том, что нужно освоить молодому христианину, чтобы далее с пользою читать святых Отцов и устраивать из своей души дом добродетелей. Когда все, о чем шла речь, будет продумано, пережито и принято к постоянному исполнению, тогда вполне справедливо христианин может почитать себя новоначальным, не сотворившим еще ничего доброго для своего спасения, но уже получившим первоначальные дары благодати Божией.
Остается лишь дать несколько советов по самому важному практическому вопросу для юношества: выбору жизненного пути.
Есть еще, возможно, такие юноши и девушки, кто, не сообразуясь со всякими советами людей посторонних, определили свою жизнь на служение Богу в иноческом чине, имея уже теперь условия для начала сего высокого и трудного подвига. Бог им в помощь, но наша речь теперь не к ним, а к тем, кто своего жизненного выбора еще не сделал и кому предлежит хотя бы некоторое неопределенно долгое время искать свое место в жизни в качестве мирян.
Учиться ли, работать ли, где и кем - у каждого к тому свои возможности, своя сердечная предрасположенность, свои семейные обстоятельства. Прошли те времена, когда "молодым везде у нас была дорога", никто не оставался неприкаянным. Ныне - не будем скрывать очевидного - русские люди никому не нужны, особенно молодые, особенно здоровые, особенно христиане. Чем нас меньше, тем, похоже, всему мipy радостнее. Созданы все условия к тому, чтобы молодым нигде места в этой жизни не находилось.
Производственная сфера разрушена, сельское хозяйство разорено, наука, культура, образование при последнем издыхании. Честно заработать на хлеб практически негде. Имеется лишь ограниченное число мест в той сфере, где честно жить очень сложно: в торговле, управлении, финансах, пропагандистском аппарате, в криминальных структурах. Устроители такого порядка отбирают часть молодежи на смену себе, на обслуживание своей паразитической системы: юристы, экономисты, мененджеры, коммерсанты, работники прессы и средств информации, телохранители, проститутки и т.п. Это "золотые пять процентов" населения с обслуживающим персоналом.
Всем остальным молодым людям уготована одна дорога - в могилу: через кабак, через наркотики, через тюрьму - все едино. Жить молодому поколению "в этой стране" не дадут. Над его истреблением кропотливо и неусыпно работают. На это дело тратят огромные средства: на безплатные наркотики, на разработку лживых и безнравственных школьных программ, убивающих религиозное и патриотическое сознание, на оболванивающее телевидение, на дешевые журналы, книги и видеокассеты, на пропаганду сексуальных знаний и сатанинских духовных методик, над тем, чтобы молодые люди не имели здесь рабочих мест и были праздными, ведь праздность - мать всех пороков.
Так задумано. Но во всяком механизме бывают сбои, ошибки и течи. "Инженеры" этого "открытого общества", поскольку в истинного Бога не верят, не учитывают реально действующего фактора - Промысла Божия. Если и ты не станешь веровать в Бога и стремиться к Нему, то и для тебя это спасительное действие будет закрыто. Тогда ты оказываешься в рамках хорошо рассчитанной схемы, настроенной на более или менее быстрое твое убиение (если, конечно, тебе не удастся самому пристроиться в эту систему, убивающую твоих сверстников).
Но верующего христианина, не произволяющего встать на пути беззакония. Господь силен избавить от них и сохранить на служение Себе. Но для этого требуется горячая вера, живая надежда на Бога и готовность на подвиг за любовь Христову.
Ныне подвигом может стать любая, самая заурядная профессия, вообще любое, только не преступное, занятие, суть которого - служение Богу, своему отечеству и народу, а не обслуживание преступного режима и его структур. Но хочешь иметь такую работу - заранее обреки себя на бедность, унижение и скорби.
Например, школьный учитель, пытающийся воспитывать людей из тех, кого "инженеры общества", вооруженные гораздо большими деньгами и техническими средствами, а равно жестокостью, лицемерием и цинизмом, усиленно тщатся превратить в скотов и преступников, - разве это не подвиг, такая профессия? Это тяжкий крест, где давит не столько традиционная бедность, сколько черствость и бездушие уже растленных воспитанников при непонимании неверующих коллег. И в то же время такой человек, если не сломается, если превозможет все невзгоды и будет свидетелем Христовым, может силою Его сделать великое дело: согреть хотя бы несколько сердец за всю свою жизнь.
Нынешней школе нужны такие подвижники, которые могли бы нейтрализовать все козни растлителей из высших этажей системы образования. Встретишь ли возле себя таких учителей - помоги им, поддержи их. Величайшая награда для них - любой порядочный ученик, для которого нравственные понятия - не пустой звук.
Подобна же и профессия врача. Здесь тоже есть где приложить способности христианину, есть возможность возрастать в памяти смертной и нести утешение ближним. И здесь придется преодолевать материальную нужду, ожидая себе награды лишь в вечности.
Удастся ли найти себе какую-то производительную работу: в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, короче там, где не делают деньги, а ждут по полгода зарплату - вот место твоего подвига. Сумей при этом не роптать, не спиться, поддержать того, кто рядом, сумей сознательно отказаться от путей легких и преступных, или даже просто безнравственных - вот и подвиг жизни, вот лествица к Небеси. Почему бы нет?
Подвигом может стать и терпение безработицы, если только это не пьяное тунеядство. Не поддавайся праздности и порокам, помогай, чем сможешь, ближним, посвяти все досуги молитве и чтению святых книг - неужели же Господь не увидит твоей решимости и попустит такому помереть с голоду и от праздности?
Подвиг для женщины-христианки в наше время - родить и воспитать столько детей, сколько Бог пошлет, не "планируя" своей семьи в сторону сокращения. Сколько нужно для этого терпения и упования на Бога, какие трудности порой приходится преодолевать в борьбе с родственниками, соблазняющими и принуждающими прервать беременность! В наше время нам не доводилось встречать таких многодетных семей, где трезвые родители воспитывали бы детей просто из удовольствия или любви к самим детям. Большая семья - тяжкий крест, который принимают родители в первую очередь ради Христа и заповедей Его.
...Ах, если бы у всего нашего терпеливого народа хватило бы еще надежды на Бога, чтобы вытерпеть весь этот кошмар государственного разрушения, не соблазнившись на преступные пути, то и самого кошмара бы не было, и государство стояло бы, хотя бы как нынешняя Белоруссия. Но мы, к сожалению, терпим развал своей страны и связанные с ним скорби только в смысле отсутствия революционных настроений. Мы не сопротивляемся разрушителям своего отечества и растлителям своей веры, потому что мы не противимся их соблазнам.
Сопротивление - это не демонстрации под красными флажками и не забастовки, когда и без того работы нет. Сопротивление заключалось бы во всенародном бойкоте телевидения, растлительной прессы (при поддержке изданий патриотических и православных), в бойкоте всяких голосований за "красных" и за "желтых", в бойкоте импортных товаров при поддержке своих производителей, в защите собственных детей от дурных влияний и в других подобных "тихих" мероприятиях. "Тихих", но не пассивных. Здесь не нужно ни насилия, ни беззакония, ни баррикад, ни стачечных комитетов. Здесь нужна только христианская совесть и жизнь по ней. И никогда Россия не превратилась бы в такую помойку, как теперь.
Чужой соблазн и наше на него согласие - вот двуединое орудие уничтожения нас, как государства, как народа, как Церкви, как христиан.

...Три дороги идут от камня, у которого остановился сегодняшний добрый молодец. Налево - звериная тропа, на которой можно "выбиться в люди", в среду тех, кому вольготно в "этой стране". Прямо - широкая дорога, на которой быстро и просто станешь навозом истории, пытаясь некоторое время сводить концы с концами и влачить жалкое существование, умирая от отчаяния и грубых греховных страстей. И третий узкий путь направо - сделать жизнь подвигом и служением Богу и отечеству.
По которой дороге путешествие продлится дольше - неизвестно. Смерть равно забирает молодыми и богатых, и безнадежных, и подвизающихся, равно и не трогает иногда подолгу и тех, и других, и третьих. Но вот последующая судьба после этой жизни у всех сильно различается.
Главный порок нынешней школы и вообще всей общественной системы ценностей заключается в том, что полностью забыты и осмеяны понятия долга, служения и героизма. Страшна и отвратительна жизнь, брошенная на поиски комфортного существования или даже просто биологического выживания. Еще страшнее безконечно долгое послесловие к книге такой жизни.
В этой связи стоит задуматься о том, что сгубило коммунизм. Он пережил и преодолел много противников. Не одолели его христианские монархи - прячась в подполье, он умел поссорить их и в удобный момент коварно вонзить им нож в спину. Не победили его ни белые воины, ни народное сопротивление, ни чужие войска - он умел натравить одних на других и на третьих и вновь выходил сухим из воды. Смело ввергал он страну в голод, разруху, репрессии, в потоки лжи и безбожия. Все сошло ему с рук, пережил он всех своих неприятелей. Только себя пережить не сумел и покончил самоубийством.
Погубили коммунизм не его злодейства, а как раз то, что он ставил себе в заслугу, то, ради чего он считал оправданными все свои преступления. В этих своих беззакониях коммунизм всегда умел опереться на мобилизованное каким-нибудь обманом героическое чувство недавних христиан. Вместо слов "за Русь Святую" он подставлял в песню: "за власть советов" и направлял героические порывы в своих целях.
Борясь с врагами, коммунизм создал свою героику и свои "святцы". С юных лет нас воспитывали на подвигах большевиков: от героев-пионеров до "железных чекистов". Нам постоянно внушали, что ради великой цели нужно и похвально рисковать и жертвовать жизнью, ее удобствами и благами. В годы борьбы не возникало и вопроса: а что это за великая цель? Она стояла где-то за победою. Сначала, мол, победим, а потом будет счастье.
Но кончились войны, и пришлось коммунистам назвать народу свою великую цель. И назвали: постоянное удовлетворение растущих потребностей советских людей. Вот святая святых коммунизма. Итак, нас начали учить постоянно жертвовать земными благами... ради земных же благ! Круг замкнулся. Обман работал лишь до тех пор, пока не ставился вопрос: зачем?
Советские люди скоро поняли, что же является высшей целью и быстренько занялись удовлетворением своих "постоянно растущих", теперь уже прямо, не обращаясь к героической риторике. Этим они уже выкопали могилу коммунизму. А столкнуть его туда помогло понимание, что "постоянно растущие" лучше всего удовлетворяются при другом общественном устройстве. И вот мы опрометью бросились растаскивать и пропивать собственную страну, надеясь на ее обломках удовлетворить свои "растущие", а потом уже просто самые насущные, потребности при каком-нибудь капитализме, коль скоро он в принципе более сытый строй.
Коммунисты в своем Манифесте 1848 года хвастливо заявили, будто буржуазия воспитала своего могильщика - пролетариат. Но вот сами-то действительно воспитали своего могильщика - советского человека, в котором умерли высокие стремления к целям Небесным, а остались лишь ненасытные поиски земного благополучия.
Так быстро и безславно рухнул коммунизм, захвативший полмiра и растливший еще большую часть человечества, рухнул в один день и без единого выстрела.
Туда бы ему и дорога, но главная идея и высшая цель его живет до сих пор и точно так же губит все человечество, принимающее эту цель, как некую духовную печать зверя. А идея эта проста: долой высокие идеи, даешь жизнь для своего блага и комфорта. Только теперь не для блага коллектива советских людей, а для своего частного блага и личного удовольствия. Жизнедательной героики и самоотверженности стало еще меньше, чем в коммунизме, и нет сомнения, что в этом же будет могила и нынешнего режима, как и коммунистического.
С верою в свои силы, со стремлением к собственному комфорту долго не проживет ни один народ на земле, ни одно государство. Его падение - вопрос времени. Мы не говорим уже о том, что ждет после смерти каждого отдельного поклонника такой религии.
Глядя на эту историю, мы лучше можем понять глубокий смысл слов Христовых: кто хочет душу (жизнь) свою спасти, погубит ее (Мф. 16, 25; Мк. 8, 35; Лк. 9, 24). Для кого земная жизнь - самоцель, тот не будет счастлив и на земле. Эта синяя птица не любит тех, кто гоняется за нею, пытаясь накрыть сачком, но она сама берет корм из рук тех, кто не обращает на нее ни малейшего внимания.
Эту истину глубоко усвоили русские люди, оказавшиеся после революции за границей. Они поняли, что если не будут жить ради вечности, ради служения России, то просто исчезнут. "Право на отдых имеют только мертвые" - вот что было написано на их знаменах. Так и вышло. Русскими остались только православные, только живущие Святой Русью. Прочие же исчезли во языцех.
Вот и нам теперь ставится задача: стремиться прожить не житуху, а жизнь, высокую, достойную, подвижническую. Благо христианину не нужно гоняться за какими-то призрачными земными целями, как это пришлось делать коммунистам. Цель нашего подвига не на земле. Временным и тленным мы должны жертвовать ради вечного и нетленного. И в этом христианском подвиге ради Царства Небесного есть место и для немощных, и для больных, и для стариков, и для детей, и для женщин. Здесь нет места только для лодырей и гордецов, не желающих подвизаться под крестной хоругвью нашего Господа и Спасителя.
Что же, воодушевляйся и ты. Напоследок расскажу и старое сказание о православном воине. Спросили его как-то о предках, и он с похвалою поведал, что его отец и дед погибли в бою за Веру, Царя и Отечество. Спросили его: как же ты не боишься идти в бой? - Он отвечал вопросом: а что, ваши отцы и деды все умерли в своей постели? - Да. - Почему же вы не боитесь всякий вечер ложиться в постель? - резонно возразил безстрашный солдат.
Такова земная жизнь всех Адамовых потомков. В их воле выбрать богатство, славу, удовольствия земные или же Небесные. В какой-то мере в их воле выбрать общий характер жизни и соответственно общий характер смерти. Но не в их воле отменить исшествие из этой жизни на суд Божий. Сделай же правильный выбор пути своего с самой юности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.